Система арбитражных судов в рф

Арбитражные суды в Российской Федерации: система, Высший Арбитражный суд

Система арбитражных судов в Российской Федерации

В статье 1 АПК Российской Федерации правосудие в области предпринимательского занятия либо другой деятельности в области экономике воплощают в действительность арбитражные суды.

Статья 4 Федерального закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» учреждает причастность арбитражных судов к федеральным судам. А также в статье 3 Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» описывает систему судов. Данная система представлена:

  • Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации;
  • арбитражным кассационным судом;
  • арбитражным апелляционным судом;
  • арбитражным судом первой инстанции на различных территориях. Это может быть в республике, в крае, в области, в городе федерального значения, в автономных областях;

Также существуют специализированные арбитражные суды.

Таким образом, арбитражные суды субъектов России выступают как суды первой инстанции. Они могут находиться на различных территориях, например это может быть республика, край, область, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Подобные суды занимаются рассмотрением в первой инстанции абсолютного большинства хозяйственных споров.

Виды арбитражных судов

Зачастую, один субъект Федерации заключает в себе создание одного арбитражного суда. В особенности, на территории небольшого количества субъектов Российской Федерации судебная власть может осуществляться одним арбитражным судом.

Например, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Бывают случаи, когда судебная власть на территориях одного лишь субъекта осуществляется несколькими арбитражными судами.

18.01.2007 был проведен Пленумом ВАС Российской Федерации № 1 «Об основании деятельности Арбитражного суда в Пермском крае и об образовании неизменного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края». Он постановил при приближении правосудия к месту установления или месту жительства участников в деле, которые находятся либо проживают отдаленно, могут образовываться на постоянной основе судебные присутствия. Здесь также учитывается численность дел, которые были рассмотрены арбитражными судами субъектов Российской Федерации, в отдельных местностях в составе арбитражных судов субъектов России.

Судебные присутствия – это изолированные подразделения, которые существуют не на месте стабильного пребывания подобного суда и выполняют его предписания.

К примеру, в городе Кудымкар функционирует устойчивое судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края.

Арбитражные апелляционные суды – это суды по контролю в апелляционной инстанции легальности и доказательства актов суда, принятые в основной инстанции арбитражным судам субъектов РФ. Россия образовала 20 подобных судов. Каждый округ имеет 2 таких суда.

Федеральные арбитражные суды округов представлены судами по контролю в кассационной инстанции легальности актов суда, которые вступили в законную силу, а также арбитражных судов субъектов России и арбитражных апелляционных судов. На сегодняшний день в России сформированы и функционируют 10 подобных судов, которые представлены Волго-Вятским округом, Центральным округом, Дальневосточным округом, Московским округом, Восточно – Сибирским округом, Поволжский округом, Уральским округом, Северо – Кавказским округом, Западно – Сибирским округом, Северо – Западным округом.

Высший Арбитражный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выступает как высший судебный орган по разрешению споров в экономике и прочих дел, которые рассматривались арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд выполняет в рассматриваемых федеральным законом формах процесса судебный надзор за их занятием и поясняет вопросы судебной практики. Это прописано в статье 127 Конституции Российской Федерации.

В компетенции Высшего Арбитражного Суда входят:

  1. разбор в роли суда первой инстанции дел, которые отмечены в пункте I части 1 статье 10 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ» и в части 2 статьи 34 АПК Российской Федерации;
  2. анализ в последовательности наблюдения дел по контролю вошедших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ;
  3. пересмотр по вновь появившимся условиям принятых им и вошедших в законную силу судебных актов;
  4. воззвание в Конституционный Суд РФ с требованием о контроле конституционности законов, прочих нормативных актов и договоров;
  5. освоение и конкретизация практики использования арбитражными судами законов и прочих нормативных правовых актов, которыми регулируются взаимоотношения в области предпринимательского занятия и прочих дел, связанных с экономикой, дачей объяснений касаемо вопросов суда;
  6. разработка суждений по улучшению законов и прочих нормативных правовых актов, которыми регулируются отношения в области предпринимательской и прочей деятельности в сфере экономике;
  7. ведение судебной статистики и установление порядка работы по ее ведению в арбитражных судах;
  8. воплощение в жизнь мер по формированию условий для арбитражных судов, в особенности, по их обеспечению кадрами, организационному обеспечению, материальному и техническому обеспечению;
  9. постановление в пределах его компетенции вопросов, которые определяются международными договорами Российской Федерации;
  10. становление вопросов организации устойчивых судебных присутствий арбитражных судов.

Вывод 2

Между тем, из вышесказанного следует, что обладание права инициативы законодательством касаемо вопросов ведения принадлежит Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.

Специализированный арбитражный суд – это Суд по интеллектуальным правам. Среди компетенций данного суда подвергаются анализу дела по спорам, которые зачастую связаны с защитой интеллектуальных прав, безусловно, как суд первой и кассационной инстанции. Суд по интеллектуальным правам постоянно пребывает в городе Москва. Это учреждено в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 17 «Об установлении места постоянного пребывания Суда по интеллектуальным правам».

Электронная библиотека

Судебная власть представляет собой деятельность уполномоченных специальных государственных органов по осуществлению правосудия. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных законами к их компетенции.

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в РФ устанавливаются:

· федеральным конституционным законом «О судебной системе в РФ»;

· федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ»;

· иными федеральными конституционными законами.

Порядок судопроизводства арбитражных судов в РФ определяется:

· федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ»;

· Арбитражно-процессуальным кодексом РФ.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

· защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Читать еще:  Выплата долга по решению суда частями

· содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов:

· равенства организаций и граждан перед законом и судом;

· состязательности и равноправия сторон;

· гласности разбирательства дел.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют (рис. 1.1):

· Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

· федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

· арбитражные апелляционные суды;

· арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации и дает разъяснения по вопросам судебной практики

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума ВАС РФ, Президиума ВАС РФ, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе ВАС РФ по решению Пленума могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в первой инстанции:

· дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

· дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

· экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет следующие полномочия:

· в порядке надзора рассматривает дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

· пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

· изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов;

· регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· дает разъяснения по вопросам судебной практики;

· осуществляет другие полномочия, предоставленные ему федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей кассационной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации. Он также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам, если имеются основания для пересмотра постановления, принятого по Существу заявленного спора

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе суда по решению Пленума ВАС РФ могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

На территории Российской Федерации действует 10 федеральных арбитражных судов округов.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума арбитражного апелляционного суда, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе суда по решению Пленума ВАС РФ могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

На территории Российской Федерации действует 20 арбитражных апелляционных судов. Их территориальная юрисдикция определена ст. 33.1 федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Судьи арбитражных апелляционных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации: республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах. На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов. В настоящее время действует 82 арбитражных суда субъектов Российской Федерации

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Судьи арбитражных судов субъекта РФ назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Финансирование арбитражных судов производится за счет средств федерального бюджета.

Заинтересованное лицо (иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ) вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Если федеральным законом установлен для определенной категории споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования (например, федеральными законами «О связи», «О федеральном железнодорожном транспорте», «О почтовой связи») либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.

По соглашению сторон спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного акта, заканчивающего дело по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.

Читать еще:  Письмо о выделении денежных средств образец

Обращение в арбитражный суд оформляется в форме (рис. 1.2):

В ходе судебного разбирательства арбитражный суд может принять следующие судебные акты (рис. 1.3):

Все судебные акты арбитражного суда должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.

Неисполнение судебных актов, а также невыполение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами

Дела в арбитражном суде первой инстанции могут рассматриваться судьей единолично, а также коллегиально в зависимости от содержания дела (рис. 1.4).

Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено АПК РФ

Дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть ими и рассмотрено.

Замена судьи или одного из судей (после замены рассмотрение начинается сначала) возможна в случаях:

· удовлетворенного самоотвода или отвода судьи;

· длительного отсутствия судьи ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе.

Судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежат отводу, если он:

· при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи и его повторное участие недопустимо;

· при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, переводчика или свидетеля;

· при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи иностранного суда, третейского суда или арбитража является родственником лица, участвующего в деле, или его представителя;

· заинтересован в исходе дела или имеются другие обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности;

· находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле или его представителя;

· делал публичные заявления или давал оценку по существу рассматриваемого дела.

Если в результате самоотводов или отводов невозможно сформировать новый состав суда для рассмотрения данного дела в том же арбитражном суде, дело передается в другой арбитражный суд того же уровня.

Арбитражный суд. Понятие, система и устройство арбитражных судов в России.

Jurist_arbitr — 19/12/2011 06/09/2016

На своем сайте я много писал о судебной практике рассмотрения арбитражных дел: налоговых споров и строительных, по взысканию долгов, по банкротству и т.д. Однако, судя по поступающим вопросам, зачастую, посетители сайта, а, иногда, это юристы по арбитражным спорам, не имеют представления о базовых понятиях: что такое арбитражные суды, какие из них являются вышестоящими по отношению к другим и какими полномочиями они наделены. В этой статье я постараюсь раскрыть основы, как это принято называть, теории арбитражного суда.

Арбитражные суды в РФ представляют из себя единую систему судов, определяемую Федеральным Конституционным Законом (ФКЗ) «О судебной системе Российской Федерации», а также ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Согласно последнему, в России действует Высший Арбитражный Суд – ВАС РФ, десять федеральных арбитражных судов округов (кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов.

Система арбитражных судов

Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) является органом судебной власти по рассмотрению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, осуществляет в указанных федеральным законом случаях надзор за их деятельностью, дает разъяснения по судебной практике применения Закона (ст. 9 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).

ВАС РФ – это вышестоящая судебная инстанция по отношению к арбитражным федеральным судам (кассационным судам), апелляционным и арбитражным судам.

Федеральный арбитражный окружной суд (федеральный кассационный суд, например, Федеральный арбитражный суд Московского округа) в рамках своих полномочий рассматривает экономические и иные споры в качестве кассационной судебной инстанции, по вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационная инстанция является вышестоящей по отношению к апелляционной и суду первой инстанции.

Апелляционный суд (по городу Москве – это Девятый арбитражный апелляционный суд) рассматривает не вступившие в законную силу решения арбитражного суда в качестве второй инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Соответственно, арбитражный суд субъекта РФ, например, Арбитражный суд города Москвы, является судом первой инстанции, рассматривающим подведомственные арбитражу споры.

Арбитражный суд. Устройство

Внутренняя структура арбитражного суда является его устройством. Высший Арбитражный Суд РФ имеет следующее устройство:

  • Пленум ВАС РФ
  • Президиум ВАС РФ
  • Судебная коллегия по рассмотрению гражданских и иных споров;
  • Судебная коллегия по административным спорам.

Каждый арбитражный суд имеет свой аппарат, который осуществляет: прием входящих документов, содействие судьям при подготовке дел к судебным заседаниям, удостоверение копий судебных актов и их выдачу, рассылку документов, проверяет уплату гос. пошлины и другие полномочия. Внутренняя структура суда включает в себя канцелярию, экспедицию, судебные отделения (куда входят судьи, помощники, специалисты, секретари), судебные составы и их председателей, отдел судебных приставов и др.

Функции арбитражных судов, задачи арбитражного судопроизводства

В настоящее время арбитраж имеет две основные функции:

  1. рассмотрением подведомственных дел занимаются все арбитры
  2. изучение и обобщение судебной практики, подготовка и внесение законодательной инициативы – ВАС РФ

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняет в виде Постановлений всем арбитражам порядок применения действующего законодательства. Совместно с Пленумом Верховного Суда РФ, он разрабатывает и принимает обязательные для всех судов постановления. Например, 01.06.1996 г. было принято постановление 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГК РФ», которое регулирует основы гражданских правоотношений и по настоящий момент.

Президиум ВАС РФ, публикуя в журнале «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», издает Информационные письма, разъясняющие арбитражную судебную практику законодательного регулирования по различным направлениям.

Общими задачами арбитражного судопроизводства, согласно АПК РФ, являются:

  • обеспечение защиты оспариваемых или нарушенных прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской деятельности, а также государственных и муниципальных образований
  • реализация доступности правосудия для вышеуказанных лиц
  • соответствующее закону судебное разбирательство в разумный срок беспристрастным и независимым судом.

Судья арбитражного суда не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и работать по совместительству. Исключение из этого правила составляют только научно-исследовательская и педагогическая деятельность.

Также, судьи не вправе публично, где бы-то ни было, высказывать свое мнение относительно рассматриваемого спора. Полномочия судей не ограничены сроком и действуют до ухода судьи в отставку.

Подведомственность и подсудность споров арбитражному суду

Перед обращением за защитой нарушенного права в судебном порядке, арбитражный представитель должен понимать, какой суд уполномочен рассматривать данное дело. Подведомственность спора – означает принадлежность спора конкретному компетентному суду: арбитражному, суду общей юрисдикции (мировому судье), Конституционному суду РФ. Процессуальным законодательством каждой судебной ветви урегулированы вопросы подведомственности споров. Также, соглашением сторон может быть установлено рассмотрение споров в третейском суде, Международном коммерческом арбитражном суде и в других судейских образованиях. Следует уделять особое внимание перечню дел, рассматриваемых арбитражными судами, т.к. это не только экономические и административные споры.

Читать еще:  Образец заявления о признании банкротом гражданина

Подсудность дел может быть родовой или территориальной. Родовая подсудность призвана разграничить рассмотрение дел между арбитражными судами различных уровней. Территориальная подсудность, как становится ясно из названия, подразумевает под собой разрешение спора в территориальном арбитражном суде в зависимости от места нахождения истца либо ответчика. Данное разграничение относится к арбитражным судам субъектов РФ.

Это основные понятия, которыми следует владеть, работая с арбитражным судопроизводством. На все другие вопросы я готов дать ответ, с использованием формы комментирования статьи.

Арбитражные суды в Российской Федерации. Система, полномочия.

Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан — индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными су­дами и входят в судебную систему РФ (ст. 1 Федерального конституционного за­кона «Об арбитражных судах», далее — ФКЗ об арбитражных судах). В соответ­ствии с Конституцией РФ законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации (ст. 2 ФКЗ об арбитражных судах). Полномо­чия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Фе­дерации устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ о судебной системе, ФКЗ об арбитражных судах и другими федеральными конституционными законами.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют (ст. 3 ФКЗ об арбитражных судах):

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  • Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • Арбитражные апелляционные суды;
  • Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются (ст. 5 ФКЗ об арбитраж­ных судах):

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предприниматель­ской и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонаруше­ний в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 10 ФКЗ об арбитражных судах):

  1. рассматривает в первой инстанции:
  2. дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Пра­вительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предприниматель­ской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;
  3. дела о признании недействительными (полностью или частично) ненор­мативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
  4. экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ;
  5. рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
  6. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  7. обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке консти­туционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ законов, иных норма­тивных актов и договоров, а также с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  8. изучает и обобщает практику применения арбитражными судами зако­нов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  9. разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предприни­мательской и иной экономической деятельности;
  10. ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбит­ражных судах;
  11. осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности ар­битражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, матери­ально-техническому и иным видам обеспечения;
  12. решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из между­народных договоров Российской Федерации;
  13. решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арби­тражных судов;
  14. осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, ФКЗ об арбитражных судах и другими федеральными конституционными за­конами.

Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ни­ми Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд округа (ст. 26 ФКЗ об арбитражных судах):

  • проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по де­лам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных
    нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

Арбитражный апелляционный суд (ст. 33.3 ФКЗ об арбитражных судах):

  • проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судеб­ных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитраж­ными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в КС РФ с запретом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им и апелляционной инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных
    нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

Арбитражный суд субъекта РФ (ст. 36 ФКЗ об арбитражных судах):

  • рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбит­ражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector