Содержание

Участие в исполнительном производстве судебных приставов

«Методические рекомендации по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве» (утв. ФССП России 11.04.2014 N 15-9)

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

11 апреля 2014 г. N 15-9

Директор Федеральной службы

судебных приставов — главный

11 апреля 2014 г.

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ, ХОДАТАЙСТВ

ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

I. Общие положения

1.1. Федеральным законом от 05.04.2013 N 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 09.05.2013, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) дополнен ст. 64.1 «Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве».

1.2. Согласно ч. 1 ст. 64.1 Закона заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее — заявления (ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

1.3. В порядке ст. 64.1 Закона подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение, за исключением случаев, когда Законом установлен особый порядок рассмотрения заявлений, в частности:

об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в соответствии с ч. 3.1 ст. 38 Закона;

о приостановлении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона;

об объявлении в розыск должника, его имущества, ребенка в соответствии со ст. 65 Закона;

о наложении ареста на имущество должника в соответствии со ст. 80 Закона;

жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданных в порядке подчиненности в соответствии с главой 18 Закона;

об отводе в исполнительном производстве в соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона;

в иных случаях, предусмотренных Законом.

1.4. Должностным лицом службы судебных приставов (старшим судебным приставом, его заместителем, судебным приставом-исполнителем) в соответствии со ст. 64,1 Закона рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам:

совершения исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 Закона (в том числе об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, проведении проверки правильности и своевременности перечисления денежных средств, о распределении взысканных денежных средств и перечислении их взыскателям и иные исполнительные действия);

применения мер принудительного исполнения в соответствии со ст. 68 Закона (в том числе об обращении взыскания на имущество должника, об обращении в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество);

об исправлении допущенных им в постановлении описок или явных арифметических ошибок (ч. 3 ст. 14 Закона);

о зачете встречных однородных требований в соответствии со ст. 88.1 Закона;

об отмене постановления об окончании исполнительного производства в соответствии с ч. 9 ст. 47 Закона;

о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения в соответствии со ст. 34.1 Закона;

по иным вопросам, относящимся к компетенции указанных должностных лиц.

1.5. Главным судебным приставом Российской Федерации (главным судебным приставом субъекта Российской Федерации), заместителями главного судебного пристава Российской Федерации (заместителями главного судебного пристава субъекта Российской Федерации) в соответствии со ст. 64.1 Закона рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам:

передачи исполнительного производства из одного территориального органа ФССП России (структурного подразделения территориального органа ФССП России), Управления по исполнению особо важных исполнительных производств в другой в порядке ч. 9 ст. 33 Закона;

определения места ведения сводного исполнительного производства согласно ч. 2, 3 ст. 34 Закона;

исправления допущенных в постановлении описок или явных арифметических ошибок (ч. 3 ст. 14 Закона);

по иным вопросам, относящимся к компетенции указанных должностных лиц.

II. Сроки регистрации, рассмотрения заявлений (ходатайств)

и передачи (направления) должностному лицу, правомочному

2.1. Заявления (ходатайства) лиц, участвующих в исполнительном производстве, не позднее дня, следующего за днем поступления в подразделение судебных приставов, регистрируются в системе электронного документооборота с добавлением к регистрационному номеру литеры «X».

Не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на ст. 64.1 Закона:

заявления о возбуждении исполнительного производства, содержащие ходатайства в соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона;

обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства.

Также не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств) обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения.

Данные обращения и содержащиеся в них ходатайства рассматриваются в порядке и сроки, установленные Законом.

В случае, если одно заявление (ходатайство) содержит требования о принятии мер по нескольким исполнительным производствам, то оно регистрируется как одно ходатайство, с последующим принятием процессуальных решений по каждому исполнительному производству отдельно.

2.2. В соответствии со ст. 64.1 Закона заявление (ходатайство) передается для рассмотрения должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления данного заявления (ходатайства) в подразделение судебных приставов.

2.3. Если должностное лицо, получившее заявление (ходатайство), не правомочно его рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление (ходатайство) должностному лицу службы судебных приставов, правомочному его рассматривать. При этом о передаче на рассмотрение заявления (ходатайства) иному должностному лицу ФССП России уведомляется лицо, подавшее заявление (ходатайство).

При поступлении в ФССП России заявлений (ходатайств), процессуальные решения по которым должны быть приняты главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (его заместителем), такие заявления (ходатайства) перенаправляются должностным лицам, правомочным их рассматривать, в трехдневный срок с уведомлением об этом в письменной форме лица, подавшего заявление (ходатайство).

В случае поступления в ФССП России заявлений (ходатайств), процессуальные решения по которым должны быть приняты старшим судебным приставом или судебным приставом-исполнителем, такие заявления (ходатайства) перенаправляются в аппарат управления территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств в течение трех дней для передачи правомочному его рассматривать должностному лицу с соответствующим уведомлением заявителя.

При поступлении в аппарат управления территориального органа ФССП России заявлений (ходатайств), процессуальные решения по которым должны быть приняты старшим судебным приставом (его заместителем) либо судебным приставом-исполнителем, такие заявления (ходатайства) перенаправляются должностным лицам, правомочным их рассматривать, в трехдневный срок с уведомлением об этом в письменной форме лица, подавшего заявление (ходатайство).

2.4. Должностное лицо службы судебных приставов в соответствии с ч. 5 ст. 64.1 Закона рассматривает заявление (ходатайство) в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления (ходатайства).

2.5. При исчислении сроков, предусмотренных ст. 64.1 Закона, необходимо руководствоваться ч. 2 ст. 15 Закона, в указанные сроки не включаются нерабочие дни.

III. Решения, принимаемые должностными лицами службы

судебных приставов по результатам рассмотрения

3.1. По результатам рассмотрения заявления (ходатайства) должностным лицом службы судебных приставов принимаются следующие процессуальные решения:

об удовлетворении полностью или частично заявления (ходатайства), о чем выносится постановление (приложение N 1);

об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства), о чем выносится постановление (приложение N 2);

об отказе в рассмотрении заявления (ходатайства) по существу (приложение N 3).

В случае удовлетворения заявления (ходатайства) принятое должностным лицом службы судебных приставов процессуальное решение оформляется соответствующим постановлением, которое выносится в пределах срока, установленного для рассмотрения ходатайства, либо одновременно с постановлением об удовлетворении полностью или частично заявления (ходатайства).

При этом допускается оформление указанных выше постановлений одним процессуальным документом.

В случае невозможности совершить исполнительные действия либо принять меры принудительного исполнения в течение срока, установленного для рассмотрения заявления (ходатайства), в постановлении об удовлетворении полностью или частично заявления (ходатайства) указываются исполнительные действия, которые подлежат совершению, и (или) меры принудительного исполнения, которые подлежат применению в рамках исполнительного производства по результатам рассмотрения заявления (ходатайства).

3.2. При частичном удовлетворении заявления (ходатайства) должностное лицо в постановлении указывает, в какой части заявление (ходатайство) подлежит удовлетворению, а также основания отказа в удовлетворении иных требований.

Читать еще:  Когда накладывают арест на имущество

3.3. Решение об отказе в рассмотрении заявления (ходатайства) по существу может быть принято в случае отсутствия в заявлении (ходатайстве) подписи лица, участвующего в исполнительном производстве, отсутствия документов, подтверждающих полномочия лица, на участие в исполнительном производстве.

3.4. В соответствии с ч. 7 ст. 64.1 Закона копия постановления должностного лица службы судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

IV. Особенности рассмотрения заявлений (ходатайств),

содержащихся в обращениях

4.1. При поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России, структурные подразделения территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств обращений, направленных в рамках Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и содержащих в том числе заявления (ходатайства) в порядке ст. 64.1 Закона, должностные лица службы судебных приставов:

рассматривают заявления (ходатайства) в порядке и сроки, установленные ст. 64.1 Закона, с вынесением соответствующих постановлений;

рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с подготовкой мотивированного ответа, содержащего в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).

4.2. Постановления должностных лиц, вынесенные в соответствии со ст. 64.1 Закона, могут быть оспорены (обжалованы) в порядке, установленном главами 17, 18 Закона.

к Методическим рекомендациям

по определению порядка

ходатайств лиц, участвующих

в исполнительном производстве

Подлежит заполнению при частичном удовлетворении заявления (ходатайства).

Подлежит заполнению при вынесении постановления главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, их заместителями.

к Методическим рекомендациям

по определению порядка

ходатайств лиц, участвующих

в исполнительном производстве

Подлежит заполнению при вынесении постановления главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, их заместителями.

к Методическим рекомендациям

по определению порядка

ходатайств лиц, участвующих

в исполнительном производстве

Подлежит заполнению при вынесении постановления главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, их заместителями.

Обзор практики по исполнительному производству. Когда суды на стороне приставов, а когда на стороне заявителей

ФССП России 19 апреля опубликовала на своем сайте Обзор судебной практики по защите интересов ФССП России и ее территориальных органов в 2017 г. В него вошли дела о бездействии приставов, незаконном аресте имущества, окончании исполнительного производства и другие. Газета «ЭЖ-Юрист» выбрала шесть наиболее интересных дел.

В 2017 г. на рассмотрении в судах РФ находилось 75 086 заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, из которых 3874 было удовлетворено. По сравнению с 2016 г. количество предъявленных заявлений увеличилось на 1800 (2,5%). Вместе с тем количество удовлетворенных заявлений снизилось на 151 (3,7%). Из всего количества рассмотренных дел ФССП России отобрала несколько споров, решениями по которым приставы будут руководствоваться и в 2018 г.

Пристав не вправе отказывать в возбуждении исполнительного производства по решению о взыскании судебных расходов, если оно вступило в силу после принятия судом заявления о признании должника банкротом

Индивидуальный предприниматель взыскал с компании судебные расходы на 55 000 руб. На момент, когда исполнительные листы поступили приставам, суд признал должника банкротом и ввел в отношении него наблюдение. Пристав отказал в возбуждении исполнительного производства.

Суд первой инстанции признал постановление пристава незаконным. Он указал, что судебные расходы относятся к текущим платежам. Так, к текущим платежам относятся денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Обязанность по возмещению судебных расходов (расходов на оплату услуг представителя, государственной пошлины и т.д.), понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, для целей квалификации в качестве текущего платежа считается возникшей с момента вступления в законную силу судебного акта о взыскании расходов. В этом деле судебные акты о взыскании судебных расходов вступили в законную силу после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Следовательно, они являются текущими, их взыскание осуществляется вне рамок дела о банкротстве на общих основаниях (решение АС Чувашской Республики от 27.07.2017 по делу № А79-6175/2017).

Государство не возместит убытки, если приставы списали деньги со счета компании по подложному исполнительному листу

Пристав возбудил исполнительное производство. Позже выяснилось, что исполнительный лист был поддельным, решения о взыскании долга не существовало. Суд признал незаконным постановление пристава об обращении взыскания на денежные средства компании. Деньги вернулись только через месяц. Компания подала иск о взыскании убытков в размере 34 000 руб., связанных с незаконным списанием денег с ее счета.

Суд отказал в иске (решение АС Алтайского края от 27.11.2017 по делу № А03-8855/2017). Он указал на недоказанность совершения должностными лицами службы судебных приставов умышленных действий по списанию денежных средств со счета. Кроме того, суд указал на недоказанность того обстоятельства, что приставы могли знать или могли предвидеть, что предъявленный к исполнению исполнительный лист является подложным. Также истец не представил доказательств, бесспорно свидетельствующих о наличии у него намерения на размещение спорной суммы денежных средств на депозите какого-либо конкретного банка в спорный период с целью получения выгоды. Апелляционный суд оставил решение первой инстанции без изменения.

Нахождение имущества должника в залоге не является препятствием для наложения ареста и прав должника не нарушает

По долгам физического лица пристав наложил арест на транспортное средство, которое находилось в залоге у банка. Должник подал иск о признании незаконными действий по аресту не в пользу залогодержателя (банка). Суд отказался удовлетворить его требование.

Арест в качестве исполнительного действия может быть наложен приставом в целях обеспечения исполнения решения суда, содержащего требования об имущественных взысканиях (п. 7 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон № 229-ФЗ). В качестве меры принудительного исполнения арест применяется при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество должника, находящееся у него или у третьих лиц (ч. 1, п. 5 ч. 3 ст. 68 Закона № 229-ФЗ). Наложение ареста в целях обеспечения исполнения исполнительного документа может быть принято в интересах не только непосредственно самого залогодержателя, но и других кредиторов того же лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя). Таким образом, нахождение транспортного средства в залоге не является препятствием для совершения приставом действий, предусмотренных положениями ст. 64 Закона № 229-ФЗ, и прав должника не нарушает.

При этом действующая редакция ч. 3 ст. 87 Закона № 229-ФЗ предусматривает возможность реализации заложенного имущества в пользу взыскателей, не являющихся залогодержателями, и устанавливает, что такое имущество подлежит реализации на торгах. Исполнительные действия в виде ареста в отношении принадлежащего истцу автомобиля направлены на ограничение прав должника распоряжаться принадлежащим ему автомобилем путем его отчуждения другим лицам (решение Ленинского районного суда г. Тюмени по делу № 2а-3558/2017).

При ограничении операций по кассе пристав должен учитывать, не блокирует ли это деятельность должника: выплату заработной платы, оплату аренды и т.д.

Пристав в рамках сводного исполнительного производства вынес постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. Затем было вынесено постановление об ограничении расходных операций по кассе должника с целью обращения взыскания на наличные денежные средства. В нем было указано, что руководителю и лицу, ответственному за ведение кассы, запрещен расход денежных средств в размере 100% от суммы, поступающей в кассу организации ежедневно, до погашения суммы долга, за исключением сумм, поступающих согласно бюджетной росписи. Должник подал заявление о признании постановления пристава в части ограничения операций по кассе недействительным. Также он просил снизить размер долга.

Суд удовлетворил требование должника в части ограничения операций по кассе, в остальной части отказал. Решение он мотивировал тем, что запрет производить расходно-кассовые операции в размере 100% не соответствует принципам ст. 2 и 4 Закона № 229-ФЗ и нарушает баланс интересов взыскателя и должника по исполнительному производству, поскольку блокирует возможность выплаты заработной платы работникам, а также оплату коммунальных услуг, арендных платежей, которые необходимы для уставной деятельности организации-должника. Суд первой инстанции посчитал, что, соблюдая баланс интересов взыскателей и должника, пристав должен снизить размер установленного запрета на расход поступающих в кассу должника денежных средств до 50%. Такой размер ограничений достаточен для осуществления хозяйственной деятельности в оперативном режиме и не противоречит целям, задачам и принципам исполнительного производства. Принятая мера принудительного исполнения соответствует объему требований взыскателя и направлена на своевременное исполнение исполнительного документа, не нарушает принципов исполнительного производства, предусмотренных ст. 4 Закона № 229-ФЗ, является необходимой и не препятствует хозяйственно-экономической деятельности должника. Апелляционный суд с такой позицией согласился и оставил в силе решение суда первой инстанции (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 по делу № А12-10598/2017).

Читать еще:  Фз о банкротстве несостоятельности юридических лиц

Предоставление в автоматическом режиме информации о ходе исполнительного производства не является единственным способом оказания госуслуги

Компания являлась взыскателем по исполнительному производству. Через личный кабинет она подала приставам заявление о предоставлении информации по исполнительному производству. Начальник отдела — старший судебный пристав предоставил ответ, содержащий разъяснения о возможности ознакомления с материалами исполнительного производства лично с указанием места и времени, а также дал краткую информацию об исполнительном производстве. Взыскатель подал в суд заявление о признании незаконным бездействия старшего судебного пристава по непредоставлению государственной услуги по заявлению о предоставлении информации о ходе исполнительного производства.

Суд отказал в удовлетворении этого требования. В порядке ст. 64.1 Закона № 229-ФЗ подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение, за исключением случаев, когда установлен особый порядок рассмотрения заявлений (Методические рекомендации по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утв. ФССП России 11.04.2014 № 15-9). Учитывая, что обращение лица, участвующего в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства не требует принятия соответствующего процессуального решения, такое заявление не подлежит рассмотрению по правилам ст. 64.1 Закона № 229-ФЗ. При наличии информации об исполнительном производстве в АИС ФССП России ответы на заявления могут формироваться автоматически (п. 59 Административного регламента). Вместе с тем, по мнению суда, направление ответа в автоматическом режиме не является обязательным в данном случае. Кроме того, после получения ответа на заявление о ходе исполнительного производства директор взыскателя лично ознакомился с материалами исполнительного производства, а также получил ответ на заявление, сформированный автоматически в АИС ФССП России (решение Первомайского районного суда г. Владивостока от 28.09.2017 по делу № 2а-2219/2017, оставлено без изменения Апелляционным определением Приморского краевого суда от 21.12.2017 № 33а-12683/2017).

Исключить из личного кабинета сведения о наличии у физлица (не должника) долга из-за совпадения ФИО и даты рождения с другим лицом — должником не получится

Гражданин зашел в свой личный кабинет на Едином портале государственных услуг и увидел, что за ним числится судебная задолженность. Не являясь должником по исполнительному документу, он обратился в суд с заявлением об обязании пристава изъять сведения об исполнительном производстве и сведения о размере задолженности из раздела сведений о судебных задолженностях в личном кабинете. Суд в удовлетворении этого требования отказал. Предоставление ФССП России услуги «Предоставление информации о наличии исполнительного производства» осуществляется в автоматическом режиме на основании запроса данных в информационную систему ФССП России, находящуюся в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, по двум критериям: фамилия, имя, отчество и дата рождения.

Полученные персональные данные отправляются на сервис, где ФССП России осуществляется поиск исполнительных производств по полученным персональным данным, и если данные о наличии судебной задолженности имеются в системе ФССП России, то сервис ФССП России возвращает их на единый портал. Таким образом, на едином портале отображаются те данные, которые хранятся на стороне электронных сервисов ФССП России. При этом в Банке данных исполнительных производств отсутствуют сведения об исполнительных производствах, возбужденных в отношении заявителя. Суды также учли, что на едином портале присутствует информация о возможности полного совпадения персональных данных, вводимых для поиска задолженности (фамилия, имя, отчество, дата рождения), с рекомендацией об обращении к приставу в целях уточнения наличия задолженности (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 15.05.2017 по делу № 33а-1600/2017).

Что должен сделать пристав в рамках исполнительного производства

Какие документы обязан оформить судебный пристав по исполнительному производству

Согласно данному документу постановление о временном ограничении права выезда за пределы Российской Федерации выносится судебным приставом-исполнителем в 4-х экземплярах: первый — в исполнительное производство, второй — доставляется в отдел организации работы судебных приставов-исполнителей для направления в Управление пограничного контроля Организационного департамента Пограничной службы ФСБ России, третий и четвертый — в течение суток после регистрации направляются сторонам исполнительного производства. Федеральной миграционной службе России по г. Москве направляется лишь копия поручения о временном ограничении с копией постановления о временном ограничении.

Исполнительное производство по обращению взыскания

После 5-7 рабочих дней с момента подачи заявления необходимо в приёмные часы судебных приставов подойти в канцелярию и выяснить, какому судебному приставу передано ваше дело. Если ещё не передано, уточнить сроки передачи. Если передано, следует немедленно направиться на приём к судебному приставу и получить постановление о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительное производство судебными приставами: сроки

Документ выдается истцу, который после его получения может действовать двумя способами – самостоятельно обратиться к ответчику с требования выполнить указанные в исполнительном листе требования по отношению к истцу, либо направить этот документ в службу судебных приставов, наделяемых достаточно широким спектром полномочии для исполнения законного решения суда.

Сроки исполнения исполнительного листа судебными приставами

Розыск должника и его имущества осуществляется по исполнительным документам о взыскании платежей на своих детей, а также задолженностей, превышающих сумму в десять тысяч рублей. На время проведения розыскных мероприятий процесс исполнительного производство приостанавливается.

Исполнительное производство в действии: судебная практика и практические советы

В силу того, что обязанность по принятию всех допустимых законом мер для сохранности арестованного имущества законом возложена именно на судебного пристава-исполнителя, правоотношения по хранению в исполнительном производстве возникают не между хранителем и собственником (владельцем) имущества, а между хранителем и судебным приставом-исполнителем.

Что должен сделать пристав в рамках исполнительного производства

В случае, если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению (я уже говорил о том, что это может быть определение о наложении о принятии обеспечительных мер в котором будет будет указано на немедленное исполнение), то исполнительный документ, после поступления в отдел службы судебных приставов, немедленно передается судебному приставу, который в течение суток должен его исполнить.

Что должен сделать пристав в рамках исполнительного производства

Эта норма Закона не обязывает судебного пристава сообщать взыскателю о ходе исполнительного производства и всех совершенных действиях, указанных выше. А сам по себе факт неуведомления взыскателя обо всех совершенных действиях в рамках исполнительного производства не является основанием для вывода о бездействии судебного пристава.

Исполнительное производствоЗакажите качественное сопровождение исполнительного производства

Часто возникают случаи, когда исполнительное производство затягивается на очень длительный срок. Месяцы и даже годы. Это происходит тогда, когда должник начинает вести игру под названием «Поймай меня, если сможешь». Не получает извещения, переоформляет имущество на родственников, меняет место жительства и т.д. Одни граждане не хотят платить, другие граждане не знают, как сделать так, чтобы получить свое – законное.

Подробная инструкция должнику при исполнительном производстве при взыскании долга

Судебный пристав после получения судебного приказа «об взыскании долга» с должника, он же исполнительный лист (ИС), открывает исполнительное производство (ИП). И, в обязательном порядке направляет уведомление должнику и взыскателю о начале ИП. К должнику, дополнительно отправляется письмо-требование, после которого он обязан явится в органы исполнительной службы. Для получение всей нужной информации о должнике, пристав направляет письменные запросы в ГИБД, Пенсионный Фонд, МВД налоговую и органы регистрации прав на недвижимость. После получения всех данных и предварительной беседы, пристав в принудительном порядке начинает взыскание долга, согласно закону «Об взыскании долга и исполнительном производстве» и ст. 12.

Взыскатель в исполнительном производстве

Права и обязанности сторон исполнительного производства можно разделить на две большие группы: общие и субъективные права и обязанности.

Общие права сторон закреплены в ст.50 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Их можно просто посмотреть, а вот субъективные — лучше разобраться.

Перечень общих прав участников исполнительного производства выглядит следующим образом:

• знакомиться с материалами исполнительного производства, для этого взыскателю необходимо написать заявление на имя старшего судебного пристава с просьбой об ознакомлении с материалами исполнительного производства;
• делать выписки, снимать копии с материалов исполнительного производства, однако следует помнить, что судебный пристав-исполнитель не должен снимать взыскателю копии каких-либо документов, это осуществляется собственными техническими средствами;
• представлять дополнительные материалы, имеющие значение для принудительного исполнения требований исполнительного документа;
• заявлять ходатайства;
• участвовать в совершении исполнительных действий;
• давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий;
• приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства;
• возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
• заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие);
• до окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке;
• право просить судебного пристава-исполнителя о немедленном наложении ареста на имущество и денежные средства должника;
• право получить информацию, где находится исполнительный документ в данный момент (поскольку судебный пристав-исполнитель обязан извещать взыскателя о передаче исполнительного документа другому судебному приставу-исполнителю);
• право обращаться с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа ко взысканию;
• право получать от налоговых органов информацию о наличии у должника вкладов на счетах в банках и иных кредитных организациях в соответствии с Приказом Министерства РФ по налогам и сборам N БГ-3-28/23 «Об утверждении Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю»;
• право отказаться от взыскания;
• право отказаться от получения предметов, которые взыскателю должен передать должник на основании исполнительного документа;
• предъявление и отзыв исполнительного документа;
• передача полномочий другому лицу (передоверие);
• обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
• получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);
• отказ от взыскания по исполнительному документу;
• заключение мирового соглашения.

Субъективные и отдельные права сторон исполнительного производства

Ко второй группе прав относятся те субъективные права, которые имеют стороны исполнительного производства при совершении конкретного исполнительного действия.

К правам взыскателя в исполнительном производстве следует отнести следующие:

• право просить судебного пристава-исполнителя о немедленном наложении ареста на имущество и денежные средства должника;
• право получить информацию, где находится исполнительный документ в данный момент (поскольку судебный пристав-исполнитель обязан извещать взыскателя о передаче исполнительного документа другому судебному приставу-исполнителю);
• право обращаться с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа к взысканию;
• право получать от налоговых органов информацию о наличии у должника вкладов на счетах в банках и иных кредитных организациях в соответствии с Приказом Министерства РФ по налогам и сборам N БГ-3-28/23 «Об утверждении Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю»;
• право отказаться от взыскания;
• право отказаться от получения предметов, которые взыскателю должен передать должник на основании исполнительного документа.

Кроме того, отдельно стоит отметить право взыскателя участвовать в исполнительном производстве лично или через представителя. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя.

Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

Поэтому проще посылать в исполнительное производство представителей.

Полномочия представителей, в том числе адвокатов, на совершение действий, связанных с осуществлением исполнительного производства, удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, — иным документом.

Полномочия законных представителей граждан подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их статус.

Представители сторон исполнительного производства вправе совершать от их имени все действия, связанные с исполнительным производством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Доверенность на представителя в исполнительном производстве

Что должна содержать доверенность, предъявляемая в Службу судебных приставов.

В доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий:

• предъявление и отзыв исполнительного документа;
• передача полномочий другому лицу (передоверие);
• обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
• получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);
• отказ от взыскания по исполнительному документу;
• заключение мирового соглашения.

Также субъективным правом взыскателя является право оставить за собой имущество, не реализованное в течение месяца. Если имущество должника после снижения цены не было реализовано в течение одного месяца, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой.

Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечислении) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель обязан в течение пяти дней со дня получения указанного предложения уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.

Реализация заложенного имущества в исполнительном производстве

Судебный пристав-исполнитель обязан направить не позднее чем за 10 дней до даты проведения торгов залогодателю и должнику извещение с указанием даты, времени и места проведения торгов.

При объявлении торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом.

При объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме не более чем на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах. При этом, судебный пристав — исполнитель в течение 2-х дней с момента поступления отчета о признании торгов несостоявшимися направляет в адрес взыскателя (залогодержателя) письменное уведомление о результатах торгов, содержащее предложение взыскателю (залогодержателю) оставить нереализованное заложенное имущество за собой, с оценкой его на 10% ниже начальной продажной цены на повторных торгах.

Если залогодержатель не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается.

Если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для покрытия требования залогодержателя, он имеет право, при отсутствии иного указания в законе или договоре, получить недостающую сумму из прочего имущества должника, не пользуясь преимуществом, основанным на залоге.

Если взыскателей много и есть сводное исполнительное производство

Если на исполнении находится сводное исполнительное производство о взыскании с должника, — после отказа взыскателя (залогодержателя) от имущества, нереализованного на повторных торгах (либо не поступления ответа о согласии оставить имущество за собой) судебный пристав-исполнитель предлагает нереализованное имущество иным взыскателям в рамках сводного производства.

Сумма, вырученная от реализации имущества, заложенного по договору об ипотеке, после удержания из нее сумм, необходимых для покрытия расходов в связи с обращением взыскания на это имущество и его реализацией, распределяется между заявившими свои требования к взысканию залогодержателями, другими кредиторами залогодателя и самим залогодателем.

Судебный пристав-исполнитель, в течение 3-х дней после получения нереализованного имущества, направляет в адрес взыскателя уведомление с предложением оставить нереализованное имущество за собой в счет погашения задолженности. При этом судебным приставом-исполнителем взыскателю устанавливается срок для принятия решения, предусмотренный ч. 12 ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве», то есть в срок, составляющий не более пяти дней с момента получения указанного предложения, взыскатель обязан уведомить судебного пристава-исполнителя о согласии оставить имущество за собой.

Уведомление с предложением принять нереализованное имущество направляется сторонам в порядке очередности, предусмотренной ст. 111 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Нереализованное имущество передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении об оценке арестованного имущества.

При поступлении заявления о согласии принять нереализованное имущество от нескольких взыскателей, судебный пристав-исполнитель передает нереализованное имущество взыскателям в соответствии с установленной очередностью удовлетворения требований взыскателей, с составлением соответствующего акта передачи имущества взыскателю.

Исполнение обязательств
Исполнение приговора
Исполнение специальных наказаний в отношении военнослужащих
Исполнительная власть
Исполнительное право

Назад | | Вверх

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector