Содержание

История банкротства физических лиц

Этапы развития отечественного законодательства в области банкротства физического лица

Дата публикации: 23.02.2018 2018-02-23

Статья просмотрена: 233 раза

Библиографическое описание:

Кулапина Е. А. Этапы развития отечественного законодательства в области банкротства физического лица // Молодой ученый. — 2018. — №8. — С. 86-89. — URL https://moluch.ru/archive/194/48480/ (дата обращения: 05.01.2020).

Развитие экономических отношений в России не может проистекать без совершенствования действующего в стране законодательства, в том числе и в сфере гражданского оборота. За последнее десятилетия быстроизменяющаяся экономика способствовала развитию кредитных отношений, так как кредитование и стимуляция покупательской способности общества являются одним из факторов ускорения экономической деятельности в различных сферах торговли и услуг. Ежедневно создается множество организаций, питающих надежды на светлое будущее, при этом немалое количество в эти же дни признают себя банкротами.

Как и различные предприятия, так обычные граждане не могут гарантировать, что все запланированные мероприятия пройдут успешно. Практически у каждого россиянина в обиход вошло наличие кредита, при этом они считают, что жить в долг — нормально. Многие, оформляя документы по кредитованию, ставят свою подпись, даже не уточняя всех условий договора, которые могут оказаться настолько кабальными, что заемщик отказывается платить, с огромной скоростью растет просроченная задолженность, и кажется, что выбраться из долгов не представляется возможным.

Основа кредитных отношений заключается в том, что банк или иная кредитная организация (кредитор) предоставляет заемщику денежные средства (кредит) на определенный кредитным договором срок. В свою очередь заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее [6].

Несмотря на то, что термит «кредит» существует уже давно, законодательство в области урегулирования взаимоотношений между банком и заемщиком, долгое время откладывало внесение каких-либо изменений в законопроект «О несостоятельности (банкротстве)».

Как известно, банкротство как правовой институт и инструмент направлено на обеспечение оздоровления экономического положения хозяйственной сферы и очищение «экономического горизонта» от субъектов, неспособных осуществлять рациональное хозяйствование и предпринимательскую практику.

Следует отметить, что основными субъектами несостоятельности первоначально стали являться именно физические лица, которые занимались торговлей, и лишь в дальнейшем законодательство распространило свое действие и на юридических лиц.

Положения о несостоятельности (банкротстве) гражданина известны современной российской правовой системе с момента появления Закона РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», вступившего в силу с 1 марта 1993 г. В ч. 17 преамбулы указанного Закона давалось следующее определение предприятия: «Предприятие — занимающееся предпринимательской деятельностью юридическое лицо или гражданин-предприниматель». Таким образом, Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» допускал только предпринимательское банкротство. К сожалению, этот Закон не устанавливал ни механизма признания банкротом индивидуального предпринимателя, ни каких-либо особенностей такого банкротства, отличающих его от банкротства юридических лиц. Следовательно, реального применения на практике нормы о банкротстве гражданина-предпринимателя не существовало. Кроме того, первый законодательный акт о несостоятельности (банкротстве) не предусматривал возможности банкротства физического лица, не являющегося субъектом предпринимательской деятельности.

В дальнейшем, при совершенствовании социальных и экономических процессов, которые происходили в 90-е годы, появилась острая необходимость совершенствования российского банкротского законодательства. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. предусматривал уже как возможность банкротства гражданина, так и механизм его реализации. В законодательстве появилось как предпринимательское, так и непредпринимательское (потребительское) банкротство, что, несомненно, следует расценивать как одно из достижений законотворческой деятельности.

Первый проект отдельного закона о банкротстве физических лиц подготовила в 2000 году Федеральная служба России по финансовому оздоровлению, согласовав его с Министерством труда и Министерством юстиции. Однако проект не рассматривался Государственной Думой, поскольку не был признан депутатами актуальным [5].

Снова о внедрении института банкротства физических лиц в России заговорили в 2002 году. Тогда должником признавался, наряду с индивидуальным предпринимателем, и гражданин, не способный удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом. К отношениям, связанным с банкротством гражданина, применялись правила, установленные и для юридических лиц — п. 1 ст. 202 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [3]. Признаки банкротства были прописаны в ст. 3 и 6 Закона: задолженность должны была составлять не менее десяти тысяч рублей и срок неисполнения прописанных обязательств в течение трех месяцев. Законодатель определял банкротство гражданина, как невозможность покрыть стоимостью своего имущества долги, возникшие перед кредиторами. Заявление о признании гражданина банкротом подавалось в арбитражный суд либо самим должником, либо кредитором и уполномоченным органом. Кредиторам по закону признавали любое лицо, кроме тех, чьи долги возникали в связи с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, также в связи взысканием алиментов и требований лиц, чьи требования неразрывно связывались с их личность.

При подаче заявления дополнительно прилагался план погашения долгов, копии которого направлялись всем лицам, либо организациям участвовавших в процедуре банкротства. В копии описывался срок погашения задолженности, размеры сумм, ежемесячно требующихся гражданину и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности, и, конечно же, суммы, которые будут направляться кредиторам. При отсутствии возражений кредиторов, суд утверждал предполагаемый план погашения. Дополнительно суду предоставлялась возможность (по ходатайству участников процедуры) вносить изменения в план погашения кредиторской задолженности.

Определялся состав конкурсной массы, который включал в себя имущество должника, за исключением того, на которое в соответствии с гражданским процессуальным кодексом не могло быть обращено взыскание. Общая стоимость исключений не могла превышать ста минимальных размеров оплаты труда. Закон предусматривал положение в отношении сохранения имущественной массы, согласно которому сделки, заключенные гражданином для отчуждения имущества за год до возбуждения процедуры банкротства, признавались ничтожными. На все имущество, кроме исключенного, налагался арест.

Суд имел право отложить рассмотрение дела о банкротстве гражданина, не более чем на месяц, для предоставления возможности рассчитаться с кредиторами самостоятельно. Если по истечению срока, требования кредиторов оказывались не удовлетворенными, суд принимал решение о признании гражданина банкротом и открывал конкурсное производство. С этого момента сроки исполнения обязательств гражданина считались наступившими, прекращались начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций, прекращалось взыскание по всем исполнительным документам, за исключением алиментных требований, а также требований о возмещении вреда жизни и здоровью. В законе предусматривался порядок удовлетворения требований кредиторов: в первую очередь принимались во внимание платежи по алиментам, возмещении вреда жизни и здоровью, затем — расчеты по выплате по авторским и трудовым договорам; в последнюю очередь — выплаты по иным долгам. При недостаточности денежных средств они распределялись исходя из очередности, а в рамках одной очереди — пропорционально сумме требований. По завершении расчетов с кредиторами в пределах, имеющихся у него денежных средств, гражданин освобождался от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных в ходе процедуры банкротства. При этом гражданин не мог был быть повторно признан банкротом в течение пяти лет.

В 2008 году Министерство экономического развития подготовило новый закон, который прописывает процедуру банкротства физических лиц, подобно юридическим лицам. Учитывая экономический кризис и предшествующее ему массовое увлечение кредитами, решение данного вопроса стало особенно актуальным, поэтому в мае 2009 года Министерство представило очередную версию данного документа, который был назван авторами «О реабилитационных процедурах, которые применяются в отношении гражданина-должника».

В качестве главного инструмента для решения проблем кредитора и должника в случае невозможности выплачивать кредит законопроект предполагал реструктуризацию долга. Это предлагалось делать соответственно с планом, который предложен должником и утвержден арбитражным судом на срок не больше пяти лет. Повод для обращения в суд, чтобы стать банкротом, — полугодовая просрочка по выплате долга.

При этом план реструктуризации, в соответствии с законопроектом, можно принять без согласия кредитора, если при его помощи удовлетворяются требования кредиторов полностью. Аналогичная мера предусматривается и в законе «О несостоятельности (банкротстве)», но в варианте, который предложен Министерством экономического развития, вся процедура была прописана намного подробнее. Новый документ предлагал увеличить порог наименьшей суммы задолженности до 50 000 рублей, подобно юридическим лицам. Претендующий на реструктуризацию займов должник при этом должен в суде доказать наличие постоянного дохода у него.

29 декабря 2014 г. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон № 476-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» [4] (далее — Закон о несостоятельности). Документ вводит в российское законодательство новое направление — институт банкротства физического лица. Указанный закон вступил в силу с 1 июля 2015 г.

Читать еще:  Арбитраж юрист

Суть процедуры банкротства физического лица в настоящее время заключается в следующем: гражданин, имеющий долги на пятьсот тысяч рублей и просрочивший выплату более чем на три месяца, обязан подать заявление о признании его банкротом в суд общей юрисдикции. При рассмотрении данных дел будут применяться реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина и мировое соглашение. При реструктуризации, срок реализации которой не должен превышать три года, должник, кредитор и финансовый управляющий составляют план о сроках и порядке погашения долгов. Реструктуризация может проводиться только в отношении гражданина, обладающего определенными требованиями: гражданин должен иметь постоянный источник дохода, не иметь непогашенную судимость за совершение преступления в сфере экономики, не признаваться банкротом в течение пяти лет. Кроме того, план реструктуризации долгов данного гражданина в отношении задолженности не должен утверждаться в течение восьми лет. В случае, если план реструктуризации невозможен, должник судом признается банкротом и вводится процедура реализации его имущества. Все имущество гражданина, имеющегося у него на момент принятия судом решения о признании его банкротом, входит в конкурсную массу. Общая сумма имущества, не входящего в конкурсную массу, не может превышать десяти тысяч рублей. Все права на имущество, составляющее конкурсную массу, принадлежат финансовому управляющему. Продажа имущества происходит на торгах, и полученными средствами удовлетворяются требования кредиторов.

Таким образом, Закон о несостоятельности никогда не потеряет свою актуальность. Тенденция такова, что люди, надеясь на собственные силы, стараются сделать все возможное для своего благоприятного будущего и, в надежде на успех, увеличивают долги. Однако, в мире бизнеса выживают сильнейшие, а те, кому повезло меньше, оказываются, в большинстве случаев, в долговой яме, из которой выбраться им очень непросто. Безусловно, для кредиторов такой закон очень губителен, ведь в проигрыше, прежде всего, останутся они. Соответственно, различные кредитные организации ужесточат требования для выдачи кредитов, чтобы в итоге не оказаться ни с чем.

В заключение следует отметить, что анализ практики первого года работы закона показал, что число соответствующих заявлений от физических лиц превысило число заявлений, поданных для возбуждения процесса банкротства юридических лиц. При этом дело о банкротстве физических лиц в 99 % случаев заканчивается реализацией имущества.

История развития института банкротства в России

Одним из наиболее важных механизмов регулирования современной экономической деятельности является институт банкротства, или несостоятельности.

Он позволяет активизировать деятельность неплатежеспособных лиц и организаций, разрешить разнообразные социальные вопросы, повысить производительность труда.


Современное российское законодательство о несостоятельности появилось в результате долгого развития правовых отношений в России. Различные эпохи отмечены различными способами борьбы с должниками, по-своему эффективными и справедливыми.

Банкротство на Руси

Необходимость законодательно урегулировать правоотношения с неплательщиками была определена еще во времена Древней Руси. Первые упоминания о соответствующих положениях в законах Русской Правды относятся к 8 веку и упоминают два вида несостоятельности: несчастной и произошедшей по вине должника.

Первая наступала в случае непредвиденных ситуаций или происшествий, которые происходили по сторонней вине, и влекла за собой необходимость погашать долг в рассрочку, в течение оговоренного количества лет. Если же банкротство наступало по собственной вине заемщика, то его дальнейшая судьба целиком зависела от воли кредиторов: ему могла быть предложена рассрочка, невыгодная продажа имущества, либо служба в холопах.

Законодательно была зафиксирована и очередность выплаты долгов. Сперва необходимо было вернуть нужную сумму князю, затем наступала очередь приезжих купцов, а после возвращались средства местным кредиторам.


Несколько позже (по различным данным – в 1397 или 1467гг) в законодательство о банкротстве появилось положение о субсидарной деятельности организаций власти. Согласно статьям Псковской судной грамоты, в случае несостоятельности купцов, выполнявших закупки по доверенности властей, последние гарантировали возврат долга или компенсации за товар партнерам договора. Если банкротство наступало по причине несчастного случая, должник обязан был выплатить пострадавшей стороне долги или денежную компенсацию, равную стоимости товара. Если же причиной несостоятельности становился злой умысел, то виновник отдавался кредитору в холопы.

Первым печатным памятником русского права было Соборное уложение Алексея Михайловича, одним из нововведений которого стало введение сроков для погашения долга (до 3 лет) и пребывания в холопах (до момента полного расчета с кредитором).

Реформы Петра и законодательство о банкротстве во времена Императорской России

Приход цивилизованных правовых отношений и урегулирования вопросов, касающихся банкротства , связывают с экономическими петровскими реформами. Обусловлено это было как развитием торговых взаимоотношений, так и присутствием на рынке иностранных участников.

Одним из способов развития права в петровские времена стало заимствование иностранных законов и приспособление их к российской действительности. Это привело к организации институтов, обязанностями которых были регулирование споров и вопросов о несостоятельности: городовых магистратов, сената, коммерц-коллегий и др. Они занимались реализацией имущества должников, распределением средств между кредиторами, рассматривали неудовлетворенные претензии.


Вопросы банкротства в те времена регулировались Вексельным уставом, изданным в 1972 году, и уставом Благочиния, увидевшим свет в 1782г, которые включали отдельные нормы и не являлись кодифицированными актами. Первый же официальный Устав о Банкротстве появился в 1800г и дополнился в 1832г уставом «О торговой несостоятельности», действовавшим вплоть до революции 1917г. Установленная в нем сложная система родов и разрядов долгов позволяла эффективно регулировать торговые отношения. Был прописан список признаков злостного банкротства (совершенного по умыслу), а кредиторы получали список полномочий (рекомендательных) и действий, допустимых в случае краха должника.


Внесенные в 1845 году поправки определяли, что признать банкротом можно только лицо торгового сословия. При этом, в случае признания коммерческим или общегражданским судом злонамеренного умысла, должник отправлялся на поселение в Сибирь. Появление мошеннических схем, связанных с подменой лиц в обязательствах, привело к введению правила об обязательном судебном утверждении сделки, а также уголовном преследовании наследников банкрота.

Крах системы банкротства в советские годы

В связи с ликвидацией имперского законодательства вопросы банкротства в послереволюционной России не регулировался вплоть до 1922г, несмотря на то, что большинство предприятий из-за кризиса находились на грани несостоятельности. Решение проблемы о ликвидации юридических лиц было зафиксировано в 1923г в ст.266 ГПК. Она регламентировала порядок и очередность выплат, среди которых на первом месте стояли заработная плата и страховые выплаты, затем – налоги, а после – претензии кредиторов.
Ликвидация частной собственности в СССР, а также отсутствие соответствующих взаимоотношений привели к тому, что система регулирования вопросов банкротства практически упразднилась. Все претензии и споры о долгах решались процессом взыскания средств и не сопровождались объявлением о несостоятельности. Государственные организации в случае необходимости не подвергались ликвидации, а реорганизовывались, причем эти действия производились исключительно в плановом порядке.

Процедура банкротства в перестроечные 90-е

Возрождение системы банкротства связывают с приходом рыночных отношений на советский рынок в 80-х годах. Первый закон, который возродил явление банкротства на территории РСФСР, был принят в 1992 году («О несостоятельности предприятий»). Он четко формулировал признаки банкротства, при этом не оговаривая вину предприятия и связанную с этим степень ответственности. Несмотря на то, что в основу закона легла англо-американская идея, редакция закона того времени была более чем несовершенна. Она позволяла неоднократное признание себя банкротом должником и тем самым поощряла нарушения имущественного оборота и разнообразные мошеннические схемы.
Кардинальные изменения в сферу правовых отношений, связанных с несостоятельностью, привнес принятый в 1998 году Закон «О несостоятельности». В отличие от предыдущей редакции, помогающей оценивать материальное состояние должника и его платежеспособность, новая за основу брала интересы кредитора.
Нормами действующего законодательства значительно упрощалась процедура банкротства – она могла быть использована для ликвидации практически любого предприятия. Это позволяло недобросовестным организациям реализовывать мошеннические схемы с объявлением несостоятельности на малых суммах. Невозможность остановить процесс даже в том случае, если заемщик готов был выполнить обязательства и погасить долг, приводила к тому, что мошенники получали в собственность дорогостоящее оборудование, торговые площади и землю по минимальной стоимости.

Банкротство в современной России

Несовершенство законов в отношении процедуры несостоятельности и их нестыковка с другими нормативными актами, действующими на территории РФ, привели к изданию в 2002 году кардинально нового федерального Закона «О банкротстве». Несмотря на наличие ряда недостатков, его можно считать прогрессивным, т.к. он предусматривал необходимость выявления преднамеренного и фиктивного объявления банкротства. Также закон не позволял должнику самостоятельно заявить о собственном банкротстве, обязав делать это только в отдельно оговоренных случаях.
Действующий закон ввел в использование такие понятия, как «финансовое оздоровление» и «административный управляющий». Первый подразумевает проведение процедуры, необходимой для восстановления платежеспособности организации; второй – специалиста, назначаемого арбитражным судом для ее проведения. Также законом отдельно регламентируется деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО), равно как и регулирующих органов, осуществляющих контроль над их деятельностью. Лицензирование арбитражных управляющих не предусматривается.
Дополнительные гарантии защиты интересов по закону предоставляются кредиторам. К ним можно отнести изменения введения и сроков процедуры наблюдения.

Новейшие изменения в законодательстве о банкротстве 2015

Специфика развития рыночных отношений и необходимость в более совершенной законодательной базе привели к внесению в текущем году ряда поправок в действующий федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Позволяя упростить и одновременно сделать более безопасной процедуру банкротства, они помогают гарантировать прозрачность отношений и защитить интересы кредитора и должника.

Читать еще:  Как выйти из долговой ямы по кредитам

Основным нововведением, которое коснулось новой редакции закона, можно считать повышение суммы требования к должнику со 100т.р. до 300т.р. Причем, инициацию процедуры банкротства конкурсным кредиторам разрешено начинать датой возникновения признаков банкротства (в предыдущей редакции для этого требовалось дождаться вступления в силу решения суда о взыскании задолженности). Дополнительно кредитным организациям вменяется обязанность заранее, за 15 дней до подачи заявления о банкротстве, уведомить о своих намерениях Единый федеральный реестр сведений.

Должники лишаются возможности выбора арбитражного управляющего: им предоставляется возможность указать реквизиты желаемой саморегулируемой организации, один из членов которой будет выбран случайным образом. Для этого уведомление о подаче заявления о банкротстве необходимо заранее (за 15 дней) отправить в Единый федеральный реестр сведений.

Новая редакция закона содержит некоторые уточнения, касающиеся нюансов продажи имущества, находящегося в залоге, а также порядка определения размера и состава обязательных платежей и денежных обязательств в делах о банкротстве.

Эти, а также ряд других изменений, вступили в силу 29 января текущего года, однако для обеспечения эффективного перехода к новым правилам предусмотрен переходный период для их применения. Так, к примеру, новшества не коснутся процедур банкротства, начатых до момента вступления нового закона в силу. Также стоит обратить внимание, что до 01 июля достаточным будет уведомление должника и кредиторов о намерении подачи в суд заявления о признании банкротом в письменном виде. В то время как после указанной даты потребуется публикация.

Банкротства физлиц в российских судах: статистика

Банкротов становится больше

Начиная с первого года существования институт банкротства граждан набирает популярность. Число тех, чьи имена оказываются в списке банкротов, растёт: если в 2016 году в судах было зарегистрировано 32 016 дел о несостоятельности физлиц, то только за восемь месяцев 2019 года это число составило 58 863 дела (по данным Casebook). По статистике «Федресурса», в первом полугодии на 100 000 россиян приходилось 84 банкрота.

Заявления о банкротстве чаще всего подают сами должники. Доля таких производств составляет 89,8%. Ещё 8,2% – это должники, о банкротстве которых заявили кредиторы. В частности, банки.

При этом если изначально иски подавали должники со значительными суммами задолженности, то с увеличением числа заявителей средняя сумма иска о личной несостоятельности сократилась. Для сравнения, в 2015 году средняя сумма иска составила 52,73 млн руб., а в 2019 году – 5,66 млн руб. (снизилась и общая сумма по всем искам о банкротстве физлиц, так что в этом году она составила 333,44 млрд руб. против рекордных 871,17 млрд руб. в 2016 году). Это может свидетельствовать о том, что процедура банкротства граждан становится популярной среди более широких слоёв населения. У процедуры есть ряд очевидных преимуществ. Это и списание долговых обязательств по итогам завершения процедуры, и приостановление начисления по всем финансовым обязательствам, штрафам, пеням или процентам, и фиксация долга, и щадящие выплаты при реструктуризации задолженности, что позволяет гасить задолженность по частям без начисления дополнительных штрафных санкций.

У статуса банкрота есть и масса недостатков, напоминает Эльдар Ахмеров, партнёр НЮГ Стрижак и партнеры Стрижак и партнеры Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство × . Гражданина ждёт поражение в правах. Так, у банкрота могут арестовать все банковские счета и накопления, средства от продажи имущества уйдут кредиторам, на выплату вознаграждения управляющему и юристам придётся потратиться, а процесс, скорее всего, затянется. Кроме того, банкрот теряет возможность совершать ряд сделок, его финансы постоянно контролирует управляющий, выехать за границу до прекращения производства нельзя, а управляющую должность не удастся занять в течение трёх лет. Повторное банкротство по собственной инициативе невозможно в течение пяти лет. Кроме того, закон обязывает физическое лицо сообщать новым кредиторам о ранее проведённой процедуре банкротства. «Недостатков выявляется достаточно много, но даже несмотря на них, процедура банкротства граждан всё равно остаётся «спасательным кругом» для граждан, не имеющих возможности выплачивать долги», – признаёт Ахмеров.

Доля исков о банкротстве физлиц на 2019 год составила 2% от общего числа зарегистрированных исков (за 2015–2019 годы). За последний год доля исков о банкротстве граждан продолжала уверенно расти. С одной стороны, процедура становится доступнее для граждан, потому что за годы работы закона появилось множество конвейерных компаний по услугам в сфере банкротства физлиц. С другой – должники проявляют активность, поскольку пользуются шансом освободиться от долгов.

По статистике, риски неосвобождения невелики: в 2018 году всего 2% заявивших о несостоятельности сохранили обязательства. Тем не менее то, что такая возможность существует, понимают не все граждане, отмечает Эльдар Ахмеров.

Положительная кредитная история, возможность обслуживания кредита на момент его получения и объективные обстоятельства, указывающие на причины невозможности погашения долгов, – всё это увеличит вероятность списания кредиторской задолженности гражданина. Предоставление заведомо ложных сведений при получении кредита, сокрытие или умышленное уничтожение имущества, а иногда и значительное число кредитов без экономического обоснования – это основания для отказа в освобождении от обязательств.

Эльдар Ахмеров, партнёр НЮГ «Стрижак и партнёры»

В 2019 году число банкротств физлиц уже вдвое превысило число банкротств юридических лиц.

Кирилл Ноготков, директор Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, считает, что институт активно развивается: совершенствуются технологии, накапливается опыт у управляющих, судов, банков, кредиторов, растёт информированность общества в целом. «Этот сегмент рынка становится более прогнозируемым и понятным для всех участников», – отметил Ноготков.

Пространство для развития

С увеличением закредитованности населения и объёмов долга число тех, кто может оказаться в числе банкротов, растёт: согласно закону о банкротстве, гражданин обязан заявить о своей несостоятельности, если общая сумма долга превышает 500 000 руб., а просрочка по платежам – три месяца и больше.

Но несмотря на статистику, которая показывает рост числа судебных дел о банкротстве граждан в полтора раза ежегодно, специалисты оценивают работу этого института неудовлетворительно. Потребность в освобождении от непосильных долгов вовсе не сопоставима с объёмом процедур банкротства граждан, признаёт Эдуард Олевинский, глава Олевинский, Буюкян и партнеры Олевинский, Буюкян и партнеры Федеральный рейтинг группа Банкротство 6 место По выручке на юриста (Меньше 30 Юристов) 32-33 место По количеству юристов 33 место По выручке Профайл компании × . По данным Объединённого кредитного бюро, число граждан, которые имеют долг более 500 000 руб. и просрочку платежа 90 и более дней, на 1 января 2019 года составило около 748 000 россиян. Это на порядок больше числа дел (даже с учётом роста их численности в 2019 году). По оценкам ОКБ, иски подают лишь 9,7% от общего числа потенциальных банкротов.

Мешает как низкая осведомлённость граждан о возможности списания долгов, так и стоимость процедуры, которая оказывается неподъёмной для большинства должников, у большинства из которых нет ни средств, ни имущества, которое можно реализовать. Сегодня личное банкротство обойдётся должнику в 200 000 руб. По статистике, менее чем у одной трети граждан, долги которых превышают пороговый уровень в 500 000 руб., задолженности перед банками и микрофинансовыми организациями, а две трети составляют люди с долгами по ЖКХ и перед подобным организациям. В банкротство попадают люди, которые действительно не могут оплатить дорогостоящую процедуру. В начале сентября министр экономического развития Максим Орешкин сообщил, что Минэкономразвития готовит поправки в законодательство, которые снизят её стоимость до 10 000 руб.

С другой стороны, для арбитражных управляющих процедура оказывается невыгодной именно потому, что за работу с физлицами они получают слишком мало. Затраты на услуги управляющего вычитаются из суммы, полученной от реализации включённого в конкурсную массу имущества физического лица, и граждане, не имеющие имущества, которое может быть реализовано (таких большинство), также не в состоянии оплатить услуги арбитражных управляющих.

Думаю, что нас ждёт упрощение процедуры банкротства для рядовых случаев с относительно небольшим размером задолженности и при отсутствии признаков недобросовестности. В противном случае при выводе активов, организации фиктивных разводов и прочее будет более жёсткая практика по сравнению с существующей. Полагаю, что суды будут более внимательно рассматривать процедуры банкротства граждан и в сложных случаях.

Кирилл Ноготков, директор Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

С другой стороны, есть и те, кто злоупотребляет процедурой, чтобы избавиться от долгов. Сегодня основная тенденция и проблема – это попытки преодолеть иммунитет на обращение взыскания на единственное жильё, считает Олег Пермяков, руководитель направления Рустам Курмаев и партнеры Рустам Курмаев и партнеры группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Уголовное право группа Банкротство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × .

Это жильё, которое явно либо очень дорогое, либо очень большое, либо должник специально сделал так, чтобы перед его банкротством осталось только одно жильё. Сейчас активно продвигается идея о покупке кредиторами ещё одного жилья, более скромного, и тем самым обходится запрет на взыскание единственного жилья. Главная проблема в этой связи связана с правами проживающих совместно с должником лиц (особенно несовершеннолетних).

Читать еще:  Ликвидация зао

Олег Пермяков, руководитель направления «Рустам Курмаев и партнеры»

Основной вопрос, отмечает Пермяков, – это как соблюсти права тех, кто живёт вместе с должником, но при этом обратить взыскание на его единственное жильё. «Все немногочисленные успешные попытки взыскания пока касаются только тех ситуаций, когда должник живёт один «по паспорту» и фактически», – признаёт он.

Банкротство: История возникновения и развития института банкротства за рубежом

Зарождение института банкротства было обусловлено развитием хозяйственных, кредитных отношений и отношений собственности еще во времена Древнего Рима. Тогда невозврат долгов был связан с опасностью лишиться свободы и даже жизни, не говоря уже о захвате имущества должника, что вполне характерно для рабовладельческих производственных отношений. В древнейшем памятнике правовой культуры — Римских Законах XII таблиц — было закреплено право кредитора на возмещение убытков от неисполнения обязательств. Согласно этому закону неудовлетворенные кредиторы имели право разрубить на части несостоятельного должника.

Для древних обществ и соответствующих им правовых систем характерно то, что несостоятельный должник (физическое лицо) отвечал перед кредиторами не своим имуществом, а в первую очередь личными неимущественными правами (свободой и здоровьем). Древнему конкурсному праву присуще превентивное (предупреждающее) воздействие на торговый оборот путем установления жестких норм уголовного права.

В эпоху Средневековья положения римского права частично были переняты итальянским правом. В IX-X вв. торговые отношения в итальянских городах были достаточно развиты, что побуждало к созданию правовых механизмов, направленных на удовлетворение требований кредиторов в случае неплатежеспособности должника. Правовые нормы средневековых итальянских городов излагались в статутах, представлявших собой сборники судебных решений (наиболее разработанным называют статут г. Генуи 1488 г.).

Слово «банкрот» (от итал, banco — скамья, rotta — сломанная) дословно означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант, ведущий торговую или финансовую деятельность. Его отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением для остальных.

Итальянское конкурсное право было направлено на регулирование торговой несостоятельности, поскольку именно купцы чаще всего оказывались неплатежеспособными. Инициатива в возбуждении конкурсного процесса могла исходить от кредиторов, должника и суда. Возможность инициативы должника рассматривалась как льгота, так как вела к смягчению личных последствий, в частности, к освобождению от ареста либо к аресту в собственном доме.

Однако политические условия не позволили статутам отдельных итальянских городов возвыситься до общего итальянского торгового права.

Под влиянием итальянских купцов, торговавших во Франции, Германии и недовольных отсутствием в этих странах правовых норм, регулирующих несостоятельность должников, развивается институт банкротства в Европе.

Законы Франции тех лет (например, Указ Франциска I (1536), Указ Карла IX (1560)) предусматривали применение к банкротам телесных наказаний и привязывание их к позорному столбу. В Германии эдикты Карла V от 1531 и 1540 гг. приравнивали несостоятельных должников к ворам и предписывали подвергать их немедленной казни.

Большое значение для истории французского конкурсного права имеет Ордонанс 1673 г. (Ордонанс Кольбера), содержащий XI раздел, посвященный несостоятельности. Ордонанс закреплял как торговую, так и неторговую несостоятельность; устанавливал, что моментом открытия несостоятельности является день бегства должника; признавал недействительными все сделки должника, совершенные во вред кредиторам; определял, что голосование на собрании кредиторов осуществляется количеством не кредиторов, а требований.

Важным этапом в развитии французского конкурсного права стало Торговое положение, принятое 12 сентября 1807 г. и вступившее в силу с 1 января 1808 г. Уложение усилило уголовную направленность норм. Так, Наполеон I настаивал на введении ответственности жены по долгам мужа. Уложение закрепило три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную. Любой должник в случае неоплаты долгов подлежал аресту. Следствием чрезмерной суровости норм Уложения стало то, что многие должники либо скрывались, либо договаривались с кредиторами о ведении дел вне судебных органов.

Закон 1833 г. значительно смягчил меры, применяемые к должникам. Этот Закон, как и Уложение 1808 г., касался только торговой несостоятельности. Устанавливалось, что только купцы могут быть несостоятельными. Лица, не ведущие торговлю, могут впадать в неоплатность, которая влечет иные последствия и рассматривается общими судами.

Французское конкурсное производство оказало сильное влияние на конкурсные законы Италии после ее объединения.

Для германского конкурсного права XVIII в. характерна выработка отдельными государствами собственных конкурсных законов. Так, в Пруссии в 1722 г. появился общий ипотечный и конкурсный устав, который затем неоднократно перерабатывался. Последний конкурсный устав принят в 1855 г.

В Австрии в 1781 г. появился конкурсный устав, который в 1796 г. вошел в виде раздела в общий судебный устав.

В Баварии еще в 1616г. был принят собственный конкурсный устав, действовавший до принятия в 1753 г. нового. Судебное Уложение 1753 г., включившее конкурсные нормы, примечательно тем, что дало начало характерному для германского права разделению конкурсного права и конкурсного процесса, В Саксонии конкурсные законы появились в 1724 и 1766 гг.

Указанные законодательные акты по-разному регулировали многие вопросы конкурсного права, и ко времени объединения Германии на территории, занимаемой ею в настоящее время, действовали самые разнообразные источники конкурсного права, В связи с этим в 1870 г. канцлеру было предложено разработать проект конкурсного устава. Исполнение этой обязанности было возложено на прусское министерство юстиции. Процесс принятия проекта длился почти шесть лет, и в 1876 г. конкурсный устав был принят.

Общегерманский конкурсный устав действовал более 100 лет. Этот устав значительно усилил роль кредиторов в конкурсном процессе; установил правило о внеконкурсном удовлетворении определенных требований; дифференцировал конкурсных кредиторов и кредиторов конкурсной массы.

В Великобритании институт банкротства развивался независимо от континентальной Европы, Примечательно то, что законы часто менялись, устанавливая нередко противоположные нормы. Направленность первого конкурсного закона, принятого Генрихом VIII в 1543 г., была уголовной. В нем определялись порядок ареста имущества должника и раздела его между кредиторами. Принятый в 1572 г, при Елизавете Закон исключил его применение к субъектам, не ведущим предпринимательскую деятельность. С этого времени в Англии допускалась только торговая несостоятельность.

Законодательство, охраняя личность должника от покушений на его свободу, не изменило своего взгляда на кредит. Объектом взыскания становились любые будущие имущественные поступления должника.

Первый Банкротский устав появился в Англии в 1825 г. при Георге IV. Этот акт расширил число субъектов, имеющих право заявлять о банкротстве, отнеся к ним должника; допустил заключение мирового соглашения большинством 9/уо кредиторов по сумме требований.

Конкурсный устав 1849 г. предоставил право должнику заявить о своем банкротстве только одновременно с обещанием немедленной уплаты 25% долга. Значительно усиливался контроль суда над конкурсными процедурами.

В 1861 г. появился закон, который изменил некоторые положения Устава 1849 г., не исключая действие последнего полностью. Этот закон наделил суд правом возбуждать конкурсный процесс, а также установил одинаковые правила для торговой и неторговой несостоятельности.

В 1883 г. вступил в силу Конкурсный устав, устранивший некоторые недостатки предыдущих актов, но не лишенный недостатков собственных. Основными идеями этого устава были: предоставление льгот несчастному должнику; предоставление права управления имуществом должника не кредиторам, а административным органам. Устав 1883 г. снял все ограничения для должника, желающего объявить о своем банкротстве, и запретил возбуждать конкурс суду.

Несмотря на бессистемность в развитии конкурсного права Великобритании, оно оказало огромное влияние на правовые системы таких стран, как США, Канада и Австралия.

Таким образом, в ходе исторического развития регулирование отношений собственности в связи с неплатежеспособностью отдельных субъектов первоначально был выработан специальный институт торгового права — конкурсное производство. Конечная цель данного правового института соразмерное удовлетворение требований кредиторов несостоятельного должника и освобождение последнего от долгов с предоставлением возможности снова приступить к коммерческой деятельности. Дальнейшее развитие института несостоятельности связано с распространением процедур банкротства на другие сферы бизнеса, за пределы торговли.

Со временем, наряду с физическими лицами, участниками торгового оборота все активнее становились юридические лица, которым в настоящее время принадлежит основная роль в коммерческом обороте. Деятельность многих организаций (градообразующих, финансовых, стратегических, субъектов естественных монополий, транснациональных и т. п.) влияет на экономические интересы не только определенных кредиторов, но также регионов, государства и мировой экономики в целом.

В этих условиях целью законодательства о банкротстве становится не только защита интересов кредиторов, но и решение макроэкономических задач, обеспечивающих жизнедеятельность человеческого общества. Таким образом, помимо процедуры конкурсного производства, значительное место в современной судебной практике занимают восстановительные процедуры, включая финансовое оздоровление и внешнее управление имуществом должника.

В настоящее время основная задача института банкротства в развитых рыночных странах связана с сохранением предприятия, а значит, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа. Государство и общество заинтересованы не в ликвидации предприятия-должника, а в восстановлении его платежеспособности посредством специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector