Заказчик обратился в фас

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 23 января 2018 г. № ИА/3655/18 “О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг”

Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России), в связи с вступившими в силу 31.12.2017 в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поправками в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), а также поступающими запросами о разъяснении применения норм Закона о закупках и на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, направляет территориальным органам ФАС России для использования в работе информационное письмо о применении положений части 10 статьи 3 Закона о закупках в части порядка рассмотрения жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

1. Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, наличие в жалобе указаний на нарушения положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.

Учитывая изложенное, в случае поступления в антимонопольный орган жалобы, содержащей информацию об осуществлении заказчиком закупки, по мнению заявителя, с нарушением требований Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках, указанная жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом частью 13 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений, комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

Учитывая изложенное, жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной, при этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона защите конкуренции.

2. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствие с частью 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

При этом, ФАС России обращает внимание, что нарушение установленного частью 11 статьи 3 Закона о закупках срока, не входит в закрытый перечень случаев, в которых жалоба возвращается заявителю в соответствии с частью 9 статьи 18.1 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, жалоба на положения документации о закупке, поданная лицом, не подававшим заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в закупке подлежит оставлению без рассмотрения, о чем податель жалобы уведомляется в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган.

На основании изложенного, ФАС России обращает внимание на необходимость учета позиции, изложенной в настоящем письме, при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Обзор документа

Даны некоторые разъяснения по вопросу обжалования действий (бездействия) заказчиков в рамках Закона о контрактной системе.

Так, указано, что жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в ней доводов. На основании последних комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной. При этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений.

Жалоба на положения документации о закупке, поступившая от лица, не подававшего заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок оставляется без рассмотрения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Практика ФАС ФЗ-44

Заказчик не принял банковскую гарантию победителя закупки, так как срок действия банковской гарантии не учитывал максимальные сроки оказания услуг, также сроки приемки и оплаты Заказчиком услуг

Так, ГКУ «Центр размещения заказа Нижегородской области» (Уполномоченный орган), Министерством информационных технологий и связи Нижегородской области (Заказчик) на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 0832200006619000938 о проведении закупки на оказание услуг по развитию портала «Команда Правительства Нижегородской области» ( http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok504/view/common-inf. ).

Согласно Протоколу подведения итогов открытого конкурса, в электронной форме победителем закупки признано Общество с ограниченной ответственностью «Эттон Груп».

22 августа 2019 г. на сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком был размещен протокол о признании победителя открытого конкурса в электронной форме уклонившимся от заключения контракта.

Читать еще:  Реструктуризация ипотеки закон

Согласно протоколу победитель ООО «Эттон Груп» представил банковскую гарантию со сроком ее действия с 9 августа по 31 января 2020 включительно, но не учел следующие обстоятельства:

— срок оказания услуг согласно проекту контракта – с даты заключения контракта до 31 декабря 2020 г.;

— проектом Контракта установлено, что акт оказанных услуг подписывается Заказчиком в течение 5 рабочих дней с момента получения акта оказанных услуг от Исполнителя;

— проектом Контракта установлено, что оплата за оказанные услуги осуществляется после оказания услуг, предусмотренных Контрактом, путем безналичного перечисления денежных средств с расчетного счета Заказчика на расчетный Исполнителя в течение 15 рабочих дней с момента представления Исполнителем выставленного счета/счета-фактуры на основании подписанного акта оказанных услуг.

— проектом контракта установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц. Срок действия Контракта, в соответствии с условиями конкурсной документации, определяется с учетом максимальных сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также приемки и оплаты Заказчиком, установленных в проекте Контракта.

Таким образом, срок действия банковской гарантии должен быть не менее чем до 29 февраля 2020 г.

Не согласившись с решением Заказчика, ООО «Эттон Груп» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (Нижегородское УФАС России).

Нижегородское УФАС России признало жалобу ООО «Эттон Груп» необоснованной, указав следующее.

14.08.2019 заказчиком принято решение о признании ООО «Эттон Груп» — победителя открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по развитию портала «Команда Правительства Нижегородской области» — уклонившимся от заключения Контракта, что зафиксировано в протоколе признания участника уклонившимся от заключения Контракта от 14.08.2019 №ППУ1 в связи со следующим.

Установлено, что названная гарантия не соответствует условиям пункта 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1.8. проекта государственного контракта (пункт 16 раздела II Документации открытого конкурса в электронной форме по определению исполнителя на оказание услуг по развитию портала «Команда Правительства Нижегородской области») (далее — проект Контракта) срок оказания услуг: с даты заключения Контракта до 31 декабря 2019 года.

Согласно пункту 5.2 проекта Контракта акт оказанных услуг подписывается Заказчиком в течение 5 рабочих дней с момента получения акта оказанных услуг от Исполнителя.

Пунктом 2.6. проекта Контракта установлено, что оплата за оказанные услуги осуществляется после оказания услуг, предусмотренных Контрактом, путем безналичного перечисления денежных средств с расчетного счета Заказчика на расчетный счет Исполнителя в течение 15 рабочих дней с момента представления Исполнителем выставленного счета/счета-фактуры на основании подписанного акта оказанных услуг. Авансирование не предусмотрено.

Акт оказанных услуг и счет (счета-фактура) предоставляются Исполнителем до 25 декабря 2019 года, при этом оказание услуг Исполнителем осуществляется в полном объеме до 31 декабря 2019 года.

В соответствии с пунктом 9.7 проекта Контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц. Срок действия Контракта определен пунктом 7.1 проекта Контракта «Настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения Сторонами взятых на себя обязательств по Контракту». Срок действия контракта, в соответствии с пунктом 12 «Условия банковской гарантии» раздела I Документации открытого конкурса в электронной форме по определению исполнителя на оказание услуг по развитию портала «Команда Правительства Нижегородской области», определяется с учетом максимальных сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также приемки и оплаты Заказчиком, установленных в проекте контракта.

Победитель открытого конкурса в электронной форме Общество с ограниченной ответственностью «ЭТТОН ГРУПП» предоставил банковскую гарантию № 0424637 от 9 августа 2019 года сроком ее действия с 9 августа по 31 января 2020 года включительно.

По смыслу пункта 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе представление ненадлежащего обеспечения исполнения контракта приравнивается к его не предоставлению, что, в свою очередь, свидетельствует об уклонении от заключения контракта в соответствии с требованиями части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае не предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Таким образом, срок действия банковской гарантии не соответствует требованиям документации об открытом конкурсе в электронной форме.

Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы заявителя в рассматриваемой части.

Друзья, давно хотел завести информационный канал, где смог бы публиковать обзоры, практику, немного новостей (копипаста) в сфере закупок и торгов, в том числе свое мнение.

Закупками занимаюсь с 2012 года, работал начальником отдела размещения госзаказа, затем руководителем контрактной службы, сейчас занимаюсь свободной практикой, в том числе в сфере правового сопровождения участников закупок.

Параллельно занимаюсь IT-проектом по реализации ПО для участников закупок, если тема зайдет, ну и проект не развалится, то напишу пост об этом (в виде рекламы видимо =) ).

Возможно ли обращение с жалобой в ФАС лица, не подавшего заявку на участие в закупке по 223-ФЗ.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона №223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Исходя из данных норм, возможность обращения с жалобой лица – неучастника закупки, то есть не подавшего заявку на участие в ней и не соответствующего требованиям, установленным заказчиком, не установлена.

Между тем, часть 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), носящая процедурный характер, определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. При этом в число таких лиц входят не только лица, подавшие заявки на участие в торгах, но и иные лица, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Исходя из смысла названной нормы, правом обратиться с жалобой на нарушения по содержательной части торгов имеет только лицо, подавшее заявку на участие в них. Иные лица (то есть не подавшие заявку на участие в торгах) наделены правом обжаловать лишь процессуальные нарушения, связанные с размещением информации о проведении торгов и порядком подачи заявок.

Рассмотрим актуальную административную и судебную практику относительно права иных лиц, не подавших заявку на участие в закупке, обращаться в антимонопольный орган с жалобой на действия (бездействие) заказчика.

1. Значение имеет реальное нарушение прав заявителя — без фактического обоснования возникновения у него права обратиться в органы ФАС России за защитой конкретных нарушенных прав у антимонопольного органа не имеется оснований для принятия к рассмотрению жалобы и вынесения по ней решения.

Дело ОАО «НК «Роснефть» против ФАС России о признании незаконными решения и предписания от 22.08.16 № 223ФЗ- 451/16 (Дело № А40-178958/16-147-1555).

Существо дела: по результатам рассмотрения жалобы физического лица, не являющегося участником рассматриваемой закупки, ФАС признал Заказчика нарушившим Закон №223-ФЗ вследствие:

  • установления требования о предоставлении в составе заявки участника перечня документов, ограничивающего количество участников/запроса предложений,
  • установления неизмеряемых требований;
  • не установления сроков представления участникам разъяснения положений документации;
  • установления обязательного заполнения информации о кадровых ресурсах и материально-технических ресурсах у участника запроса предложений;
  • установления некорректных сроков поставки товара.

ФАС России выдала обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений. Не согласившись с данными решением и предписанием, заявитель обратился в суд.

В ходе рассмотрения дела суд указал, что возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов. В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновения у него права обратиться в органы ФАС России с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц законодателем ограничен.

Читать еще:  Отчеты при закрытии ооо

Решение и предписание ФАС России были признаны незаконными и отменены в полном объеме в связи с тем, что:

  • заявитель участником рассматриваемой закупки не являлся,
  • в его жалобе на нарушения порядка размещения информации о проведении торгов и/или порядка подачи заявок на участие в торгах не указано;
  • в жалобе не указано, каким образом права и законные интересы заявителя могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Апелляционная и кассационная инстанция согласились с доводами суда первой инстанции о том, что у антимонопольного органа отсутствовали полномочия по рассмотрению жалобы физического лица, не являющегося участником спорной закупки.

Аналогичные выводы изложены в решении Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.04.2017г. по делу № А65-37/2017, постановлении Девятого Арбитражного Апелляционного суда от 18 февраля 2016 года по делу №А40-168399/2015, постановлении Тринадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 23 ноября 2016 года по делу №А56-26473/2016, решении Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-88976/2016-147-774 от 08 июля 2016 года и др.

Пример дела, в котором было доказано реальное нарушение прав заявителя – Постановление Восемнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 25.12.2014г. по делу № А07-12265/2013:

Заказчик – ГУП «Башфармация», установив в документации по проведению открытого аукциона требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности, на которую в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» не требуется отдельной лицензии, тем самым лишило Заявителя возможности подать заявку на участие в аукционе, поскольку непредставление указанной лицензии является основанием для отклонения заявки.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обращение Заявителя с жалобой было связано с ограничением возможности его участия в аукционе путем необоснованного включения в состав требований к участникам наличия дополнительной лицензии, то, что данная организация не подавала заявку, или не обращалась с запросами о разъяснении аукционной документации не лишило ее права на обращение в антимонопольный орган с жалобой на содержание аукционной документации.

Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии правовых оснований для проведения УФАС по Республики Башкортостан проверки по жалобе Заявителя и, соответственно, вынесения решения.

2. Перечень оснований для обжалования лицом, не являющимся участником закупки, является закрытым (установлен в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ) – при отсутствии в жалобе таких оснований у УФАС отсутствуют полномочия по рассмотрению такой жалобы.

Дело МП «Калининградтеплосеть» против УФАС по Калининградской области (ОГРН 1023901001552; ИНН 3905011090) о признании недействительными решения и предписания от 06.04.2016г.

Существо дела: решением УФАС по Калининградской области Заказчик был признан нарушившим пп. 3 ч. 9, пп.1 ч. 10. ст. 4 Закона №223-ФЗ вследствие неуказания в документации полного объема услуг исполнителя.

До рассмотрения дела в УФАС претендент обращался к Заказчику с запросом о разъяснении положений документации, а именно, о раскрытии полного объема предоставляемых услуг исполнителем. Заказчиком были даны разъяснения, которые не удовлетворили претендента, а именно, в разъяснениях не был указан полный объем мероприятий, который возлагался на исполнителя услуг. В результате рассмотрения документации о закупке с учетом предоставленных разъяснений, претендент принял решение не подавать свою заявку.

Решением суда первой инстанции Заказчику было отказано в признании недействительными решения и предписания УФАС по Калининградской области.

Суд апелляционной инстанции отменил решение первой инстанции, признал недействительными решение и предписание.

Суд указал, что законодателем четко ограничена возможность обращения участников торгов в антимонопольный орган лишь по основаниям, указанным в части 10 статьи 3 Закона № 223- ФЗ, в случаях:

1) неразмещения в ЕИС положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с названным Законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Судом второй инстанции обратил внимание, что указанная норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим.

Во всех остальных случаях законодателем установлен лишь судебный порядок обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг

Таким образом, учитывая отсутствие в жалобе Заявителя, не являвшегося участником закупки, оснований, установленных в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии у УФАС полномочий по рассмотрению такой жалобы.

Кассационная инстанция оставила без изменения решение суда второй инстанции.

Аналогичные выводы изложены в решении Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2015г. по делу № А56-38889/2015, Постановлении Двенадцатого арбитражного Апелляционного суда по делу №A64-5195/2016 т 17.08.2017г., Постановлении Девятого арбитражного Апелляционного суда по делу №А40-79492/17 от 31.10.2017г. и др.

Таким образом, даже при наличии обстоятельств, свидетельствующих об ограничении возможности участия указанного лица в спорных торгах, а также фактов обращения заявителя за разъяснением закупочной документации к Заказчику, наличии опыта участия в закупках и реальной возможности выполнить объем работ/услуг/поставок, отсутствие в жалобе оснований, установленных в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ – основание для оставления жалобы в ФАС без рассмотрения.

Речь идет о жалобе для рассмотрения ее по ускоренной процедуре, предусмотренной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции (7 рабочих дней). Все иные действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке (часть 9 статьи 3 Закона № 223-ФЗ) либо в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции (при несоблюдении заказчиком антимонопольных требований к торгам и нарушении части 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции). По общему правилу дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению (ч.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции).

Подробнее о позиции Верховного суда РФ относительно оснований, предусматривающих право участника закупки по Закону №223-ФЗ обжаловать действия (бездействие) заказчика в административном порядке, и соответствующих полномочий антимонопольных органов по рассмотрению таких жалоб, читайте в Обзоре антимонопольной и судебной практики по вопросу закрытого перечня оснований для обжалования по 223-ФЗ.

ВЫВОДЫ

Исходя из смысла действующих правовых норм, а также сложившейся административной и судебной практики лица, не подавшее заявку на участие в закупке по Закону № 223-ФЗ, вправе подать жалобу на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган при соблюдении определенных условий.

Правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право на обжалование в административном порядке.

Подача жалобы таким лицом возможна при соблюдении следующих условий:

1. В жалобе должно содержаться основание из закрытого перечня оснований для обжалования, установленных частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.

2. Обжалование должно быть связано с нарушением порядка размещения информации о проведении торгов и (или) порядка подачи заявок на участие в торгах.

3. В жалобе должно быть фактически обосновано нарушение прав или законных интересов в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, либо действительная угроза нарушению прав и законных интересов заявителя.

Отсутствие любого из указанных условий является самостоятельным основанием для оспаривания законности решения и предписания антимонопольного органа.

Фактически это исключает возможность обжалования потенциальным участником осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона №223-ФЗ и иных законов. Но указанные ограничения не препятствует возможности такого лица защищать свои права в судебном порядке.

Рекомендации заказчикам

С учетом изложенного, заказчикам рекомендуется при рассмотрении антимонопольным органом жалоб лиц, не подавших заявки на участие в закупке, указывать на отсутствие полномочий УФАС по рассмотрению таких жалоб в случае рассмотрения жалоб по основаниям, не предусмотренным ч. 10 ст.3 Закона N 223-ФЗ, отсутствия реального нарушения прав заявителя, рассмотрения жалоб, не связанных с порядком размещения информации о проведении торгов и порядком подачи заявок.

При несогласии по указанным основаниям с принятым решением/предписанием, заказчик вправе обжаловать его в судебном порядке – в случае признания таких ненормативных правовых актов не соответствующих закону суд принимает решение о признании их недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

О планирующихся изменениях перечня оснований для обжалования

На рассмотрении Государственной Думы находится Проект федерального закона №821534-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (принят в первом чтении 15.09.2015г.), содержащие предложения по изменению ч. 10. ст.3 Закона №223-ФЗ в части расширения перечня оснований для обжалования участниками закупок. Кроме того, поправки Правительства РФ к указанному законопроекту содержат положение о том, что «любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действия (бездействие) заказчика, комиссии по проведению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки», а сам перечень оснований для обжалования предлагается сделать незакрытым.

Читать еще:  Истребовать имущество из чужого незаконного владения

Следите за изменениями вместе с Фабрикантом!

Дополнительные вопросы вы можете задавать нам через раздел «Обратная связь»

Подача жалобы в ФАС

Главным образом ФАС России рассматривает следующие случаи:

злоупотребление доминирующим положением;

сговор с целью завышения цен;

преференции со стороны органов власти по отношению к подрядчикам;

навязывание дополнительных услуг;

нарушение закона о рекламе.

В чем заключается работа ФАС?

На практике деятельность антимонопольной службы может быть очень полезна как простым людям, так и юридическим лицам.

В сфере государственных закупок самым распространенным случаем является подача жалобы в ФАС на ошибки в документации и неправомерные действия заказчика

Чтобы воспользоваться своими правами нужно, во-первых, их знать, а во-вторых, грамотно составить обращение в соответствующий орган.

Порядок подачи жалобы в ФАС и в каких случаях ждать отказа?

Существует два способа обращения в антимонопольную службу:

жалоба – просьбу о защите прав или свобод заявителя;

заявление – по сути, сообщение о нарушении закона. Заявитель может сообщать, как о нарушении непосредственно своих прав, так и о нарушениях, не касающихся его лично. Главное, чтобы вопрос, описываемый в заявлении, был в компетенции службы.

В ФАС можно обращаться, как по почте, так и через интернет, заполнив форму на сайте ведомства. Жалобу, связанную с нарушениями в сфере государственных закупок можно подать либо в бумажном виде, либо в форме электронного документа на адрес электронной почты территориального контролирующего органа (управление ФАС в субъекте РФ).

Данные для отправки жалобы в антимонопольный орган обычно указаны на сайте каждого УФАС.

Наши специалисты помогут Вам составить жалобу в ФАС для защиты Ваших интересов в торгах.

Сроки подачи жалобы в ФАС

Срок подачи жалобы в ФАС, согласно 44-ФЗ составляет 10 дней с момента размещения в Единой информационной системе итогового протокола. В течение 2 дней после подачи жалобы, информация о ней размещается в ЕИС, а также направляется уведомление лицам, участвующим в рассмотрении ( заявителю, заказчику, оператору электронной площадки):

  1. о поступлении жалобы;
  2. ее содержании;
  3. о месте и времени ее рассмотрения.

В течение 5 рабочих дней контролирующий орган рассматривает жалобу по существу и выносит мотивированное решение. В течение 3 рабочих дней с даты принятия решения и, в случае выдачи предписания, с даты выдачи такого предписания, направляет копию решения и предписания участнику, подавшему жалобу, заказчику, а также оператору электронной площадки.

Подготовка и подача жалобы в ФАС

регламентированные сроки и защита интересов в суде

Иногда обращение остается без ответа. Основания для этого четко оговорены законом:

Вы не сообщите фамилию;

Вы наберете текст одними заглавными буквами, латиницей или не разобьете его на предложения;

Вы повторно обращаетесь с одним и тем же вопросом, не сообщая новые факты;

Вы обращаетесь с вопросом по поводу решения суда.

Как подавать жалобу в ФАС в электронном и письменном виде знают не все. И то, и другое должно содержать одинаковую информацию, отличаются они исключительно оформлением.

Жалоба в ФАС — как оформить обращение?

К подготовке пакета документов стоит подойти очень тщательно. Небрежность может стать козырем в руках вашего будущего оппонента, привести к затягиванию процесса рассмотрения.

Составление жалобы в ФАС требует грамотности и терпения, если она подается письменно, то по установленной форме.

Если речь идет о юридическом лице, то обращение пишется от лица представителя компании и заверяется его личной или электронной цифровой подписью.

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие вашу правоту, и их список.

Текст обращения должен содержать ссылки на законодательные акты, подтверждающие Вашу точку зрения.

Не забудьте об информации о Вас или о компании.

В конце статьи Вы увидите образец жалобы в ФАС, составленной на фирменном бланке организации.

Если обращение будет от юридического лица, то Вам потребуется фирменный бланк организации и также необходимо будет завизировать его как исходящий документ. Документ должен быть подписан подающим лицом или его уполномоченным представителем (в этом случае пакет документов должен содержать доверенность на право подписи).

Порядок подачи жалобы в ФАС

Когда подготовка окончена, нужно решить, каким образом будет подана жалоба: в электронном виде или в бумажном.

При любом варианте необходимо помнить, что:

Важно соблюсти сроки подачи.

Вам необходимо подать жалобу в территориальный орган ФАС России, его адрес можно найти в интернете на официальном сайте службы.

Уведомление о принятии жалобы к производству будет отправлено на Ваш адрес электронной почты, либо почтой России, а также размещено на сайте http://zakupki.gov.ru/ в Единой информационной системе.

В принципе, порядок всегда один и тот же, хотя и имеет свои отличия в зависимости от того, какое нарушение совершено.

Жалоба в ФАС по 223-ФЗ — новые условия с 2018 года

Жалобы в ФАС на заказчика

Участие в аукционах часто приводит к конфликтным и просто неоднозначным ситуациям. Желание какой-либо структуры оттеснить одного или нескольких участников, сговоры, затягивание сроков приема заявок – то, с чем часто встречаются, подрядчики. Если Вы столкнулись с подобной ситуацией, то обращаться нужно именно в антимонопольную службу.

Важно понимать, кто в каком случае имеет право подать жалобу:

  1. на содержание конкурсной документации — любое лицо;
  2. на действия комиссии или заказчика при рассмотрении заявок, подведении итогов, проведении аукциона или иных действиях, совершенных после срока окончания подачи заявок — только лицо, подавшее заявку.

Формулировок жалоб немало. Каждая из них эффективна в конкретном случае. Их виды зависят от типа конкурса:

заказ для федеральных нужд госорганами и органами, управляющими внебюджетными фондами: жалоба на поведение заказчика во время размещения заказа, его действие или бездействие;

участвуя в закрытом конкурсе для потребностей субъекта РФ или муниципальных нужд, Вы также можете написать жалобу в ФАС на действия или бездействия заказчика;

будучи участником электронного аукциона, Вы можете обжаловать действия оператора электронной торговой площадки, в том числе, если у вас возникли проблемы с аккредитацией.

Совет: если Вы подаете жалобу в антимонопольную службу на нарушение законодательства о госзаказе, очень важно не терять времени из-за незнания формальностей. Именно поэтому лучший выход – доверить подготовку специалистам, обратившись в «РусТендер».

Однако некоторые правила должен знать каждый. Мы перечислим только основные моменты, которые не ограничивают всего многообразия возможных ситуаций:

Жалоба в ФАС на документацию должна быть подана до того, как закроется прием заявок на участие;

она должна быть в письменной форме и заверена личной или электронной подписью;

действия оператора ЭП обжалуются в течение 30 дней, а жалоба на заказчика должна быть подана до заключения контракта, в течение 10 дней с даты размещения итогового протокола;

о месте и времени рассмотрения обращения Вы узнаете в течение двух дней после подачи документов.

В ходе рассмотрения проводится проверка, по итогам которой Ваше обращение может быть признано обоснованным, необоснованным или частично обоснованным.

В чем же главная цель подачи жалобы в ФАС? В выявлении нарушений закона: если таковые будут выявлены, то контракт не будет заключен до их устранения.

Помощь при подготовке обращения

Очень важно подготовить все необходимые документы оперативно и оформить их в соответствии с требованиями закона. От этого во многом зависит вероятность быстрого и благоприятного для Вас решения о нарушении в сфере госзаказа.

Доверьтесь команде профессионалов компании «РусТендер». Наши специалисты обладают большим опытом работы в сфере госзаказа, а это значит, что мы сумеем обойти подводные камни и опасные мели. Хотите подать жалобу в ФАС? Просто оставьте на заявку на сайте или позвоните по бесплатному номеру 8-800-700-23-26 и мы:

подготовим документы так, чтобы не допустить затягивания дела;

подадим пакет документов с соблюдением всех сроков.

Работа с нами – это оперативная помощь Вашему бизнесу. Наша компания оказывает целый комплекс услуг в сфере госзаказа и закупок государственных компаний. Нам есть что предложить, как опытным, так и начинающим игрокам.

Образец жалобы в ФАС

©ООО МКК «РусТендер»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector