Срок возможного возобновления процедуры взыскания задолженности

Срок возможного возобновления процедуры взыскания задолженности

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

от 7 июня 2016 года N 729/16

О Порядке принятия решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по доходам, администрируемым Федеральной антимонопольной службой

(с изменениями на 19 декабря 2016 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ФАС России от 19 декабря 2016 года N 1790/16.
____________________________________________________________________

1. Утвердить порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по доходам, администрируемым Федеральной антимонопольной службой, согласно Приложению к настоящему приказу.

2. Установить, что порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по доходам, администрируемым Федеральной антимонопольной службой, применяется центральным аппаратом ФАС России и территориальными органами ФАС России в отношении задолженности по денежным взысканиям (штрафам) за нарушение законодательства Российской Федерации, контроль соблюдения которого возложен на ФАС России.

3. Руководителям территориальных органов ФАС России обеспечить неукоснительное выполнение требований порядка принятия решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по доходам, администрируемым Федеральной антимонопольной службой.

4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России А.В.Доценко.

Приложение. Порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по доходам, администрируемым Федеральной антимонопольной службой

Приложение
к Приказу ФАС России
от 7 июня 2016 года N 729/16

(с изменениями на 19 декабря 2016 года)

I. Общие положения

1. Порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по доходам, администрируемым Федеральной антимонопольной службой (далее — Порядок), определяет процедуру принятия центральным аппаратом ФАС России и территориальными органами ФАС России (далее — администраторы доходов бюджета) решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по доходам, администрируемым Федеральной антимонопольной службой (далее — дебиторская задолженность).

II. Основные требования к порядку принятия решения

2. Решение о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности принимается администратором доходов бюджета.

3. Основаниями для принятия администраторами доходов бюджетов решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности являются законодательно установленные обстоятельства (случаи):

1) смерть физического лица — плательщика платежей в бюджет или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) признание банкротом индивидуального предпринимателя — плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества должника;

3) ликвидация организации — плательщика платежей в бюджет в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

4) принятие судом акта, в соответствии с которым территориальный орган ФАС России утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет в связи с истечением установленного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности по платежам в бюджет;

5) вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих случаях:

размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

судом возвращено заявление о признании плательщика платежей в бюджет банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом ФАС России от 19 декабря 2016 года N 1790/16.

6) истечение установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания при отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления такого срока, в части задолженности по административным штрафам, неуплаченным в установленный срок;

4. Документами, подтверждающими обстоятельства (случаи) признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, являются:

документ, свидетельствующий о смерти физического лица — плательщика или подтверждающий факт объявления его умершим;

документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности вследствие признания банкротом индивидуального предпринимателя — плательщика платежей в бюджет, из Единого государственного реестра юридических лиц о прекращении деятельности в связи с ликвидацией организации — плательщика платежей в бюджет;

вступивший в законную силу судебный акт, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет в связи с истечением установленного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе определение суда об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании задолженности по платежам в бюджет;

постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

в случае возникновения обстоятельства, предусмотренного подпунктом 6 пункта 3 Порядка — документ, подтверждающий истечение установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания при отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления такого срока.
(Абзац дополнительно включен приказом ФАС России от 19 декабря 2016 года N 1790/16)

5. Дополнительно к документам, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, администратором доходов формируются следующие документы:

выписка из отчетности администратора доходов бюджета об учитываемых суммах дебиторской задолженности;

справка администратора доходов бюджета о принятых мерах по обеспечению взыскания дебиторской задолженности.

6. Обязанность по истребованию документов и сведений, необходимых для осуществления процедуры признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, возлагается на структурное подразделение (уполномоченное должностное лицо) администратора доходов бюджета, ответственное за составление Постановлений об административных правонарушениях (далее — ответственное структурное подразделение).

III. Порядок подготовки и принятия решений о признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию

7. Решение о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности оформляется актом о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности (далее — Акт), который подписывается членами комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной администратором доходов на постоянной основе (далее — Комиссия), и утверждается руководителем администратора доходов бюджета.

8. Комиссия проводит заседания по мере поступления от ответственных структурных подразделений служебных записок с просьбой рассмотреть вопрос о признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию, по установленной форме (Приложение N 1 к настоящему Порядку).

9. Ответственные структурные подразделения при наличии поступивших в их адрес документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за кварталом, составляют служебную записку и направляют ее в Комиссию вместе с документами, подтверждающими возникновение обстоятельства, являющегося основанием для признания дебиторской задолженности безнадежной к взысканию. Служебная записка подписывается начальником ответственного структурного подразделения.

10. Служебная записка, направляемая в Комиссию должна содержать следующую информацию:

— полное наименование организации (ФИО физического лица);

— ИНН/ОГРН/КПП (ИНН физического лица);

— наименование платежа, код бюджетной классификации, по которому возникла дебиторская задолженность;

— сумму дебиторской задолженности;

— обстоятельство, являющееся основанием для признания дебиторской задолженности безнадежной к взысканию, с приложением документа в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка;

— справку о принятых мерах по обеспечению взыскания дебиторской задолженности в хронологическом порядке, подписанную начальником ответственного структурного подразделения, с указанием реквизитов соответствующих документов и приложением их копий (при необходимости);

— заключение о наличии или отсутствии возможностей и/или перспектив возобновления процедуры взыскания дебиторской задолженности, в том числе направленных на прекращение обстоятельств, являющихся основанием для признания дебиторской задолженности безнадежной к взысканию;

— при наличии оснований для возобновления процедуры взыскания дебиторской задолженности, указывается дата окончания срока возможного возобновления процедуры взыскания;

— сведения о наличии/отсутствии информации о лицах, на которые законом или иными правовыми актами возложено исполнение обязательства ликвидированного должника.

Читать еще:  Отвод судьи апк рф

11. При поступлении в Комиссию служебной записки ответственного структурного подразделения, Комиссия запрашивает у главного бухгалтера (уполномоченного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) выписку из отчетности администратора доходов бюджета об учитываемых суммах дебиторской задолженности по установленной форме (Приложение N 2 к настоящему Порядку)

12. Срок рассмотрения Комиссией представленных ей документов не должен превышать 30 дней. В случае запроса дополнительной информации, необходимой для принятия решения о признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию, срок рассмотрения документов исчисляется с даты получения Комиссией запрашиваемых документов.

13. Комиссия осуществляет следующие полномочия по рассмотрению вопроса о признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию:

проводит анализ представленных документов и при необходимости дополнительно запрашивает у ответственного структурного подразделения иные документы и разъяснения;

устанавливает факт возникновения обстоятельства для признания дебиторской задолженности безнадежной к взысканию;

принимает решение о возможности/невозможности дальнейшего принятия мер по возобновлению процедуры взыскания дебиторской задолженности, в том числе направленных на прекращение обстоятельств, являющихся основанием для признания дебиторской задолженности безнадежной к взысканию;

принимает одно из следующих решений:

а) признать дебиторскую задолженность безнадежной к взысканию, установив следующее:

— имеются основания для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При наличии оснований для возобновления процедуры взыскания дебиторской задолженности указывается дата окончания срока возможного возобновления процедуры взыскания;

— отсутствуют основания для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

б) отказать в признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию. Данное решение оформляется Протоколом об отказе в признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию по форме согласно Приложению N 3 к настоящему Порядку, подписывается членами Комиссии, и не препятствует повторному рассмотрению вопроса о возможности признания дебиторской задолженности безнадежной к взысканию;

в случае признания дебиторской задолженности безнадежной к взысканию подготавливает Акт по форме согласно Приложению N 4 к настоящему Порядку.

14. В случае разногласия мнений членов Комиссии, принимается решение об отказе в признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию.

15. Акт представляется для утверждения руководителю администратора доходов бюджета в течение 5 рабочих дней с даты принятия Комиссией решения о признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию.

16. Копия протокола об отказе в признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию направляется Комиссией в ответственное структурное подразделение с указанием причин отказа.

IV. Общие требования к оформлению решения о признании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию и отражению такого решения в бюджетном (бухгалтерском) учете

17. Оформленный Акт должен содержать следующую информацию:

полное наименование организации (ФИО физического лица);

ИНН/ОГРН/КПП (ИНН физического лица);

сведения о платеже, по которому возникла дебиторская задолженность;

код бюджетной классификации, по которому учитывается дебиторская задолженность;

сумму дебиторской задолженности, признанную безнадежной к взысканию;

дату принятия решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности;

подписи членов Комиссии.

18. Подписанный руководителем администратора доходов бюджета Акт незамедлительно предоставляется Комиссией главному бухгалтеру (уполномоченному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) для отражения данных в бухгалтерском учете.

19. Дебиторская задолженность, признанная безнадежной к взысканию, списывается с балансового учета администратора доходов бюджета в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Российской Федерации.

Приложение N 1. Форма служебной записки ответственного структурного подразделения

Приложение N 1
к Порядку принятия решения о признании
безнадежной к взысканию
дебиторской задолженности
по доходам, администрируемым
Федеральной антимонопольной службой

В Комиссию по поступлению
и выбытию активов

В соответствии с порядком принятия решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по доходам, администрируемым

Учет для бюджетников: отнесение дебиторской задолженности к нереальной к взысканию

Можно ли признать образовавшуюся задолженность как нереальную к взысканию, принимая во внимание, что в добровольном порядке контрагенты рассчитываться не будут?

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

В 2015 году согласно приказу по учреждению питание сотрудникам учреждения, а именно вожатым предоставлялось на платной основе и являлось доходной составляющей предпринимательской деятельности бюджетного учреждения. Поэтому на основании «Табеля по предоставлению питания» в бухгалтерском учете 2015 года был начислен доход по контрагенту «Сотрудник учреждения — Ф. И. О.» и отражен на счете 2 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)». На текущий момент некоторыми сотрудниками учреждения не погашена возникшая в 2015 году задолженность.

Можно ли признать образовавшуюся задолженность как нереальную к взысканию, принимая во внимание, что в добровольном порядке контрагенты рассчитываться не будут?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Отнесение дебиторской задолженности к нереальной к взысканию находится в компетенции комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

Детальный порядок списания и документы, на основании которых комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании дебиторской задолженности с балансового учета бюджетного учреждения, определяются в рамках Учетной политики учреждения.

Обоснование вывода:

В соответствии с п.п. 36, 47 СГС «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности дебиторская задолженность признается активом и отражается на балансовых счетах бухгалтерского учета, если она находится под контролем учреждения и от нее ожидается поступление полезного потенциала. Иными словами, дебиторская задолженность является активом, если учреждение еще ожидает, что ему перечислят деньги или передадут имущество, выполнят работы, окажут услуги. Если же предлагалось контрагенту погасить задолженность добровольно, были приняты меры по истребованию задолженности в судебном порядке, но никаких результатов получено не было, то понятию актива такая задолженность уже не соответствует. Следовательно, в случае, если в отношении дебиторской задолженности указанные критерии не выполняются, то такая задолженность подлежит списанию с балансового учета учреждения (п. 339 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 14.07.2017 N 02-08-10/45171).

Решение о списании дебиторской задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, далее — Комиссия (п. 339 Инструкции N 157н). Установить порядок списания дебиторской задолженности с балансового учета учреждению необходимо в локальном акте, разработанном с учетом положений действующего законодательства РФ (смотрите письмо Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776). При этом должны учитываться требования органов, осуществляющих в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.

Инструкции NN 157н, 174н не содержат указаний по составу документов, необходимых для принятия Комиссией решения о списании с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов. В то же время специалисты финансового ведомства указывают в Письме, что решение Комиссии о списании с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов принимается с учетом:

— сведений, выявленных в ходе проведения инвентаризации, в отношении дебиторской задолженности, обладающей признаками нереальной к взысканию;

— документов, подтверждающих наличие рисков невозможности взыскания дебиторской задолженности.

При этом Комиссия, принимая решение о списании с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов, вправе руководствоваться положениями законодательства по составу документов, необходимых для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении), установленных БК РФ, и общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 N 393.

Кроме того, при принятии Комиссией решения о признании задолженности нереальной к взысканию она может руководствоваться нормами гражданского законодательства. ГК РФ предусматривает следующие основания:

— истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);

— прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);

— прекращение обязательства на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ);

— ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ) или смерть гражданина (ст. 418 ГК РФ).

Перечень документов, подтверждающих наличие оснований для принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности, может включать постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ).

Так, если исполнительное производство было окончено судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в ч.ч. 1, 3, 4 и 7 ст. 21 Закона N 229-ФЗ, может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника (ч. 2.1 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Читать еще:  Причинить убытки

Соответственно, в рассматриваемой ситуации во время проведения инвентаризации Комиссии, в том числе, следует проанализировать задолженность, числящуюся на доходных счетах 2 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» на предмет наличия признаков признания задолженности нереальной к взысканию. Как уже отмечалось выше, истечение срока исковой давности является одним из оснований признания задолженности нереальной к взысканию. Дата окончания срока исковой давности определяется по общим правилам о сроках (глава 11 ГК РФ).

Для этих целей по каждой сумме задолженности Комиссия, в частности, определяет: истек или нет срок исковой давности, является ли задолженность безнадежной и проводились ли меры по ее взысканию. На основании изученных данных Комиссия может принять решение в отношении каждой суммы выявленной дебиторской задолженности:

— соответствует или нет дебиторская задолженность понятию «актив»;

— существует или нет уверенность, что дебиторская задолженность в будущем может быть взыскана.

Следует отметить, что если работник отказывается погасить задолженность в добровольном порядке, то бюджетному учреждению следует принять меры по истребованию данной задолженности в судебном порядке. Поэтому если учреждением сроки обращения в судебные органы по вопросам взыскания задолженности еще не пропущены, то учреждению целесообразно воспользоваться таким правом.

Таким образом, определив суммы дебиторской задолженности, которые больше не соответствуют критерию «актив» и в будущем с большой долей вероятности взысканы не будут, Комиссия может квалифицировать выявленную дебиторскую задолженность как нереальную к взысканию.

Дебиторская задолженность, признанная в установленном порядке нереальной к взысканию, возникшая в рамках доходных операций бюджетного учреждения, списывается в дебет счета 2 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» с кредита счета 2 205 31 66Х «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)», с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (абзац 6 п. 94 Инструкции N 174н).

В соответствии с п. 339 Инструкции N 157н учет задолженности на забалансовом счете 04 осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству РФ, способом. Однако в случае отсутствия правовых оснований для возобновления процедуры взыскания списанную задолженность учитывать за балансом не нужно.

Кроме того, дебиторская задолженность, не исполненная в срок должником и не соответствующая критериям признания актива, может быть квалифицирована Комиссией как сомнительная (п. 11 СГС «Доходы»). Сомнительная задолженность подлежит списанию с балансового учета с одновременным отражением ее на забалансовом счете. В настоящее время на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации находится приказ Минфина России от 28.12.2018 N 298н, вносящий изменения в приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (размещен на сайте Минфина России 15.01.2019 в разделе «Бюджет» — «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора» — «Бухгалтерский учет государственного сектора»). Приказом, в частности, предусмотрен учет сомнительной задолженности с использованием забалансового счета 04. При этом уточняется и само название забалансового счета как «Сомнительная задолженность». В этом случае у бюджетного учреждения возникает необходимость скорректировать сумму дохода с формированием резерва по сомнительной задолженности. Дальнейшее прекращение признания (выбытия) с забалансового учета сомнительной задолженности по доходам осуществляется на основании решения Комиссии при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала. При этом в случае, если в отношении задолженности по доходам будет принято решение о признании ее безнадежной к взысканию, такая задолженность списывается с балансового (забалансового) учета субъекта учета с одновременным уменьшением доходов текущего отчетного периода (уменьшением резерва по сомнительным долгам).

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Определение дебиторской задолженности, которую невозможно взыскать

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 № 49 действует в том числе и для БУ. Согласно п. 1.5 этого НПА инвентаризация ДЗ проводится как минимум один раз в год перед подготовкой годовых отчетов. При этом проверяется корректность сумм ДЗ и правомерность их отражения в учете в качестве активов (п. 3.48 приказа № 49).

Кроме того, в учреждениях могут быть разработаны дополнительные процедуры по выявлению и контролю просроченной ДЗ. Например, ежемесячная проверка остатков ДЗ по контрагентам и по периодам просрочки, ежеквартальное подписание актов сверки с контрагентами, проверка реального существования на настоящий момент контрагента, долг которого не возвращен в течение года, и т. д.

В БУ могут образоваться следующие виды просроченной ДЗ:

  • по расчетам с покупателями товаров, работ, услуг;
  • по выданным поставщикам авансам;
  • переплата заработной платы;
  • по выданным займам;
  • по расчетам с подотчетными лицами;
  • по расчетам с лицами, которые должны компенсировать ущерб.

Просроченной ДЗ становится, если должник не погасил сумму, подлежащую уплате, в сроки, оговоренные договором или другими документами. В свою очередь, просроченная ДЗ может стать безнадежной. Это значит, что долг получить невозможно. Отражение безнадежной задолженности на счетах учета и в отчетности ведет к некорректности предоставляемой информации о деятельности организации. Такая задолженность не является активом и должна быть списана.

В выявлении проблем с оплатой ДЗ также может помочь ее анализ. Читайте о нем в статье «Анализ дебиторской и кредиторской задолженности (нюансы)».

Основания для списания ДЗ

Законодательством оговорены следующие случаи, при которых ДЗ может считаться безнадежной:

  • при наступлении события, не зависящего от сторон, которое делает исполнение обязательства нереальным (ст. 416 ГК РФ);
  • в соответствии с решением государственного органа, подтвержденного актом (ст. 417 ГК РФ);
  • при наступлении смерти должника (ст. 418 ГК РФ);
  • при ликвидации контрагента (ст. 419 ГК РФ);
  • при прошествии срока исковой давности (гл. 12 ГК РФ).

Событиями, не зависящими от сторон, могут быть чрезвычайные ситуации, катастрофы, военные действия, стихийные бедствия.

Актом государственного органа, в соответствии с которым ДЗ может быть списана, является, например, решение суда о том, что долг взыскан быть не может. Если организация подала в суд на своего должника и суд обязал его погасить задолженность, то исполнительный лист, выданный в суде, перенаправляется судебным приставам. С этого момента взыскание проводится согласно закону «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Если служба судебных приставов, произведя все положенные действия, вынесла решение о невозможности взыскания долга, выдается соответствующее постановление об окончании исполнительного производства. Причиной, указанной в постановлении, может быть:

  • ликвидация организации;
  • невозможность определения фактического нахождения контрагента;
  • отсутствие имущества и денежных средств у должника.

Смерть должника является причиной признания задолженности безнадежной, если обязательство может быть погашено только при его участии или напрямую связано с его личностью.

Данные о ликвидации юридического лица БУ может получить из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Такая информация доступна на сайте Федеральной налоговой службы или при личном обращении. Там же можно проверить и благонадежность контрагента до совершения с ним каких-либо сделок: узнать статус организации, проверить, не является ли массовым адрес регистрации контрагента, подает ли он отчетность в налоговые органы и т. д.

По общим правилам, срок исковой давности составляет 3 года, однако по некоторым отношениям в соответствии с законодательством он может быть другим. Началом срока исковой давности по ДЗ является первый день просрочки исполнения обязательства. Если должник осуществляет какие-либо действия, указывающие на признание долга, то срок исковой давности начинают отсчитывать заново со дня совершения таких действий. Так, должник может подписать акт сверки, выдать гарантийное письмо, перечислить какую-то часть долга и т. д.

Сомнительная задолженность признается безнадежной к взысканию и выбывает с баланса БУ на основании решения специальной комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции к единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Состав комиссии устанавливается приказом главы учреждения. Также может быть создано специальное положение, регулирующее деятельность комиссии.

Бухгалтерский учет списания ДЗ

Особенностью бухучета списания ДЗ в БУ является отражение списанной ДЗ за балансом, на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Забалансовые счета для БУ работают так же, как для прочих, то есть поступление отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций.

Проводка по счету 04 делается, когда комиссия по списанию ДЗ принимает соответствующее решение. Суммы на счете 04 отражаются в течение всего времени, пока еще может снова начаться процедура взыскания задолженности или у неплатежеспособного должника могут появиться средства для возврата долга. Планом счетов для организаций, отличных от кредитных и государственных (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н), например, предусмотрен пятилетний срок для отслеживания возможности возврата ДЗ.

Читать еще:  Простить долги

Служба приставов может снова начать действия по взысканию, например, если истец повторно передал им выданный судом исполнительный лист, который уже был на рассмотрении приставов, но по каким-либо причинам исполнительное производство было завершено. В случае возобновления процедуры взыскания или возврата долга неплатежеспособным должником ДЗ списывается со счета 04 и отражается на соответствующих балансовых счетах.

Окончательное списание ДЗ с забалансового счета должно быть одобрено комиссией на основании законодательно установленных причин: смерть должника, ликвидация организации и т. д.

Аналитика по счету 04 ведется в разрезе видов приходов/расходов, по которым учитывалась ДЗ, и дебиторов с указанием всех их данных, необходимых для возврата долга. Ниже указаны основные проводки по отражению списания ДЗ. Больше типовых проводок можно найти в инструкции к плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Каковы сроки исковой давности по взысканию задолженностей? Можно ли взыскать долги по истечении сроков?

Вопросам истечения сроки давности в части взыскания задолженности посвящена 12 Глава Гражданского кодекса. Исходя из положений ст. 195 ГК, под сроком исковой давности понимается временной промежуток, в течение которого кредитор вправе потребовать от должника возврата денежных средств. Это сроки, в которые кредитор может обратиться в суд для защиты нарушенных прав. Кредитор в данном случае может быть абсолютно любым: это может быть банк, управляющая компания, юридическое лицо и пр.

По общему правилу, если кредитор не успевает обратиться в суд в отведенные ему сроки давности, а обязательства перед ним остались непогашенными, то долги физлица или юрлица подлежат списанию независимо от их размера.

Сроки исковой давности

По нормам ст. 196 Гражданского кодекса в общем случае на возврат задолженности кредитору отводится не более 3 лет. В случае продления и восстановления сроков общий срок для возврата задолженности составляет не более 10 лет.

Исходя из положений ст. 206 Гражданского кодекса, при истечении сроков и наличии письменного подтверждения у должника о наличии невыплаченных обязательств срок в три года начинает отсчитываться с этого момента. В ст. 208 ГК прописан перечень долговых обязательств, которые не подлежат списанию и исковые заявления по их взысканию допускается подать в любой момент.

К подобным долговым обязательствам можно отнести:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07 .
  1. Требования от клиентов банковских учреждений по возмещению дебиторской задолженности и возврату ранее сделанных вкладов.
  2. Обязательства от ответственных лиц по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан.
  3. Прочие долговые обязательства, которые определены на законодательном уровне.

Получается, что задолженность по кредитам и штрафам имеет свои сроки давности, после истечения которых с плательщика не допускается взыскать средства, если он сам добровольно не решит их погасить.

Порядок исчисления

Особенности исчисления сроков давности регламентируются статьей 200 Гражданского кодекса. Здесь сказано, что сроки давности физлиц по долгам определяются исходя из типов заключенной ими сделки.

По другим типам соглашений сроки отсчитываются с первого дня после истечения срока исполнения обязательства. Срок исковой давности начинает течь с момента истечения срока исполнения обязательства по п. 2 ст. 200 ГК. Например, если по договору купли-продажи поставщик должен был оплатить товары до 2 сентября, сроки давности начинают отсчитываться с 3 сентября.

Согласно ст. 196, 200 Гражданского кодекса, такой срок определяется с даты, когда кредитор узнал или должен был узнать о нарушении своего права на получение долга.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Например, если последний день для возврата кредита был установлен как 31 августа 2019 года, то сроки давности истекут 1 сентября 2022 года. Но по сложившейся судебной практике три года отсчитываются со дня последней оплаты по кредиту, которая была внесена должником.

Например, для договоров транспортной экспедиции срок исковой давности установлен как 1 год с момента возникновения права на предъявление иска по ст. 13 87-ФЗ от 2003 года.

В случае смерти должника все неисполненные им обязательства переходят к его наследникам. При переходе долга к наследникам начисление по срокам давности не прерывается.

По долгам, которые продолжают накапливаться и начисляться, применяются положения о сроках исковой давности. Примером таких платежей являются налоги или начисления по коммунальным услугам. В любом случае допускается списание с должника обязательств с наступившими сроками исполнения более, чем 3 года.

Возможно ли взыскание долга после истечения срока давности

В случае если истец уложится в отведенные сроки исковой давности, и суд вынесет приказ о взыскании задолженности, с этим документом взыскатель может направиться в ФССП или напрямую к работодателю должника (если долг не превышает 25 000 р.). Задолженность допускается взыскать с зарплатной или пенсионной карт должника, а также за счет описи и реализации имущества должника.

Но нередко даже получение исполнительного документа для взыскания задолженности не является гарантом получения денег от должника. ФССП вправе приостановить исполнительное производство и вернуть документ кредитору из-за невозможности определения местоположения должника или отсутствия у него имущества или доходов для взыскания.

В случае пропуска сроков давности задолженность вместе с начисленными штрафными санкциями в виде пени и процентов списывается.

На основании ст. 199 Гражданского кодекса сроки давности по взысканию задолженности не влияют на обязанности судебной инстанции принять иски к рассмотрению. Получается, что кредитор вправе передать исковое заявление о взыскании задолженности и за пределами сроков давности. Судебное разбирательство начнется независимо от того, были ли просрочены сроки или нет.

Но ответчик вправе сделать встречный ход и направить ходатайство в суд об истечении срока давности. После поступления такого документа суд рассматривает его обоснованность и выносит определение об остановке процесса из-за истечения сроков давности. Случаи, когда ответчик не пользуется свои законным правом остановить судебное разбирательство из-за пропуска сроков давности, являются исключением.

Для восстановления сроков кредитор должен обратиться с соответствующим ходатайством в суд и приложить документальные подтверждения изложенных обстоятельств (например, справки из медицинского учреждения и пр.).

В любом случае признание причины пропуска сроков уважительной допускается только по решению суда.

Только суд может решить продлить и восстановить сроки давности либо отказать в удовлетворении ходатайства.

Сроки исковой давности могут прерываться и приостанавливаться.

Ситуации, когда происходит приостановка срока исковой давности, перечислены в ст. 202 Гражданского кодекса. Здесь указано на следующие случаи:

  1. Стороны находятся на этапе разрешения спора в отношении задолженности во внесудебном порядке. Ими применяются процедуры медиации и посредничества. Период приостановки сроков давности в данном случае установлен законом, который регулирует данные процедуры, а при отсутствии установленных сроков – как 6 месяцев с даты ее начала (по нормам п. 3 ст. 202 ГК).
  2. Иск нельзя было предъявить из-за обстоятельств непреодолимой силы, которые возникли или продолжили существовать в последние 6 месяцев срока давности по п. 2 ст. 202 ГК.

После перерыва в сроке давности оставшаяся часть срока менее 6 месяцев продлевается до полугода, а если сроки давности равны 6 месяцам или оказываются менее 6 месяцев, то до срока давности по п. 4 ст. 202 ГК.

Например, покупатель должен был произвести платеж за товар до 15 сентября 2019 года. Сроки давности начали отсчитываться с 16 сентября 2019 года. Стороны подписали акт сверки расчетов 31 декабря 2019 года. Соответственно, сроки давности начинают исчисляться с 1 января 2020 года.

Если кредитор не успеет обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности в течение срока давности, то по умолчанию вернуть средства можно с согласия самого должника. В случае если банк решит передать долг коллекторам, это не станет основанием для нового отсчета сроков давности.

Если кредитор продолжает требовать погашения долга уже после истечения сроков давности, то на него можно пожаловаться в прокуратуру.

Таким образом, для взыскания задолженности в принудительном порядке через суд кредитор должен обратиться с заявлением в установленные законом сроки исковой давности. Общие сроки исковой давности по ст. 196 ГК составляют три года с момента нарушения прав кредитора. После истечения сроков давности задолженность не подлежит взысканию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector