Содержание
- Глава XI. Упрощенные процедуры банкротства
- Банкротство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника
- Основные принципы
- Сколько стоит
- Минусы закона
- Упрощенная процедура банкротства в 2020
- Что такое упрощенная процедура банкротства
- Порядок упрощенной процедуры банкротства
- Несостоятельность ликвидируемого должника
- Процедура банкротства отсутствующего должника
- Документы, необходимые для упрощенной процедуры банкротства
- Упрощенная процедура банкротства физического лица
- Ответы на распространенные вопросы
- Упрощенная процедура банкротства юридического лица
Упрощенная система банкротства
Глава XI. Упрощенные процедуры банкротства
Глава XI. Упрощенные процедуры банкротства
Упрощенные процедуры банкротства применяются к таким особым категориям должников, как ликвидируемые и отсутствующие должники. Их статус определяется тем, что по общему правилу участие данных субъектов в обороте не предполагается, следовательно, применять к ним восстановительные процедуры не имеет никакого смысла.
Цель упрощенных процедур — скорейшая ликвидация названных юридических лиц и удовлетворение требований кредиторов из имущества, которое, возможно, у этих субъектов имеется.
Отметим, что ликвидируемый и отсутствующий должники объединены в одну главу практически произвольно, так как взаимного применения правовых норм Закон не предусматривает.
§ 1. Особенности банкротства ликвидируемого должника
Статья 224. Банкротство ликвидируемого должника
Статья определяет статус ликвидируемого должника, устанавливая, что, если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (очевидно, имеются в виду все требования), для данного юридического лица применяется особый порядок ликвидации, установленный §1 гл.XI Закона. Не имеет значения, была ли ликвидация добровольной либо принудительной (т.е. принято решение о ликвидации самим юридическим лицом либо судом).
По сути, к ликвидируемым юридическим лицам применяется критерий неоплатности (стоимость имущества менее стоимости обязательств). Кроме того, не имеют значения ни срок, ни размер задолженности, однако это актуально для случаев, когда речь идет о применении §1 гл.XI. Если ликвидируемый должник рассматривается как обычное юридическое лицо (а это возможно даже после принятия решения о ликвидации), все положения о признаках и критерии неплатежеспособности к нему применяются.
Итак, при выяснении факта превышения размером обязательств ликвидируемого должника размера его имущества дальнейшая ликвидация осуществляется в соответствии с нормами конкурсного права. Для этого необходимо возбуждение судом производства по делу о банкротстве должника.
Пункты 2 и 3 определяют, кто является субъектом обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника. Это зависит от того, была ли уже образована ликвидационная комиссия (назначен ликвидатор) или нет.
В первом случае субъектом обязанности в п.2 названа ликвидационная комиссия (ликвидатор). Однако возникает интересная ситуация: в силу п.1 ст.10 Закона ответственность за нарушение обязанности по обращению в арбитражный суд несут члены ликвидационной комиссии. Следовательно, любой из них заинтересован в подаче заявления при наличии указанных обстоятельств, т.е. суд обязан такое заявление принять. Такой вывод подтверждается еще и тем, что ликвидационная комиссия не является субъектом правоотношений, а потому нельзя говорить, что ее председатель действует от имени комиссии.
Во втором случае субъектом обязанности по обращению в суд является руководитель должника, любой из его учредителей (участников), собственник имущества унитарного предприятия.
Обращает на себя внимание важнейшее правило, установленное в п.3 ст.225, — в названных ситуациях к ликвидируемому должнику не применяется §1 гл.XI (см. комментарий к ст.225).
Статья 225. Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника
Статья определяет процессуальные особенности производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ликвидируемого должника.
Прежде всего следует отметить, что в силу п.1 при рассмотрении дела может быть вынесено только одно решение- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, одновременно утвердив конкурсного управляющего. Комментируемая статья не сохранила правило ч.2 п.1 ст.175 Закона 1998 г., в соответствии с которым полномочия конкурсного управляющего могли быть возложены на ликвидатора либо на председателя ликвидационной комиссии, хотя в ряде случаев это было бы целесообразно. Таким образом, теперь для назначения конкурсного управляющего необходимо будет соблюсти все требования ст.20-23 Закона.
Каких-либо особенностей конкурсного производства §1 гл.XI не устанавливает (кроме того, что кредиторы имеют право предъявить свои требования к должнику в течение месячного срока с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом), поэтому, надо полагать, подлежат применению нормы гл.VII Закона (хотя отсылки к ним в §1 гл.XI не содержится).
Признание должника банкротом — единственно возможное решение суда. Часть 2 п.1 комментируемой статьи специально подчеркивает, что наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.
Следуя логике Закона, можно прийти к выводу, что не применяется и не упомянутое в статье мировое соглашение (хотя возможна аргументация и противоположной точки зрения).
Неприменение к ликвидируемому должнику восстановительных процедур не всегда обосновано. Банкротство должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, осуществляется в порядке упрощенной процедуры, независимо от того, принудительным либо добровольным было решение о ликвидации. Между тем в процессе добровольной ликвидации (в обычном порядке) учредители (участники), принявшие решение о ликвидации, имеют возможность передумать, приняв решение о продолжении деятельности юридического лица. Если же выясняется, что имущества должника недостаточно для исполнения всех требований, обязательно осуществляется переход к конкурсному процессу, исход которого- только ликвидация. Возможно, после возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) у учредителей (участников) может появиться желание продолжить деятельность, чтобы удовлетворить все требования кредиторов. Для примера можно привести такую ситуацию. При рассмотрении судом дела о банкротстве ликвидируемого должника (достаточно крупного юридического лица) один из учредителей заявил, что в случае введения внешнего управления юридическое лицо в течение восьми месяцев восстановит свою платежеспособность и сможет полностью рассчитаться со всеми кредиторами; при этом учредители готовы принять все необходимые решения. При всей очевидности целесообразности перехода к внешнему управлению суд принял единственное, соответствующее закону решение- о ликвидации должника, в ходе которой кредиторы получат только частичное удовлетворение своих требований.
Поэтому в Законе следовало бы установить, что если ликвидация была добровольной, то по решению учредителей (участников) юридического лица суд имеет право применить восстановительные процедуры (включая мировое соглашение), раз доказана целесообразность их применения в обычном порядке.
Интересно положение п.3 комментируемой статьи, в силу которого, если заявление о признании должника банкротом было подано в суд (и — соответственно производство по делу о несостоятельности возбуждено) до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных §1 гл.XI. Возможны два варианта толкования данной нормы. Первый — к указанным ликвидируемым должникам применяются только положения гл.VII Закона (т.е. ликвидация осуществляется по общим правилам); второй применяются положения гл.I-VIII, т.е. все возможные мероприятия конкурса (последний вариант более обоснован).
Обратим внимание, что в п.3 речь идет, очевидно, о любом ликвидируемом должнике, независимо от того, добровольной либо принудительной была ликвидация.
Статья 226. Последствия отказа от ликвидации должника в порядке банкротства
Статья определяет последствия несоблюдения порядка обращения в суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника. Если названные в Законе (в частности, в ст.224) лица не подали заявление о банкротстве, т.е. ликвидация была осуществлена в обычном, внеконкурсном порядке, окончание ликвидации будет невозможно, так как п.1 комментируемой статьи устанавливает, что нарушение указанных требований служит основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Норма вполне объяснимая, однако возникает вопрос о последствиях реальной ситуации, когда, например, без обращения к конкурсному праву была осуществлена ликвидация (в соответствии со ст.61-63 ГК РФ), удовлетворены требования кредиторов в определенной пропорции (в соответствии со ст.64 ГК РФ), после чего юридическому лицу совершенно обоснованно отказали в исключении из государственного реестра. Что делать после этого? Требовать у кредиторов возврата полученного, обращаться в суд и проводить конкурсное производство? Либо воспользоваться нормой п.2 комментируемой статьи, в соответствии с которой собственник имущества должника — унитарного предприятия, любой из учредителей (участников) должника — юридического лица, его руководитель, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), не обратившиеся в суд с заявлением о банкротстве должника, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования по обязательствам и обязательным платежам? В принципе, это, конечно, возможно, однако из Закона не следует, что юридическое лицо должно быть исключено из государственного реестра после ликвидации субсидиарной ответственности.
§ 2. Банкротство отсутствующего должника
Статья 227. Особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом
Статья устанавливает особенности инициирования конкурсного процесса в отношении отсутствующего должника.
Отсутствующий должник — должник-гражданин, местонахождение которого неизвестно, либо юридическое лицо, прекратившее свою деятельность, местонахождение руководителя которого установить невозможно (ст.230 Закона называет категории субъектов, которые не отвечают названным признакам, но к которым применяются положения о банкротстве отсутствующих должников). Регламентирующий банкротство отсутствующего должника §2 гл.XI исходит из того, что такой должник не имеет практически никакого имущества.
Заявление о банкротстве отсутствующего должника может быть подано любым из кредиторов либо уполномоченным органом (сам должник этого сделать не может, хотя это иногда актуально, если речь идет о субъектах, названных в ст.230 Закона).
Важной особенностью банкротства отсутствующего должника является то, что при подаче заявления о его банкротстве не имеет значения размер задолженности. Закон не уточняет, обязательно ли соблюдение трехмесячного срока неисполнения обязательств. Поскольку об этом ничего не сказано, можно прийти к выводу о применении общих правил, однако в ряде случаев целесообразно было бы установить в Законе исключения и в отношении срока исполнения обязательств.
Уполномоченный орган может подать заявление о банкротстве отсутствующего должника, только если у этого должника есть средства, необходимые для финансирования процедур банкротства. Правительство РФ должно определить порядок и условия финансирования процедур в отношении отсутствующих должников.
Комментируемая статья не определяет, кто именно будет доказывать наличие минимальных средств у должника и имеет ли право кто-нибудь (например, учредитель юридического лица) представлять доказательства отсутствия этих средств.
Заметим, что кредитор может подать заявление о банкротстве и в тех случаях, когда у должника не хватает средств на финансирование процедур банкротства.
Статья 228. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника
Дела о банкротстве отсутствующих должников рассматриваются судьей арбитражного суда единолично (это установлено в п.4 комментируемой статьи) в течение сокращенного, по сравнению с общим, установленным ст.51 Закона, срока, который равен одному месяцу (общий срок — три месяца).
Рассматривая дело о банкротстве, арбитражный суд может принять только одно решение — о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Часть 2 п.1 устанавливает, что наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не проводятся. Очевидно, не заключается и мировое соглашение.
При вынесении решения о признании должника банкротом арбитражный суд назначает конкурсного управляющего (безусловно, возникнут проблемы, связанные с оплатой его деятельности, если средства у должника отсутствуют).
Конкурсный управляющий должен письменно уведомить всех известных ему кредиторов о признании должника банкротом, которым предоставляется месяц со дня получения уведомления на предъявление требований. Комментируемая статья не устанавливает последствия опоздания кредитора с заявлением требований, вследствие чего, очевидно, надлежит применять общие положения Закона.
Интерес вызывает положение п.3. Конкурсный управляющий, осуществляя ликвидационные мероприятия, может обнаружить имущество должника (это может быть как имущество, каким-то образом скрытое, что позволяет сделать вывод о неправомерных действиях руководителя должника либо иных лиц, так и имущество, поступившее должнику в рамках конкурса, например находившееся у третьих лиц без должных оснований). Если имущество у должника появилось, конкурсный управляющий может ходатайствовать в суд о прекращении упрощенной процедуры и переходе к процедурам банкротства, предусмотренным Законом. Из этого следует возможность применения всех, в том числе реабилитационных, процедур, хотя такое проблематично в силу наличия уже вынесенного решения о банкротстве должника.
Если у должника есть какое-либо имущество, оно реализуется (очевидно, реализация должна производиться по нормам гл.VII Закона с учетом особенностей статуса отсутствующего должника), после чего вырученные средства распределяются между кредиторами.
Не было необходимости давать в комментируемой статье отсылку к ст.134 Закона, в соответствии с которой осуществляется распределение средств, а также указание на то, что судебные расходы и расходы на выплату вознаграждения конкурсному управляющему осуществляются вне очереди. Очевидно, что при наличии других внеочередных кредиторов, названных в п.1 ст.134, их требования тоже будут удовлетворяться вне очереди.
Статья 230. Применение положений о банкротстве отсутствующего должника
Сопоставление положений комментируемой статьи с другими статьями §2 отчетливо выявляет затруднительное их применение на практике. Сам должник, как следует из п.1 ст.227, подать заявление о своем банкротстве не может; уполномоченные органы имеют такую возможность только при наличии у должника средств, достаточных для финансирования процедур банкротства (п.2 ст.227). Кредиторы, очевидно, не имеют никакой заинтересованности в заявлении о признании банкротом должника, у которого отсутствуют значительные (либо даже минимальные) средства.
Такое регулирование приводит к невозможности осуществления ликвидации отсутствующих должников (обычная ликвидация невозможна, так как у них не хватает средств для полного удовлетворения кредиторов, а заявлять о банкротстве при отсутствии у кредиторов такого желания будет некому). Возникнет крайне негативная ситуация, подобная существовавшей в связи с неурегулированностью данной проблемы Законом 1992 г. (Законом 1998 г. эта проблема была решена), — будут существовать юридические лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, но и не ликвидированные (у таких субъектов будут все реквизиты и регистрация в качестве юридического лица, что может быть использовано для различных злоупотреблений).
Банкротство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника
Банкротство помогает взыскать неподъёмные для заёмщика долги с минимальным для него ущерба. Для кредитора признание должника банкротом — подчас единственный способ хотя бы частично вернуть долги в обозримом будущем, обеспечив финансовое оздоровление своего бизнеса. Однако этот процесс сам по себе требует существенных финансовых затрат — если осуществлять взыскание задолженности перед кредиторами по общепринятой схеме. Чтобы стороны могли сэкономить средства, предусмотрена упрощённая процедура банкротства.
Что такое упрощённое банкротство, и чем оно принципиально отличается от общего? Главное отличие состоит в том, что запустить её может лишь сам должник, а не кредиторы или государственные контролирующие органы. Если подача заявления о несостоятельности уже осуществлена кредиторами, то, согласно действующему законодательству, должник обязан полностью пройти все стадии банкротства в обычном порядке.
Преимуществом упрощённой схемы для кредиторов является, прежде всего, отсутствие у должников стимула затягивать процесс. Таким образом, заимодавцы получают возможность быстрее вернуть свои деньги.
Для заёмщика преимуществ гораздо больше:
- отсутствие внешнего управления;
- отсутствие кредиторского реестра;
- отсутствуют наблюдение и финансовый анализ;
- возможность для потенциального банкрота самостоятельно реализовать своё имущество в счёт уплаты долга;
- возможность самостоятельного составления списка заимодавцев, которым требуется выплатить долг;
- упрощённое банкротство обойдётся на 30–50% дешевле обычного.
Основанием для упрощённой процедуры признания финансовой несостоятельности служит параграф 1 главы 11 ФЗ «О банкротстве». Благодаря этому законодательному документу определяется порядок расчётов с кредиторами и т. п. 224-я статья этого закона определяет основную причину несостоятельности — более низкую оценочную стоимость имущественных объектов заёмщика по сравнению с суммарной величиной долга. Это является основанием для включения лица в реестр сведений о банкротстве, обращения в арбитраж с целью инициировать процедуру реализации активов ликвидируемого должника.
В соответствии с этой статьёй, обратиться в судебные инстанции предоставляется владельцам собственности, одному из учредивших юрлицо или руководителю с целью ликвидировать предприятие.
Статья 225 этого законодательного акта предусматривает специфику упрощённой процедуры финансового банкротства. Именно в соответствии с этой статьёй при ликвидации предприятия по упрощённой схеме не назначаются внешнее наблюдение и финансовый анализ.
Основные принципы
Упрощённая процедура банкротства является законным методом, позволяющим ликвидировать предприятие в результате инициативы одного из участников в соответствии с решением арбитража. Эта схема применима как к физическим, так и к юридическим лицам, если их основные средства, а также активы в финансовом эквиваленте существенно уступают сумме имеющегося долга.
Инициируется такое банкротство его участниками. После заявление о признании банкротства вместе с необходимыми документами подаётся на рассмотрение арбитражным судом.
Из-за того, что при упрощённой схеме отсутствуют наблюдение, какой бы то ни было финансовый анализ, и сроки, а также процедуры существенно сокращены:
- время на подачу заявления о финансовой несостоятельности в судебную инстанцию — 10 дней;
- для предъявления финансовых и иных требований кредиторов отводится не более месяца;
- в РФ ликвидация по упрощённому порядку длится от полугода до года.
Несостоятельность физического лица предусматривает реализацию всех активов, задействованных в предпринимательстве для погашения финансовой задолженности всем кредиторам, в том числе продажу залогового имущества. Долги могут быть частично списаны, кроме задолженностей государственным органам и госфондам, осуществляющим обязательное страхование.
Если деятельность производилась физлицом не самостоятельно, а с привлечением наёмного труда, погашение задолженностей по оплате трудовой деятельности наёмных работников также становится обязательным.
Упрощённая форма признания финансовой несостоятельности существует также для юрлица. В случае финансовой несостоятельности юрлица это происходит на основании решения, принятого общим собранием, на котором составляют протокол для фиксации обсуждения, назначается ликвидатор, и определяется схема ликвидации.
Далее, упрощённый процесс включает в себя:
- сбор всей необходимой документации, подающейся в арбитраж;
- подачу необходимых документов в соответствующую судебную инстанцию;
- рассмотрение документации судом, а после — признание банкротства;
- проведение конкурсного производства с оповещением работников и центра занятости о массовом увольнении;
- процедуру оценки имущества и реализации средств;
- погашение долгов перед заимодавцами;
- отчёт, который должен подаваться управляющим по арбитражу в судебную инстанцию;
- списание задолженностей;
- процедуру, в результате которой организацию исключают из ЕГР;
- сдачу в архивы имеющейся у предприятия документации, аннулирование лицензии и уничтожение атрибутов.
У упрощённой процедуры финансового банкротства много общего с обычной, несмотря на то, что в целом она проще и завершить её можно гораздо быстрей.
При несостоятельности как юрлиц, так и физлиц возникают некоторые нюансы. И те и другие должны получить в судебной канцелярии бланк для заявления и заполнить его. Заявитель (должник или его доверенное лицо) обязан присутствовать во время подачи заявления.
Упрощённое банкротство юрлиц возможно при подаче следующих документов:
- учредительной документации юрлица;
- решения о назначении гендиректора;
- личных документов учредителей;
- ИНН;
- выписки согласно реестру;
- архивной, а также бухгалтерской документации за последние пять лет;
- документации, которая подтверждает долговые обязательства.
Физическим лицам для упрощённой процедуры следует предоставить:
- паспортные данные, ИНН;
- подтверждения обязательств в виде кредитных договоров, различных расписок и т. д.;
- документацию, подтверждающую, что судебные расходы оплачены;
- подборку всех относящихся к делу квитанций, банковских и налоговых документов;
- страховой полис (копию);
- другую документацию, свидетельствующую о финансовой несостоятельности лица.
Говоря о реализации собственности должника, необходимо чётко знать, какие основные виды имущества подлежат или не подлежат продаже за долги. В частности, согласно закону о банкротстве граждан, невозможна реализация единственного жилья должника, если это единственное жильё, и оно не приобретено в залог. При этом не имеют значения ни общая площадь, ни число квадратных метров на человека. Реализовать жилплощадь могут лишь в случае, если за неё ещё не выплачен ипотечный кредит.
Сколько стоит
Банкротство, совершаемое по упрощённой схеме, стоит гораздо дешевле, чем по стандартной. Если последнее обходится приблизительно от 50 тысяч руб., то при упрощённой процедуре есть возможность сэкономить до половины этой суммы (т. е. от 25 тысяч), не привлекая финансового управляющего. Кроме того, расходы можно немного сократить за счёт отсутствия реструктуризации задолженности.
Минусы закона
Упрощённая процедура в нынешнем виде, помимо очевидных достоинств, имеет ряд существенных недостатков. Главная проблема в том, что при упрощённой схеме должник знакомит суд с тем списком кредиторов, который он формирует самостоятельно. Поэтому недобросовестному заёмщику всегда легко пропустить одного или нескольких заимодавцев при составлении списка. Причём в законе абсолютно не прописано, как должен действовать в такой ситуации арбитражный суд. Тем более что проверка заёмщика на добросовестность при упрощённом процессе банкротства полностью отсутствует.
Кроме того, в новом законе не указаны механизмы, способные выявлять фиктивную несостоятельность. При поступлении в собственность заёмщика какого-либо имущества он самостоятельно уведомляет арбитраж, но судебная инстанция не может это проконтролировать. А также не прописан порядок реализации собственности за долги.
Остаётся надеяться, что практика банкротства по упрощённой схеме чётко укажет законодателям, какие изменения в ФЗ следует внести в этом случае.
Упрощенная процедура банкротства в 2020
Общая для всех процедура признания юридического лица несостоятельным требует больших денежных и временных затрат. Поэтому законодательством предусматривается возможность прохождения данной процедуры в упрощенном порядке. Применять ее могут только те компании, которые самостоятельно начали процесс ликвидации, создали ликвидационную комиссию и провели необходимый анализ. В ситуации, когда нет возможности восстановить платежеспособность должника, отсутствует необходимо тратить время и средства на его оздоровление и внешнее управление. Суд минует данные этапы, сразу же приступая к конкурсному производству. В статье рассмотрим, что собой представляет упрощенная процедура банкротства в 2020 году.
Что такое упрощенная процедура банкротства
Компания любой организационно-правовой формы может пройти упрощенную процедуру банкротства. Но данная возможность есть не у всех физлиц и ИП. Такая процедура признания несостоятельности подходит только для юридических лиц, готовых прекратить свою работы и не в состоянии расплатиться по долгам.
Важно! Упрощенная процедура банкротства дает возможность избежать нескольких этапов данного процесса и тем самым сократить ее. Если обычная процедура банкротства может длиться до полутора, а иногда и двух лет, то упрощенный вариант сокращает эту процедуру почти вдвое. Кроме того, такой способ позволяет сэкономит средства компании.
При упрощенной процедуре банкротства к компании не будут применяться наблюдение, внешнее управление и финансовое оздоровление. После того, как компания обратиться в суд, сразу же начнется конкурсное производство. Упрощенное банкротство применяется по отношению к:
- ликвидируемому должнику;
- отсутствующему должнику;
- специализированному обществу и ипотечному агенту.
При этом каждый отдельно взятый случай имеет свои особенности. Помимо этого банкротство может быть добровольной или принудительной процедурой. Принудительная подразумевает, что в суд обратилась не сама компания, а кредиторы или иные заинтересованные лица.
Порядок упрощенной процедуры банкротства
Порядок упрощенной процедуры признания юридического лица несостоятельным регламентируется главой 11 закона 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:
- этап 1: Подача заявления в Арбитражный суд;
- этап 2: Инициация упрощенной процедуры признания юридического лица несостоятельным;
- этап 3: Привлечение управляющего для конкурсного производства;
- этап 4: Подготовка перечня кредиторов;
- этап 5: Оценка, изъятие имущества и его реализация на конкурсной основе;
- этап 6: Распределение полученных денежных средств между кредиторами;
- этап 7: Ликвидация организации, списание долгов.
Если компания не в состоянии платить по своим долгам, то ей следует заявить о своей несостоятельности. Сделать это следует в течение 2 месяцев с даты публикации сообщения о ликвидации. Если компания самостоятельно заявляет о банкротстве, то у нее появляются следующие преимущества:
- возможность выбора арбитражного управляющего;
- контроль соблюдения законности при реализации активов компании;
- наличие юридической защиты при взыскании долгов;
- возможность продолжения своей деятельности до момента ликвидации;
- возможность выбора покупателей активов компании.
Заявление позволяет сообщить о признании компании несостоятельной, а также применении упрощенной процедуры банкротства. Для этого необходимы некоторые обстоятельства:
- наличие уполномоченного лица для принятии решения;
- отсутствие серьезных активов;
- наличие значительных сумм задолженностей, судебных решений о взыскании;
- наличие неликвидного баланса.
Соблюдение всех указанных пунктов, а также запущенный процесс ликвидации являются обязательными условиями для применения упрощенной процедуры банкротства.
Подать заявление о банкротстве необходимо в срок до 10 дней с даты выявления признаков несостоятельности. После этого происходит инициация конкурсного производства арбитражным управляющим, в ходе которого проводится оценка и изъятие имущества компании, после чего оно будет распродано на конкурсной основе. Все полученные денежные средства будут переданы кредиторам.
Несостоятельность ликвидируемого должника
Процедура банкротства компании возможна только после того, как начата ее ликвидация. С этой целью потребуется следующее:
- определиться с ликвидационной комиссией, либо отдельным ликвидатором;
- издание решения о ликвидации;
- уведомление ФНС;
- публикация сведений о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации»;
- проведение инвентаризации имущества, формирование промежуточного баланса.
Если неплатежеспособность будет выявлена до утверждения комиссии, то проведение упрощенной процедуры банкротства будет невозможным. Отметим, что в случае выявления неплатёжеспособности до утверждения комиссии, упрощённая процедура несостоятельности невозможна. Однако если кредитор подаст заявление о признании организации банкротом после начала процедуры ликвидации, то она допускается.
Важно! Прежде чем обратиться в Арбитражный суд (как минимум за 15 дней), ликвидируемому должнику необходимо опубликовать соответствующее уведомление в официальном источнике.
Если Арбитражный суд признает правомерность банкротства, то начинают конкурсное производство, срок которого не должен превышать 6 месяцев. В течение этого времени будет подготовлен перечень кредиторов, а управляющий займется продажей активов, публикацией соответствующих сведений и удовлетворением требований кредиторов. После продажи всех активов, оставшиеся долги подлежат списанию. На стадии конкурсного производства по результатам упрощенной процедуры банкротства, судом будет вынесено постановление о ликвидации юридического лица.
Процедура банкротства отсутствующего должника
Применение упрощенной процедуры банкротства возможно в случае отсутствия должника (ст. 227-230 127-ФЗ). Инициация процедуры происходит по заявлению самого кредитора, либо госорганов (если будет достаточно средств для покрытия расходов).
Сумма задолженности не будет иметь значение в следующих случаях:
- должник отсутствует, а его местонахождение неизвестно;
- активы не покрывают судебные издержки дела о банкротстве;
- операции по счетам компании не проводились более 1 года;
- иные доказательства, подтверждающие отсутствие ведения деятельности.
Впроцессе процедуры наблюдения или реструктуризации долга юридического лица, управляющий подает заявление на упрощенную процедуру банкротства. Вэтом случае дело о банкротстве будет длиться не более 3 месяцев. Однако, если выяснится, что у компании все же есть активы, то банкротство будет проводиться по стандартной процедуре.
Документы, необходимые для упрощенной процедуры банкротства
Для признания юридического лица несостоятельным потребуются следующие документы:
- решение о ликвидации компании;
- промежуточный баланс;
- Устав компании;
- данные о деятельности компании за 3 календарных года (копии договоров, банковских выписок, бухгалтерских отчетов).
Важно! Одним из обязательных документов является отчет о состоянии имущества компании. Составляется он после проведения инвентаризации.
Втом случае, если платежеспособность юридического лица выявлена до принятия решения о ликвидации, упрощенная процедура банкротства уже не возможна. Прибегнуть к ней можно только в том случае, если претензии кредиторов предъявлены после инициации процедуры ликвидации. Читайте также статью ⇒ ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА ПРИ ЛИКВИДАЦИИ
Упрощенная процедура банкротства физического лица
Действующее законодательство предусматривает только общий порядок признания неплатежеспособным физического лица. Но в настоящее время этот вопрос довольно активно рассматривается, поэтому уже в ближайшее время процедуру признания несостоятельности граждане смогут проходить по упрощенной схеме. Если законопроект будет принят, то процедурой банкротства физлица смогут воспользоваться при наличии следующих требований;
- задолженность в сумме от 50 до 900 тыс. рублей;
- не более 10 кредиторов;
- физлицо не зарегистрировано в качестве ИП.
Пока данный законопроект не утвержден, говорить о том, каким образом будет проводиться процедура упрощенного банкротства нельзя. Читайте также статью ⇒ КАК ПРОВЕРИТЬ КОНТРАГЕНТА НА БЛАГОНАДЕЖНОСТЬ
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос: В какие сроки проводится упрощенная процедура банкротства?
Ответ: Если Арбитражным судом не будут обнаружены признаки незаконных оснований для проведения банкротства, то срок процедуры составит 6-8 месяцев. При этом продолжительность конкурсного производства составляет как минимум 6 месяцев. Этого будет достаточно для составления реестра требований кредиторов, публикации сведений в СМИ, а также проведения инвентаризации имущества.
Упрощенная процедура банкротства юридического лица
Право на проведение упрощенной процедуры банкротства имеют юрлица, занимающиеся любым видом хозяйствования. Претендент на статус банкрота должен быть уверен в своей невозможности расчета с кредиторами в дальнейшем. Для организации процедуры по прекращению своего бизнеса понадобится много сил, знаний и времени.
Упрощенная процедура банкротства юридического лица дает ему возможность в 2 раза быстрее закрыть свой бизнес. Стандартный срок принятия решения о банкротстве должника растягивается на 1-1,5 года. В случае с этим вариантом длительность дела не превышает 6-8 месяцев за счет упразднения этапов:
- наблюдения;
- внешнего управления;
- санации (финансового оздоровления).
После подачи заявки кредиторов или должника в суд, сразу же применяется конкурсное производство.
Заметим, что на ИП и физические лица такая схема не распространяется.
Выгоднее всего начать упрощенную процедуру банкротства предприятия в облегченном варианте самостоятельно. Компания сможет принять участие в выборе арбитражного управляющего, получить юридическую защиту на этапе взыскания задолженности, работать до момента признания банкротства судом, выбирать покупателей активов.
Особенности упрощенного банкротства юридического лица:
- инициатором могут выступать как кредиторы, которым юридическое лицо не платит в течение 3 месяцев (принудительная процедура), так и собственники бизнеса, понимающие, что в силу своей неплатежеспособности не в состоянии рассчитаться по заработной плате, заплатить налоги и погасить прочие обязательства;
- находясь в ликвидации, заявление на упрощенную схему должник обязан подать не позднее 10 дней с момента выявления признаков неплатежеспособности;
- минимальное внешнее воздействие на предприятие — сначала интересы фирмы представляет ликвидатор, затем арбитражный управляющий;
- экономия денежных средств заявителя, поскольку по времени процесс снижен в 2 раза;
- отсутствуют этапы: наблюдения, внешнего управления и оздоровления.
Должника признают ликвидированным с того момента, как в ЕГРЮЛ появится об этом отметка. Мероприятия упрощенного банкротства позволяют юридическому лицу не попасть в долговую яму и защитить свое имущество.
Эксперты юридической фирмы «Legal Front», ориентируясь на нормы российского законодательства, выделяют несколько ситуаций, в рамках которых можно начать упрощенное банкротство юридического лица.
Основания на упрощенное банкротство должника:
- Должник пребывает на этапе ликвидации, а денежных средств на счете не хватает для покрытия своих обязательств (ст. 224, ФЗ№127).
- Руководитель фирмы отсутствует, а его бизнес фактически прекратил существование (ст. 227, ФЗ№217). Инициатором мероприятий о присвоении статуса несостоятельности могут выступать финансовые управляющие как во время возбуждения дела, так и на некоторых этапах стандартного процесса.
- Речь идет об ипотечных агентах или специализированных обществах.
Глава 7 ФЗ №127 разъясняет, что стадия конкурсного производства применяется в том случае, если какие-либо мероприятия по спасению финансовой ситуации должника не имеют смысла. Максимальный срок этого этапа составляет 6 месяцев. В отдельных случаях суд может увеличить его еще на 6 месяцев.
Порядок проведения упрощенной процедуры банкротства юридического лица для получения статуса «банкрот»:
- На фирме проводится собрание учредителей, определяют ответственного человека (ликвидатора).
- Инициатор подает заявление в налоговую.
- Публичное сообщение о начале.
- Определение движимого и недвижимого имущества компании. При необходимости отправляют запрос в государственные органы.
- Подача баланса в налоговую. Долг должен превышать 300 тыс. рублей.
- После сбора документов в 10-и-дневный срок подают заявление в Арбитражный Суд о признании банкротства фирмы .
- Стартует стадия конкурсного производства, а суд назначает управляющего.
- Формируется список кредиторов, производится оценка активов должника. Деньги, вырученные от реализации имущества, распределяются по обязательствам.
- После вынесения Судом вердикта в налоговой инспекции вносят запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юрлица в связи с банкротством. Оставшиеся долги списывают, а компания перестает функционировать.
В случае если список кредиторов при облегченной процедуре не сформирован, контрагенты могут в течение месяца направить задолжавшему лицу или конкурсному управляющему свои требования.
Специалисты компании «Legal Front» окажут юридическую консультацию и организуют процедуру упрощенного банкротства юридического лица с пользой для клиента.