Ст 63 фз об исполнительном производстве

Статья 63. Отводы в исполнительном производстве Комментарий к статье 63

В ходе принудительного исполнения возможна замена одного участника исполнительного производства другим в случаях, предусмотренных законом.

Институт отводов призван гарантировать беспристрастность таких участников исполнительного производства, как судебный пристав-исполнитель, переводчик и специалист.

Основаниями для отводов являются:

1) наличие родственных отношений указанных субъектов со сторонами, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве;

2) заинтересованность в исходе исполнительного производства;

3) наличие иных обстоятельств, вызывающих сомнение в беспристрастности судебного пристава-исполнителя, переводчика и специалиста.

Отводы целесообразно решать уже на стадии подготовки судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению. На это имеется указание и в законе. По общему правилу отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий (ч. 2 комментируемой статьи). В противном случае, если отвод судебного пристава-исполнителя, переводчика, специалиста будет заявлен в ходе совершения исполнительных действий, то в случае его удовлетворения произойдет отложение исполнительных действий. Причем главным условием удовлетворения отвода являются доказательства, свидетельствующие о наличии вышеуказанных оснований для отвода (Постановление ФАС Уральского округа от 18 января 2008 г. N Ф09-11309/07-С1; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 декабря 2009 г. по делу N АЗЗ-8507/2009).

Процедура отвода состоит в том, что указанные субъекты при наличии отмеченных оснований должны заявить самоотвод. Иначе отвод им может быть заявлен взыскателем или должником. В любом случае отвод должен быть мотивированным и излагаться в письменной форме.

Вопрос об отводе разрешается законодателем по-разному, в зависимости от вида участника исполнительного производства. Так, отвод переводчика и специалиста разрешается судебным приставом-исполнителем путем вынесения мотивированного постановления. Ранее данное постановление должно было быть утверждено старшим судебным приставом, сейчас этого не требуется. Отвод и самоотвод судебного пристава-исполнителя разрешаются старшим судебным приставом. При этом, если заявление об отводе судебного пристава-исполнителя будет удовлетворено, старший судебный пристав обязан решить вопрос о дальнейшем исполнении исполнительного документа и передать его другому судебному приставу-исполнителю либо направить в другие подразделения или службы судебных приставов.

Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован в суд только лицом, заявлявшим отвод. Удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя обжаловано быть не может. По результатам рассмотрения жалобы по общему правилу суд принимает решение. Однако в случае обжалования постановлений старшего судебного пристава об отказе в отводе судебного пристава-исполнителя по результатам рассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 63

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

от 10 декабря 2009 г.

. Неуказание в оспариваемом постановлении фамилии конкретного специалиста при привлечении в качестве специалиста специализированной организации, являющейся государственным учреждением, не свидетельствует о нарушении судебным приставом-исполнителем Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, влекущем нарушение прав лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Отклоняется судом кассационной инстанции довод ООО «Инвестиционная строительная компания» о том, что отсутствие в постановлении сведений, касающихся фамилии специалиста, повлекло невозможность реализации им права на отвод специалиста.

В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель, переводчик, специалист не могут участвовать в исполнительном производстве и подлежат отводу, если они состоят в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями либо другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинены и ли подконтрольны указанным лицам либо заинтересованы в исходе исполнительного производства.

При наличии оснований для отвода судебный пристав-исполнитель, переводчик, специалист обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям указанным лицам отвод может быть заявлен взыскателем или должником. Отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Таким образом, действующее законодательство не ограничивает право общества на заявление отвода только моментом вынесения постановления о привлечении специалиста к участию в исполнительном производстве.

ООО «Инвестиционная строительная компания» 15.05.2009 при проведении проверки исполнения требований исполнительного документа, зная конкретного специалиста, имело возможность заявить ему отвод в порядке, предусмотренном статьей 63 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, однако данным правом не воспользовалось.

Доказательств того, что у общества были объективные причины, препятствующие реализации им своего права на заявление отвода специалиста до начала проведения им совместно с судебным приставом-исполнителем проверки исполнения требований исполнительного документа, в материалы дела не представлено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

от 15 декабря 2008 г. по делу N А06-2869/08

. 15.04.2008 судебным приставом-исполнителем Протопоповым О.Н. в рамках возбужденного исполнительного производства вынесено постановление о поручении оценки имущества (право требования дебиторской задолженности) для определения его рыночной стоимости специалисту-оценщику. Для дачи заключения в качестве специалиста назначено ООО «УК «Спектр».

29.04.2008 указанной организацией произведена оценка арестованного имущества и составлен отчет об оценке определения рыночной стоимости N СЗ-012-2008.

Общество, посчитав, что судебный пристав-исполнитель выбрал кандидатуру оценщика без учета его мнения, обжаловало постановление в арбитражный суд.

Коллегия считает, что суд апелляционной инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал все обстоятельства по делу и сделал правильный вывод о соответствии оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя нормам действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки в том числе вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей (пункт 7 части 2 статьи 85 Федерального закона N 229-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 85 Федерального закона N 229-ФЗ, если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:

1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;

2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;

3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения

Судом установлено, что требования статьи 85 названного Федерального закона при вынесении оспариваемого постановления судебным приставом-исполнителем соблюдены.

Нормами Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусмотрено извещение сторон исполнительного производства о намерениях судебного пристава-исполнителя выбрать оценщика и обеспечение их участия при этом.

Судом апелляционной инстанции обоснованно не принята ссылка заявителя на нарушение приставом статьи 63 Федерального закона N 229-ФЗ.

В соответствии со статьей 63 названного Федерального закона судебный пристав-исполнитель, переводчик, специалист не могут участвовать в исполнительном производстве и подлежат отводу, если они состоят в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями либо другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинены или подконтрольны указанным лицам либо заинтересованы в исходе исполнительного производства.

При наличии оснований для отвода судебный пристав-исполнитель, переводчик, специалист обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям указанным лицам отвод может быть заявлен взыскателем или должником. Отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Таким образом, отвод может быть заявлен конкретному специалисту, а не организации. Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением судебный пристав-исполнитель кандидатуру специалиста не определил, указал в качестве оценщика ООО «УК «Спектр».

Читать еще:  Транспортный налог начисляется за какой период

Кроме того, единственным основанием для отвода, по мнению Общества, является некомпетентность избранной организации. Однако подобное основание для отвода положениями Федерального закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусмотрено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по делу Постановления апелляционной инстанции от 05.09.2008 коллегия не находит, так как суд правильно применил нормы права и его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 января 2008 г. N Ф09-11309/07-С1

. Из заявления управления об отводе судебного пристава-исполнителя (л.д. 47 — 49) следует, что в качестве основания для отвода судебного пристава-исполнителя управление указывает незаконность его действий по немедленному исполнению решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.03.2007 по делу N А07-3230/07, в связи с наличием обеспечительных мер, принятых судами в рамках других арбитражных дел и фактически направленных на запрет инспекции по Орджоникидзевскому району совершать действия, возложенные на нее к исполнению решением суда от 29.03.2007 по делу N А07-3230/07.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.03.2007 по делу N А07-3230/07-А-РСА и выданный на его основании исполнительный лист от 29.03.2007 N 104931 подлежали немедленному исполнению. При этом суды правильно отметили, что поступивший к судебному приставу-исполнителю исполнительный документ соответствует требованиям, предусмотренным ст. 8 Закона об исполнительном производстве.

Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. ст. 65 , 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление от 30.03.2007 и действия судебного пристава-исполнителя, связанные с осуществлением принудительного исполнения исполнительного листа от 29.03.2007 N 104931, соответствуют требованиям действующего законодательства об исполнительном производстве. Нарушений прав и охраняемых законом интересов управления в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности судами правомерно не установлено.

Следовательно, судами правильно указано на то, что доказательств заинтересованности судебного пристава-исполнителя в исходе исполнительного производства, а также ставящих под сомнение его бесп ристрастность управлением не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах вывод судов о законности постановления начальника отдела — старшего судебного пристава Специализированного отдела по исполнению особых исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Магадеева Г.Б. от 05.04.2007 об отказе в удовлетворении заявления об отводе судебного пристава-исполнителя является обоснованным.

Об исполнительном производстве

(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 № 66-ФЗ,

от 30.12.2008 № 306-ФЗ, от 03.06.2009 № 106-ФЗ,

от 19.07.2009 № 205-ФЗ, от 27.09.2009 № 225-ФЗ,

от 27.09.2009 № 226-ФЗ, от 17.12.2009 № 325-ФЗ,

от 27.07.2010 № 213-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ,

от 21.04.2011 № 71-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ,

от 11.07.2011 № 196-ФЗ, от 18.07.2011 № 225-ФЗ,

от 18.07.2011 № 226-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ,

от 28.11.2011 № 336-ФЗ, от 30.11.2011 № 363-ФЗ,

от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 03.12.2011 № 389-ФЗ,

от 06.12.2011 № 401-ФЗ, от 06.12.2011 № 405-ФЗ,

от 06.12.2011 № 410-ФЗ, от 07.12.2011 № 415-ФЗ,

от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 28.07.2012 № 144-ФЗ,

от 05.04.2013 № 33-ФЗ)

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также — граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также — организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

2. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами.

(часть 3 введена Федеральным законом от 05.04.2013 № 33-ФЗ)

Статья 2. Задачи исполнительного производства

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве

1. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Федеральный закон «О судебных приставах») и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

2. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

3. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Принципы исполнительного производства

Исполнительное производство осуществляется на принципах:

2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) уважения чести и достоинства гражданина;

4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Статья 5. Органы принудительного исполнения

1. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 № 33-ФЗ)

2. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов (далее — подразделения судебных приставов).

(часть 2 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 410-ФЗ)

3. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.

Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя

1. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

2. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 6.1. Банк данных в исполнительном производстве

(введена Федеральным законом от 11.07.2011 № 196-ФЗ)

1. Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее — банк данных).

2. Порядок формирования и ведения банка данных определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

3. Общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных:

1) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

2) номер исполнительного документа;

3) дата возбуждения исполнительного производства;

4) номер исполнительного производства;

5) наименование должника (для граждан — фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения; для организаций — наименование и юридический адрес);

6) требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети «Интернет», и данных о взыскателе;

7) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;

8) данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка — фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения).

Читать еще:  Много ли должников по кредитам в россии

4. Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением данных об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, которые являются общедоступными до обнаружения указанных лиц или имущества.

Статья 7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статья 8. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями

1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:

1) реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;

2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя — юридического лица.

3. Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, о взыскателе и о себе.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.07.2012 № 144-ФЗ.

Статья 8.1. Исполнение требований судебных актов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг

(введена Федеральным законом от 19.07.2009 № 205-ФЗ)

1. Исполнительный документ о списании с лицевого счета или со счета депо должника и о зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг (далее — исполнительный документ о списании ценных бумаг) может быть направлен взыскателем непосредственно эмитенту, если он самостоятельно осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев таких ценных бумаг, или держателю реестра, осуществляющему ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг по поручению эмитента, либо депозитарию, осуществляющему учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника, при условии, что взыскатель располагает сведениями об имеющихся на указанных счетах должника ценных бумагах.

2. Одновременно с исполнительным документом о списании ценных бумаг взыскатель представляет заявление, в котором указываются сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона. Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, предусмотренные настоящей статьей, о взыскателе и о себе.

3. Исполнительный документ о списании ценных бумаг подлежит исполнению лицом, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника.

4. При передаче документов, составляющих систему ведения реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, переводе эмиссионных ценных бумаг с лицевого счета на счет депо или со счета депо на лицевой счет либо одним депозитарием другому депозитарию неисполненные или исполненные частично исполнительные документы о списании ценных бумаг передаются новому лицу, осуществляющему учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника.

Статья 9. Исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, судебного акта, акта другого органа или должностного лица

1. Исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление, в котором указываются:

1) реквизиты банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства;

2) фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина;

3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя — юридического лица.

3. Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, о взыскателе.

4. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, производят индексацию периодических платежей, выплачиваемых в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других установленных законом случаях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение).

(часть 4 введена Федеральным законом от 30.11.2011 № 363-ФЗ)

Статья 10. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций

При исполнении на территории Российской Федерации судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на них распространяются положения настоящего Федерального закона.

Статья 11. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей

Порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей устанавливается соответствующими международными договорами Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Обзор статьи 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» – как избежать ареста социальных выплат?

По закону судебные приставы имеют право списывать с должника не все его доходы. Ряд доходов, например, пенсия по потере кормильца, защищены от взыскания, однако на практике такой «иммунитет» далеко не всегда спасает должника от ареста счета или неправомерного взыскания. Это связано с особенностью банковской системы. В феврале 2019 года в Закон «Об исполнительном производстве» были внесены изменения, которые направлены на решение этой проблемы.

Расскажем, какие доходы граждан не могут быть взысканы в счёт долга, как того требует статья 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» 229-ФЗ (с изменениями на 2019-2020 год), и что изменили поправки в закон.

Какие доходы не могут быть списаны в счёт долгов

Статья 101 ФЗ от 02.07.2007 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит перечень доходов, которые защищены от взыскания. Среди них:

  • выплаты по возмещению причиненного вреда здоровью;
  • выплаты в связи со смертью кормильца;
  • выплаты в связи с увечьями при выполнении служебных обязанностей;
  • компенсация за полученный вред в радиационных и техногенных катастрофах;
  • компенсация за уход за нетрудоспособными людьми;
  • монетизированные льготы (компенсация проезда, лекарств и т.д.);
  • алименты;
  • пенсия по потери кормильца;
  • выплаты от работодателя в рамках Трудового законодательства (служебная командировка, на приобретение нового инструмента, при рождении ребёнка);
  • пособия на детей;
  • средства материнского капитала;
  • материальная помощь;
  • компенсация путёвок за санаторно-курортное лечение;
  • пособие на погребение;
  • компенсация стоимости проезда к месту лечения.

Статья 101 в 2019 году была дополнена ещё денежными выплатами гражданам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Изменения вступят в силу с июня 2020 года.

Закон о запрете списания соцвыплат не работал

Несмотря на то, что закон уже много лет гарантирует неприкосновенность выплат, которые перечислены в ст.101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», в 2019 году, по факту, требования работали не всегда. Причина крылась в механизме списания. Приставы не видели назначения платежа. Поэтому, когда на счёт должника поступали денежные средства, как правило, они списывались вне зависимости от своего назначения. Такая ситуация часто оставляла должника без средств к существованию, пока он занимался оспариванием неправомерного списания. Приставы списанные по ошибке деньги возвращали, но на это требовалось время. Должнику необходимо было взять справку о назначении платежа, предоставить её приставам. В течение некоторого времени деньги возвращались на счёт. Однако такой принцип работы был крайне неудобным.

С июня 2020 года должно всё измениться. Банки будут маркировать социальные выплаты, которые не подлежат списанию в счёт долгов, специальным кодом. Этот код должен установить Банк России. Однако введением кода изменения не ограничатся.

Чтобы не допускать списания социальных выплат в счёт долгов, определённые действия потребуются и от самого должника, и от приставов, и от банка. Должник по возможности заранее предоставляет приставам справки о том, что он ожидает поступления тех или иных социальных выплат. Пристав отслеживает назначение платежей, которые поступают на счёт должника. Параллельно и банк при исполнении требований, которые указаны в исполнительном листе, учитывает нормы статьи 101 ФЗ «Об исполнительном производстве». Такая многоуровневая система контроля за назначением поступающих денежных средств на счёт должна сделать невозможным арест социальных выплат приставами, которые сегодня имеют массовый характер.

Читать еще:  Перечень имущества не подлежащего конфискации

Списание пенсий в счёт долгов

Особое внимание необходимо уделить порядку списания долгов из пенсий. Арест пенсии судебными приставами в 2019 году по закону возможен. Исключение составляет только пенсия по потери кормильца. Однако не вся пенсия может быть списана в счёт долга. Чтобы человек не остался без средств к существованию, установлены определённые ограничения.

Полностью арестовывать пенсионный счёт запрещено. Но в счёт долга могут списать до 50% пенсии, как указано в статье 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Но такое применимо только к гражданам с высокими пенсиями. После списания на счету человека должна оставаться сумма, которая не должна быть меньше, чем прожиточный минимум. Таким образом, если пенсия не выше прожиточного минимума, то и арестовать её невозможно.

На практике же встречается и арест пенсии по потере кормильца судебными приставами, и списание суммы в большем объёме, чем это разрешено законом. Если в первом случае достаточно представить справку из Пенсионного фонда о назначения платежа, то во втором случае пенсионерам приходится идти в суд. Если, например, арест пенсии по инвалидности приводит к тому, что на жизнь человеку остаётся сумма меньше прожиточного минимума, то необходимо обращаться в суд с исковым заявлением о снижении размера удержания.

На сегодня для граждан есть способ избежать списания долгов из пенсии. Необходимо только изменить порядок её выдачи. Выбрать получение в почтовом отделении на руки. Конечно, это не избавит от необходимости выплаты самого долга, однако автоматическое списание сумм из пенсии прекратится. Изменения 2020 года существенно улучшат положение должника.

Комментарии к фз об исполнительном производстве 2017 действующая редакция

В него вошли дела о бездействии приставов, незаконном аресте имущества, окончании исполнительного производства и другие. В г. По сравнению с г. Из всего количества рассмотренных дел ФССП России отобрала несколько споров, решениями по которым приставы будут руководствоваться и в г.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ “ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ”

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Основные новеллы законодательства об исполнительном производстве и практика его применения

Глава 1. Основные положения. Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона. Статья 2. Задачи исполнительного производства. Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве. Статья 4. Принципы исполнительного производства. Статья 5.

Органы принудительного исполнения. Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя. Банк данных в исполнительном производстве. Статья 7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц. Статья 8. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями. Исполнение требований судебных актов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Статья 9. Исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, судебного акта, акта другого органа или должностного лица. Статья Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и иностранных организаций.

Исполнение решений иностранных судов и арбитражей. Глава 2. Исполнительные документы. Виды исполнительных документов. Требования, предъявляемые к исполнительным документам. Постановление судебного пристава. Глава 3. Сроки в исполнительном производстве.

Установление и исчисление сроков в исполнительном производстве. Окончание сроков в исполнительном производстве. Последствия пропуска сроков в исполнительном производстве. Восстановление пропущенных сроков в исполнительном производстве. Приостановление сроков в исполнительном производстве.

Продление сроков в исполнительном производстве. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению. Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению. Восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению. Глава 4. Извещения и вызовы в исполнительном производстве. Содержание повестки, иного извещения. Доставка повестки, иного извещения.

Вручение повестки, иного извещения. Перемена адреса во время ведения исполнительного производства. Последствия отказа от принятия повестки, иного извещения или неявки за их получением. Глава 5. Исполнительное производство. Возбуждение исполнительного производства. Отказ в возбуждении исполнительного производства. Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Сводное исполнительное производство. Ведение исполнительного производства группой принудительного исполнения. Время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Сроки совершения исполнительных действий. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменение способа и порядка их исполнения. Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Приостановление исполнительного производства судом. Приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем. Приостановление исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении. Сроки приостановления исполнительного производства. Прекращение исполнительного производства. Последствия прекращения исполнительного производства.

Рассмотрение судом и судебным приставом-исполнителем вопросов о приостановлении, возобновлении и прекращении исполнительного производства. Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства. Окончание исполнительного производства.

Глава 6. Лица, участвующие в исполнительном производстве. Стороны исполнительного производства. Права и обязанности сторон исполнительного производства. Участие в исполнительном производстве несовершеннолетних. Правопреемство в исполнительном производстве. Участие в исполнительном производстве представителей сторон исполнительного производства. Оформление полномочий представителей сторон исполнительного производства.

Законные представители граждан, участвующих в исполнительном производстве. Лица, которые не могут быть представителями сторон исполнительного производства. Полномочия представителей сторон исполнительного производства. Участие в исполнительном производстве переводчика. Участие в исполнительном производстве понятых. Обязанности и права понятых. Участие в исполнительном производстве специалиста. Взаимодействие судебных приставов-исполнителей с органами внутренних дел.

Отводы в исполнительном производстве. Глава 7. Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения. Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве. Исполнительный розыск. Государственная регистрация имущества и имущественных прав. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации. Временные ограничения на пользование должником специальным правом.

Глава 8. Обращение взыскания на имущество должника. Порядок обращения взыскания на имущество должника. Особенности обращения взыскания при введении в отношении должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, процедур, применяемых в деле о его несостоятельности банкротстве. Обращение взыскания на денежные средства.

Правила о списании денежных средств, предусмотренные положениями главы 45 настоящего Кодекса о банковском счете, не применяются к денежным средствам, находящимся на залоговом счете. В противном случае должник не вправе ссылаться на такие основания. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права за исключением требований по денежному обязательству и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом. Условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:.

Об исполнительном производстве (с изменениями на 17 октября 2019 года)

Редакцию документа с изменениями, не вступившими в силу, — см. В настоящий документ вносятся изменения на основании:. Федерального закона от 28 ноября года N ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 октября года N ФЗ в части изменений, вступающих в силу с 30 марта года. Федерального закона от

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 17.10.2019) «Об исполнительном производстве»

Глава 1. Основные положения. Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона. Статья 2.

Закон об исполнительном производстве регулирует правовые отношения граждан РФ. ФЗ предусматривает порядок возврата денежных средств должниками. Описываются меры исполнения судебных предписаний в принудительном порядке. В ФЗ описаны сроки и методы обжалования решения судебной комиссии. Вступил в силу Закон 2 октября года. Последние поправки были внесены 28 мая года. Закон об исполнительном производстве регламентирует порядок и условия выполнения актов судебного характера. Положениями ФЗ предусмотрен порядок обжалования судебных решений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector