Жалоба в фас образец по 44 фз

Жалоба в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ

Главная » Документы » Жалобы » Жалоба в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ

Как правильно составить жалобу на действия заказчика

Обратиться в надзорный орган можно любым удобным для человека способом. Это простое и привычное письменное обращение, обращение посредством электронной почты или по факсу.

Важно! Следует уточнить, что подача жалобы в электронном виде должна подтверждаться электронной подписью. Сделать это можно на различных государственных порталах, но на это необходимо время.

Рассмотрим перечень основных моментов, которые должны содержаться в подаваемом документе, а также сам порядок подачи:

  • В заявлении обязательно должна содержаться полная информация о заявителе, который составляет документ, а также о заказчике. Помимо этого, следует указать полную информацию о закупке и описать суть обжалуемых положений в документе;
  • Жалоба в обязательном порядке должна быть подписана заявителем либо доверенным лицом. В случае с доверенным лицом, необходимо наличие заверенной у нотариуса доверенности, которая позволяет доверенному лицу подписывать подобные бумаги вместо заявителя;
  • Полный перечень всех прилагаемых к заявлению документов.

Что конкретно должно быть в жалобе и в каком порядке:

  • Полные данные о заказчике;
  • Адрес, а также реквизиты;
  • Сведения о человеке, который подает жалобу. Сюда вписываются полные паспортные данные, а также реквизиты;
  • Максимально детальная информация касательно закупки, на основе которой возник спор;
  • Основная часть. Тут описывается суть жалобы и прилагаются документы, которые подтверждают нарушение положений со стороны заказчика.

Подается такое заявление в региональное Управление ФАС. Подобное заявление подается на основе закона «О защите конкуренции».

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец жалобы в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ:

Кто и когда может пожаловаться

Рассмотрим перечень лиц, которые могут направить жалобу в Федеральную антимонопольную службу:

  • Лица, непосредственно участвующие в торгах. Это участники торгов, а также доверенные лица;
  • Контролирующие органы. На любых торгах есть представители контролирующих органов, которые при обнаружении нарушения могут подать жалобу;
  • Объединения юридических лиц также могут направить жалобу.

Причиной жалобы могут стать действия или бездействие следующих лиц:

  • Заказчика;
  • Оператора электронной площадки;
  • Членов аукционной комиссии;
  • Контрактного управляющего.

Все подобные обращения рассматриваются одним государственным органом — ФАС России. Это означает, что подобные жалобы в других государственных органах будут перенаправлены сюда или вовсе останутся без рассмотрения.

В самом законе 44-ФЗ нет четких указаний касательно конкретных нарушений. То есть нет указаний, когда и при каких обстоятельствах можно жаловаться на кого-либо. Тем не менее, достаточно просто определить перечень действий, на которые можно жаловаться.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Рассмотрим все эти нарушения:

  • Способ и условия определения победителя. Все участники перед началом должны ознакомиться с условиями определения победителя. Если такие условия не соблюдается, то это станет нарушением;
  • Определение начальной цены контракта. Существует строгий порядок определения стоимости, который также нельзя нарушать;
  • Процедура и точный срок проведения общественного обсуждения закупок. Если временные рамки нарушены или обсуждения не было и вовсе, то это серьезное нарушение;
  • Регламент рассмотрения и оценки заявок. Здесь также существует четкий регламент, который нельзя нарушать. Речь идет об окончательных предложениях;
  • Процедуры заключения, изменения или расторжения конкретного контракта. Все это должно происходить согласно действующему законодательству;
  • Порядок проведения аукциона и порядок его аккредитации. Перед проведением аукциона следует ознакомиться с порядком, чтобы можно было отследить правильность всей процедуры;
  • Требования к документам, которые предоставляют участники. Если ряд документов отсутствует либо, наоборот, запрашиваются документы, которых не должно быть, идет речь о нарушении и попытке помешать провести честный аукцион.

Учтите! Именно так выглядит перечень нарушений, поэтому изначально рекомендуется детально изучить каждый пункт, чтобы впоследствии не возникало разногласий или недопонимания между участниками и организаторами.

Какие документы прикладывать к жалобе

В статье 105 ФЗ-44 указано не так много информации. Там говорится, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Также здесь указано, что должен быть перечислен перечень всех документов. Больше никакой информации нет.

Назревает логичный вопрос, а что входит в этот перечень помимо документа, обосновывающего жалобу?

Давайте рассмотрим этот перечень:

  • Доверенность (а точнее ее копия), которая подтверждает полномочия человека подающего жалобу. Если такое заявление подает сам гендиректор, то нужно прикладывать документ, подтверждающий назначение на эту должность;
  • Документы о закупке, на которые собственно и составляется жалоба. Это могут быть сами документы о закупке, протоколы, решения и прочее. Хотя в самом законе нет четкого указания, что эти бумаги следует прикладывать, настоятельно рекомендуется это делать. По факту документ заявителю никто не вернет, опираясь на недостаток сведений, но дело рассмотрения изрядно затянется.

Внимание! Еще одним интересным фактом является то, что сама ФАС России подтверждает факт, что бывают ситуации, когда доказать (обосновать) жалобу невозможно документально.

Такие случаи встречаются достаточно часто, при этом решения по ним выносятся как в одну, так и в другую сторону. Если документов, подтверждающих доводы, нет, то иногда используются показания лиц, присутствующих при нарушении, либо просто описывается нарушение. Даже не имея документальных доводов, подтверждающих нарушение, жалоба будет рассмотрена.

Посмотрите видео. Жалоба в ФАС по 44-ФЗ (сроки, процедура, документы):

Как подать жалобу в УФАС в электронном виде

Главным нормативным актом в случае нарушения закона 44-ФЗ является Приказ ФАС России № 727/14 от 19.11.2014 г. В нем указано, что заявление в обязательном порядке составляется только на русском языке и в письменной форме. Заявления на других языках не будут рассмотрены, вне зависимости от любой ситуации.

Указано здесь и то, что документ можно отправить в электронном виде. В этом случае он заверяется электронной подписью заявителя либо его доверенного лица. В случае с доверенным лицо следует дополнительно высылать доверенность. Отправлять такие электронные письма можно через официальный сайт либо на электронную почту delo@fas.gov.ru.

Рассмотрим перечень основных данных, которые должны быть указаны в электронном письме. Если хотя бы один из пунктов не будет указан, жалоба не будет рассмотрена.

Вот они:

  • Полные данные о заявителе (как и в письменном виде), а также адрес его электронной почты и контактный телефон;
  • Информация о лице, чьи действия привели к нарушению;
  • Номер закупки;
  • Причина обращения. Описание причины, а также документы, подтверждающие нарушение;
  • Перечень прилагаемых бумаг.

Что делать при навязывании платных услуг, читайте тут.

Что обжалуется? В какие сроки подавать?

Подавать жалобу следует в течение 10 дней от даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения, а также оценок заявок на участие в конкурсе.

Такая жалоба подается на действие или бездействие заказчика, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки, если они связаны с аккредитацией участников закупки на электронной площадке. В данном случае, срок составляет 30 дней с момента совершения нарушения.

Запомните! В случае нарушения, которое было совершено при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или заключении контракта, жалобу следует успеть подать до момента его заключения.

Читать еще:  Обжалование определения о возвращении искового заявления

Сроки подачи жалобы и ее рассмотрения

Сроки для подачи жалобы четко определены в статье 105 закона ФЗ-44. Там указано следующее:

  • По общему правилу, в любое время после размещения планов закупок на государственном портале. Но следует учитывать, что у заявителя есть всего 10 дней на подачу заявления после размещения планов;
  • В случаях, когда обжалуются нарушения со стороны оператора или заказчика при выборе поставщика непосредственно на аукционе, у заявителя остается 10 дней с момента размещения итогового протокола. Если в течение этого срока жалобы не поступили, протокол считается действительным;
  • Если нужно обжаловать перечень документации, необходимый для участия в аукционе, у заявителя есть время до окончания приема заявок;
  • Если было допущено нарушение при рассмотрении второй части заявки, то время на обжалование заканчивается вместе с подписанием контракта. Точного срока нет, поэтому следует узнать дату подписания готового контракта;
  • При обжаловании действий оператора, касающихся аккредитации участников, у заявителя есть 30 дней с момента самого нарушения. Важно заметить, что именно с момента нарушения и ждать каких-либо событий для подачи не стоит;
  • Обжаловать действия заказчика или любого другого лица по вопросу подписания контракта можно до непосредственного его подписания между сторонами.

Учтите! В течение двух дней с момента подачи жалобы заявителю будет сообщено, когда и где жалоба будет рассмотрена. Решение по вопросу выносится в течение 5 дней с момента подачи документа в ФАС.

Также стоит заметить, что если жалоба подается третьим лицом, которое не участвует в процессе закупок, то на рассмотрение и вынесение решения дается 30 дней. Это связано с тем, что нарушение несерьезное и не навредило ни одному лицу, которое участвовало в тендере.

Основания для отказа в рассмотрении по существу

Бывает так, что заявителю отказывают. В таком случае, заявителю возвращают жалобу.

Это может произойти в следующих случаях:

  • Заявление подано в неправильной форме или в нем отсутствует необходимая информация;
  • Документ не имеет подписи заявителя или подписан неуполномоченным лицом. Обязательно должна прикладываться доверенность;
  • Жалоба направлена в ФАС позже сроков, установленных законом;
  • Ранее решение по данному делу уже выносилось.

Решение об отклонении жалобы выносится в течение 2 суток. Его отправляют заявителю с указанием причины. Если есть необходимость его обжаловать, обращаться следует уже в суд.

Посмотрите видео. Возможности поставщика при подаче жалобы в ФАС по 44 и 223 ФЗ:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 322-73-27

Москва, Московская область

8 (812) 507-82-87

Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 551-71-02

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ

«Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»

Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи. Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

  • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
  • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
  • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта — до заключения госконтракта;
  • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
  • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

В жалобе необходимо прописывать:

  • номер извещения о закупке на официальном сайте;
  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
  • обжалуемые действия заказчика;
  • список прилагаемых документов.

Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

  • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
  • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю. Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

Читать еще:  Как выйти из долговой ямы по кредитам

Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

  • признание жалобы необоснованной;
  • признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.

К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 — необоснованными, 12-возвращены и отозваны.

Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

  • Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям «бинт марлевый», «маски одноразовые», «вата медицинская» и др.

Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию «лучше ГОСТа», документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

  • Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.

Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса. Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе. ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований. «, так как не зарегистрирован в установленном порядке. По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

  • Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки — запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.

Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены. Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.

Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта. Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки. Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта — срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.

Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

Дополнительно в заявлении указывают:

  • название территориального УФАС;
  • название, номер, дата решения по жалобе;
  • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
  • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
  • требование о признании решения недействительным.

К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to 08@ fas . gov . ru

Как подать жалобу на действия заказчика в процессе проведения госзакупки в ФАС по 44-ФЗ?

В ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок…» вопросам обжалования действий заказчика посвящена отдельная глава 6. Возможность обжалования проводимой закупки вправе любой ее участник независимо от его организационно-правовой формы: в статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Кто может подать жалобу на действия заказчика по нормам 44-ФЗ

Как уже отмечалось, пожаловаться на действия заказчика вправе любой участник закупки.

До момента вскрытия конвертов с жалобой могут обратиться общественные объединения и организации, осуществляющие контроль в сфере закупок. Это, например, общественная палата, ассоциации производителей закупаемых услуг, бизнес-сообщества и пр.

Обжаловать можно как федеральные, так и муниципальные закупки.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

ФЗ-44 допускает подачу жалобу не только на действия заказчика, но и на работу уполномоченного органа, учреждения, комиссии по госзакупкам, должностных лиц, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Читать еще:  Письмо об уточнении платежа в налоговую

Куда можно подать жалобу

Жалоба на действия заказчика может быть подана в суд или контролирующую инстанцию в сфере закупок. Подача жалобы в контрольный орган не исключает возможности для обжалования действий заказчика в суде.

Жалобу допускается подать в следующие инстанции:

  1. Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и ее территориальные подразделения (их контакты можно найти на официальном сайте ФАС или в Приложении к административному регламенту, где содержатся данные обо всех 82 подразделениях). Именно за этой инстанцией закреплены контролирующие функции в сфере госзакупок, и сюда поступает основной массив жалоб от участников торгов (связано это с тем, что решения ФАС имеют большую юридическую силу).
  2. Контрольный орган в сфере оборонзаказа в отношении закупок из указанной сферы – такие полномочия также переданы в ФАС.
  3. Региональный орган исполнительной власти, который наделен функциями контроля за закупками. Такие организации определяются местными нормативно-правовыми актами (например, в Тульской области это Областной контрольный комитет).
  4. Орган местного самоуправления, который уполномочен контролировать закупки. Например, в г. Глазов Удмуртской Республики такие полномочия исполняет Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы.

Общее правило выбора места для подачи жалобы такое: если закупка производится для обеспечения потребностей федеральных нужд, то обжаловать ее необходимо в ФАС РФ. Когда закупка инициирована региональными или муниципальными властями, то жалоба подается в территориальное подразделение ФАС по месту нахождения заказчика или местные контрольные органы власти.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

На что можно жаловаться

Перечень ситуаций, при которых может возникнуть спор между заказчиком и участником государственной закупки, весьма разнообразен.

Так, обжалование действий заказчика может потребоваться:

  1. Нарушены положения ФЗ-44 в отношении предоставляемого обеспечения по контракту (например, предъявлены необоснованно высокие требования к размеру обеспечения, или установлено требование о внесении обеспечения, если таковое не предусмотрено в ФЗ-44).
  2. Заказчик в нарушение норм закона отказал компании в допуске к торгам или препятствовал исполнению договора.
  3. Заказчиком были созданы искусственные условия, создающие ограничения для участия в закупке (например, через формирование требований, включенных в закупочную документацию).
  4. Заказчиком были включены требования в закупочную документацию о предоставлении документов и сведений, которые не являются обязательными по закону. В ФЗ-44 содержится исчерпывающий перечень документов, которые может запрашивать заказчик. Например, заказчик запросил сведения о среднесписочной численности, выручке, балансовой стоимости активов и пр.

Указанный перечень нарушений не является исчерпывающим, но является наиболее распространенным списком оснований для подачи жалобы.

Регламент подачи жалобы

Процедура подача жалобы на действия или бездействие заказчика предполагает прохождение следующих последовательных шагов.

Этап 1. Подготовительный этап. На этом этапе изучается ФЗ-44, определяется предмет жалобы, отбираются соответствующие требования в законе, изучается практика обжалования по аналогичному вопросу, собирается доказательная база.

Этап 2. Готовится жалоба в письменном виде с учетом требований, изложенных в 44-ФЗ.

Этап 3. Определяется место подачи жалобы и способ (электронный или бумажный).

Этап 4. Передается жалоба с учетом регламентированных сроков в ФАС, а ее копия направляется заказчику.

Этап 5. Ожидание официального ответа от контролирующей инстанции.

Этап 6. Если решение было вынесено в пользу участника, и его жалоба была удовлетворена, то он может обратиться с предписанием к заказчику и потребовать его исполнения.

Но в целом алгоритм будет похож на тот, который указан выше.

Законодательное регулирование подачи жалобы и требования к ней

Общие требования к подаваемой жалобе и порядке ее подачи содержатся:

  • в Главе 6 44-ФЗ, а именно в ст. 105-106;
  • в Информации от ФАС от 2014 года «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • в Приказе ФАС от 2014 года №727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Требования к подаваемой жалобе прописываются в ч. 8 ст. 105 ФЗ-44. Она должна содержать следующие сведения:

  1. Данные заказчика: наименование, адрес нахождения и контактные сведения.
  2. Сведения об отправителе жалобы.
  3. Указание на государственную закупку и ее номер (не допускается подавать одну жалобу на несколько закупок, иначе ее вернут без рассмотрения).
  4. Указание на конкретные действия заказчика, которые участник хочет обжаловать, а также доводы со ссылкой на конкретные пункты ФЗ-44, которые были нарушены. Без ссылки на законодательство жалобу могут оставить без рассмотрения.

Также в подаваемой жалобе необходимо прописать конкретную просьбу к контролирующей инстанции. Так, с учетом ст. 106 ФЗ-44 у контролирующей инстанции можно запросить:

  1. Приостановление процедуры выбора победителя торгов до рассмотрения жалобы по существу или аннулирования результатов торгов (если они к моменту подачи документа были завершены).
  2. Выдать предписание, обязательное для исполнения заказчиком. Например, отменить решение о несоответствии подаваемой заявки через внесение изменений в закупочную документацию, устанавливающую необоснованные требования к участникам.
  3. Провести внеплановую проверку деятельности организации.

К подаваемой жалобе следует приложить определенные документы, которые делают ее обоснованной. Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 ФЗ-44. При этом сам перечень документов в законодательстве не прописан:

  1. К жалобе нужно приложить, как минимум, доверенность, подтверждающую полномочия составителя.
  2. Документацию о закупке, на которую ссылаются в жалобе: протоколы, приказы, решения, конкурсная документация и пр.

Копию жалобы со всеми документами из перечня приложений требуется направить в адрес заказчика или оператора электронной площадки, действия которых обжалуются.

Жалоба может быть составлена в письменном или электронном виде. В последнем случае ее необходимо подписать с помощью ЭЦП. Печатный документ подлежит прошивке и нумерации.

Сроки для подачи жалобы по 44-ФЗ и ее рассмотрения

Согласно пп. 3-6 ст. 105 ФЗ-44, жалобы на заказчика должны быть поданы в следующие сроки:

  1. Жалоба на положение документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока.
  2. Жалобы на действия/бездействие заказчика – не позднее, чем через 10 дней после размещения обжалуемого протокола в ЕИС или на электронной площадке (если речь идет о ЕИС, то имеется в виду протокол рассмотрения/оценки заявок на участие в конкурсе или запросе котировок, протокол запроса предложений; если об электронной площадке – то протокол подведения итогов электронного аукциона).
  3. Жалобы на бездействие или действия заказчиков при рассмотрении вторых частей заявок в электронном аукционе допускается подавать вплоть до заключения контракта.
  4. Обжалование действий оператора электронной площадки допускается в течение 30 дней после совершения им обжалуемых действий.

После того как указанные сроки истекли, допускается обжалование действий в судебном порядке.

Согласно регламенту ФАС, контролирующая инстанция должна придерживаться определенных временных рамок при рассмотрении заявок:

  1. На принятие или отклонение жалобы у ФАС есть 2 дня. В качестве причин для отклонения могут выступать несоответствие жалобы установленным требованиям, отсутствие на ней подписи уполномоченного лица, подача жалобы после установленного срока либо если по действиям заказчика уже имеется судебное решение.
  2. На уведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы у ФАС есть 3 дня.
  3. На рассмотрение жалобы по существу – 5 дней.
  4. На изготовление решения – 3 дня после оглашения результативной части.

Таким образом, ФЗ-44 допускает возможность обжалования действий заказчика при его действиях/бездействии, которые нарушают интересы участника торгов, а также при необоснованных требованиях в документации по торгам. Большая часть жалоб подается в ФАС федерального или территориального уровня, так как предписаниям данной контролирующей инстанции принадлежит высокий юридический вес. Также пожаловаться на заказчика можно в региональные или муниципальные контролирующие инстанции. При пропуске сроков и несогласии с решением ФАС у участника есть право обратиться в арбитражный суд для отстаивания своих интересов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector