Содержание

Внешнее управление

Полномочия внешнего управляющего при банкротстве организации

Процедура банкротства организации состоит из нескольких стадий, к которым относится внешнее управление. Этот процесс вводится судебным определением на основании решения, принятого на общем заседании заимодателей или по инициативе других лиц.

Внешнее управление не является обязательной процедурой, оно вводится для поиска и реализации возможных решений, которые позволят избежать банкротства юрлица. Для выполнения этой процедуры суд сразу назначает ответственное лицо – внешний управляющий, который принимает на себя управление компанией.

Назначения внешнего управляющего

Назначать специалиста для проведения внешнего руководства на предприятии может только судья. Решение принимается в соответствии с предложениями заимодателей, уполномоченного органа или других заинтересованных лиц, которые инициировали банкротство. В своём обращении заявитель указывает наименование организации и реквизиты кандидата на должность управляющего. В судебном решении указываются не только данные назначенного специалиста, но также сумма и источник его вознаграждения.

Если суд по каким-либо причинам не утвердил управляющего, рассмотрение дела приостанавливается до принятия решения о назначении специалиста. Период, в течение которого судья должен принять решение, составляет не более 15 дней. За это время инициаторы процесса должны предложить судье подходящего кандидата.

Кого могут назначить

Суд может назначить временным управленцем физическое лицо, которое владеет необходимыми знаниями, имеет опыт и является членом СРО.

К кандидату на должность управленца выдвигаются следующие требования:

  • наличие российского гражданства;
  • активный статус ИП;
  • высшее образование;
  • опыт работы руководителем от 2 лет;
  • наличие стажировки на должности помощника управляющего;
  • успешная сдача теории по специальности;
  • наличие действующего договора страхования ответственности.

Кроме этого, специалист не должен быть лично заинтересован в исходе судебного разбирательства. А также у него не должно быть судимости, случаев дисквалификации, наличия просроченных долгов и статуса банкрота.

Как правило, судья назначает специалиста на срок до 18 месяцев. Однако, по инициативе заимодателей этот период может быть продлён ещё на полгода либо сокращён. Управляющего могут досрочно отстранить от занимаемой должности из-за его неэффективности, непрофессионализма или допущенных нарушений.

Функции и задачи

Как только суд арбитража утверждает временного управленца, руководство организации передаёт ему свои полномочия. В начале деятельности управленец занимается разработкой решений для эффективного управления компанией, которые помогут вернуть её платёжеспособность.

Важная миссия временного руководителя заключается в устранении ошибок, которые допустило прежнее руководство фирмы, чтобы вывести компанию из критической ситуации.

На своей должности временный управляющий выполняет следующие функции:

  • ликвидация убыточных подразделений организации;
  • изменение направлений бизнеса;
  • продажа или передача в аренду части активов компании для получения дополнительного дохода;
  • открытие специальных банковских счетов, необходимых для проведения операций;
  • эмиссия ценных бумаг;
  • повышение профессионального уровня трудового коллектива;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • увеличение основного капитала компании;
  • ведение промежуточных отчётов.

В процессе внешнего управления принимается решение о рациональности внедрения стадии финансового оздоровления на предприятии.

В целом полномочия внешнего управляющего можно разделить на два этапа:

  1. Выявление причин, которые привели компанию к банкротству.
  2. Реализация мероприятий, направленных на восстановление платёжеспособности фирмы.

Ответственность и обязанности внешнего управляющего при банкротстве

Обязанности внешнего управленца утверждены в ст. 66 Закона РФ «О несостоятельности», к ним относятся:

  • ведение реестра кредиторских претензий;
  • проведение инвентаризации активов юрлица;
  • направление в суд заявления об отстранении от должности прежнего руководителя компании при неправомерности его действий;
  • обращение в суд с требованием признания неправомерных сделок, заключённых ранее, недействительными;
  • инициирование введения дополнительных мер по защите и сохранению активов юрлица;
  • направление возражений против несостоятельных претензий должника;
  • изучение и использование документов, которые относятся к прежней деятельности компании;
  • регулярное предоставление информации заимодателям о проделанной работе и выполнении мероприятий, указанных в утверждённом плане;
  • составление промежуточного отчёта о результатах проведённых мероприятий и выполненных работах.

Кроме этого, управленец обязан устанавливать заимодателей компании-должника и уведомлять каждого из них о начале процесса.

Сразу после своего назначения специалист наделён правом выполнять мониторинг деятельности предприятия и управлять им на время проведения внешнего управления. Прежние руководители компании на этот период полностью отстраняется от своей работы. В течение трёх дней они должны передать все документы, печати и активы фирмы в распоряжение назначенного специалиста.

К правам внешнего управленца относятся:

  • заключение мирового соглашение;
  • использование документов и отчётностей компании;
  • аннулирование договоров, которые способствуют росту задолженности фирмы;
  • заключение новых договоров;
  • продажа и передача в аренду активов юрлица;
  • закрытие нерентабельных направлений;
  • увольнений сотрудников;
  • введение временного моратория на удовлетворение сумм, которые компания должна кредиторам, и выплат по исполнительным листам.

Права внешнего руководителя довольно обширны, это связано с важностью его миссии, которая направлена на реабилитацию финансового положения компании.

Составление плана

Вначале своей деятельности управленец должен составить план действий, которые будут выполняться им на протяжении всей процедуры управления. К таким восстановительным мероприятиям относятся:

  • изменение вида деятельности организации;
  • закрытие убыточных направлений;
  • реализация активов фирмы;
  • выпуск дополнительных ценных бумаг;
  • повышение квалификации сотрудников;
  • пополнение уставного капитала и т. д.

В образце документа указываются порядок и сроки реализации каждого мероприятия. Все запланированные действия должны быть подкреплены соответствующими расчётами предполагаемых расходов и доходов.

Периоды всех мероприятий должны соответствовать сроку внешнего управления.

На общем заседании заимодатели рассматривают представленный управляющим план для его утверждения или отклонения с целью дальнейшей доработки.

Неудовлетворённость составлением документа может послужить основанием для инициирования заимодателями снятия специалиста с должности и назначения нового кандидата.

Отчёт внешнего управляющего

За 15 дней до окончания своей деятельности управленец должен составить итоговый отчёт. В документе специалист излагает полную информацию о финансовых результатах предприятия, полученных за период временного руководства, и о возможности погашения претензий заимодателей.

На основании отчёта кредиторы принимают решение о продлении процедуры или об инициировании новой стадии процесса.

Если предприятие стало платёжеспособным, управленец может начинать выплату его обязательств согласно реестру.

Вознаграждение

За свою работу временный руководитель получает вознаграждение, которое выплачивается из средств потенциального банкрота. Сумма ежемесячного вознаграждения включает фиксированный платёж – 45 тыс. рублей и проценты.

Сумма процентов устанавливается по результатам работы управленца и зависит от размера выплат по обязательствам должника и суммы прироста стоимости активов юрлица за период внешнего руководства.

Жалоба на внешнего управляющего

По результатам работы специалиста на него могут поступить жалобы от участников процесса. Причины для обжалования деятельности управленца могут быть следующие:

  • неэффективность работы специалиста и проводимых им мероприятий;
  • непрофессиональное отношение к работе;
  • отсутствие у управляющего необходимых знаний и понимания методики решения основных задач.

В результате заимодатели или другие участники могут направить на управляющего письменную жалобу в суд. В документе заявители должны указать нарушенные правовые нормы и свои претензии. А суд обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца и принять решение.

Разница между внешним управляющим и конкурсным

В отличие от конкурсного управленца временный руководитель стремится возродить предприятие. Все его усилия направлены на восстановление платёжеспособности должника, чтобы избежать его ликвидации.

Если на протяжении всей процедуры банкротства не удалось вывести предприятие из кризиса, к процессу привлекается конкурсный управляющий. Специалист начинает свою деятельность на последней стадии банкротства для организации торгов имущества должника, выплаты его долгов и ликвидацией обанкротившейся компании. Таким образом, конкурсный управляющий завершает процедуру банкротства.

Что такое внешнее управление при банкротстве?

В соответствии с законодательной базой РФ, под банкротством подразумевается неспособность физического или юридического лица выполнять требования по своим финансовым обязательствам. Внешнее управление — особая, но не обязательная стадия банкротства, имеющая свои особенности.

Читать еще:  Отличие конкурсного управляющего от арбитражного управляющего

Общие сведения

Признание юридического лица банкротом – многоступенчатый механизм, состоящий из ряда последовательных действий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и возможности его нормального функционирования в будущем. Законодатель, вырабатывая механизм банкротства, в основу закладывал возможность оздоровления юрлица, связывая его неэффективную деятельность, приведшую к неплатежеспособности, с неэффективностью управления.

В силу этого, одной из стадий банкротства является внешнее управление. В этот период бывшее руководство полностью отстраняется от участия в хозяйственной и финансовой деятельности, а функции руководителя переходят в полном объеме к назначаемому арбитражным судом лицу.

Цели и задачи внешнего управления

При введении внешнего управления арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве юридического лица, преследует следующие цели:

  • восстановление платежеспособности предприятия;
  • погашение по мере возрастания платежеспособности требований кредиторов;
  • налаживание эффективного менеджмента, способного в будущем не допустить повторения ситуации.

Для решения этих задач назначенное лицо принимает на себя полномочия руководителя и несет полную ответственность за хозяйственную и финансовую деятельность во весь период своей деятельности, который, по закону, может длиться 18 месяцев. В случае необходимости продлевается решением суда.

Права и обязанности внешнего управляющего

Эффективность деятельности напрямую зависит от наделения внешнего управляющего определенными правами, которых, в условиях нормальной хозяйственной деятельности, лишен отстраненный от должности руководитель.

Их исчерпывающий перечень содержится в ст. 99 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве). Одним из специфических полномочий внешнего управляющего при банкротстве является право заключения контрактов стоимостью до 20% от активов предприятия без согласия собственников. А при заключении контрактов стоимостью более 20% активов. Стоит отметить, что сделку одобряют не собственники, а кредиторы предприятия.

План работы

Вновь назначенный внешний управляющий обязан в течение месяца разработать план мероприятий, направленных на оздоровление убыточного предприятия и восстановление его платежеспособности.

В этом плане отражаются:

  • мероприятия по восстановлению платежеспособности за счет реорганизации структуры расходов;
  • период, в котором ожидается получение эффекта оздоровления с календарным графиком мероприятий посредством внешнего управляющего при банкротстве;
  • меры по привлечению дополнительных инвестиций и взысканию дебиторской задолженности;
  • план по ожидаемым доходам.

План утверждается собранием кредиторов и арбитражным судом.

Применяемые уполномоченным лицом меры

Для достижения поставленных целей можно:

  • сменить профиль деятельности юрлица;
  • прекратить работу убыточных филиалов и подразделений;
  • продать неиспользуемые в производстве активы;
  • заменить неиспользуемые активы более эффективными;
  • организовать взыскание дебиторской задолженности;
  • реорганизовать штатную структуру.

Большинство этих мероприятий не требуют согласия собственников. В своей деятельности внешний управляющий подотчетный только назначившему его арбитражному суду.

Особенности проведения мероприятий

Одной из особенностей проведения мероприятий по оздоровлению с помощью внешнего управляющего при банкротстве является существование права отказа от исполнения сделок должника, заключенных до инициации процедуры несостоятельности. Это право закреплено в ст. 102 ФЗ №127. Обязательным условием отказа от полного или частичного исполнения обязательств по договору является результат такого отказа – восстановление финансового состояния и платежеспособности предприятия.

Предоставленное право на отказ от исполнения ранее заключенных договоров не лишает вторую сторону права требования возмещения понесенных убытков. В этом случае такие кредиторы не включаются в реестр, если требования по возмещению не были заявлены ими до начала процедуры банкротства. Возмещение производится за счет средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов I – IV очередей, заявленных в реестре.

Отказ от исполнения договорных обязательств заявляется в отношении всех договоров с конкретным контрагентом, а не только по какому-либо конкретному договору. Нельзя отказываться от исполнения договоров, заключенных после назначения на должность.

Результативность проведения внешнего управления

Результативность стадии определяется по истечении срока, назначенного для вывода предприятия из кризиса. Внешний управляющий составляет отчет, который подлежит утверждению собранием кредиторов. Основным критерием эффективности его деятельности является полное восстановление работоспособности, погашение всей (или большей части) кредиторской задолженности.

В случае неэффективности его деятельности юрлицо вступает в следующую стадию процедуры – конкурсное производство, во время которого происходит фактическая ликвидация производства, распродажа всего его имущества и активов, увольнение работников и удовлетворение требований кредиторов за счет реализованных активов.

Правовые последствия

Правовые последствия при внешнем управлении могут носить двоякий характер:

  • положительный – когда в результате предпринятых мер произошло оздоровление предприятия;
  • отрицательный – когда предпринятые внешним управляющим меры не смогли сохранить организацию на плаву и повлекли его ликвидацию.

С точки зрения закона они не накладывают ответственности на лицо, назначенное арбитражным судом в качестве внешнего управляющего. Невозможность спасти банкрота внешним управлением связана не столько с личностью и деловыми качествами, сколько с комплексом проблем, приведших к возникновению долга, неблагоприятной финансовой ситуацией, нестабильностью рынка, огромной кредиторской задолженности, которую невозможно погасить в отведенные для внешнего управления сроки.

Внешнее управление как способ выхода из кризисного положения

В настоящее время в российской экономике сложилась ситуация, когда многим фирмам становится трудно занять свою нишу на рынке. Продолжающийся кризис в стране накладывает свой отпечаток и на деятельности предприятий.

Данная тема является актуальной, поскольку многие фирмы закрываются из-за неспособности конкурировать, т.к. рынок сбыта переполнен аналогичными товарами и, как следствие, у таких фирм образуются огромные долги, и они уже не способны расплачиваться по своим кредитным обязательствам, тогда для них наступает период банкротства.

В российском законодательстве банкротство, или несостоятельность, определяется как неспособность должника, признанная арбитражным судом, в полном объеме удовлетворить требования кредитов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 3 месяцев после истечения установленного срока. Другими словами, банкротство наступает тогда, когда организация не способна выплатить кредитную задолженность в течение заданного срока.

Факторов, приводящих предприятие в статус банкрота, множество. Их можно подразделить на внутренние и внешние.

К внутренним относят те факторы, которые зависят от деятельности предприятия, к ним можно отнести:

  • низкая квалификация персонала,
  • несовершенная организационная структура,
  • просчеты в инвестиционной политике и в области снабжения,
  • нерациональное использование денежных средств,
  • низкий уровень контроля над финансовыми операциями и др.

К внешним относятся те факторы, которые не связаны с ее деятельностью, такие как:

  • усиление конкуренции в отрасли;
  • снижение покупательской способности населения;
  • нестабильный уровень инфляции в стране;
  • повышение налогов, невостребованность товара на рынке и т.д.

Мировая практика показывает, что угроза банкротства от внутренних факторов составляет 70-75%, а от внешних — 25-30%. Банкротство российских предприятий, по статистке арбитражных судов, гласит, что угроза несостоятельности от внешних и внутренних факторов примерно одинаковы, т.е. составляют 50%.

В процедуре банкротства внешнее управление занимает третью ступень, и применяется она к должнику для восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению фирмой внешнему управляющему. Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и длится не более 18 месяцев, однако она может быть продлена на срок до 6 месяцев.

Стоит отметить, что внешнее управление распространяется только на юридических лиц или фермерские хозяйства.

Внешнее управление регулируется гл. 6 Федерального закона № 127 [1]. В ней рассматриваются его основные положения, а также полномочия внешнего управляющего.

Также этот закон приводит ряд требований и мероприятий по восстановлению платежеспособности, однако он не является исчерпывающим, поэтому непредусмотренные моменты могут быть внесены в план внешнего управления в соответствии с целесообразностью, определяемой внешним управляющим. Так, например, могут быть введены мероприятия по реструктурированию предприятия, закрытие нерентабельного производства, открытие новых производств, модернизация оборудования и переквалификация работников, освоение новых технологий и закупка нового оборудования.

Внешним управляющим может стать только квалифицированный специалист, он обязан иметь высшее юридическое или экономическое образование, также он должен пройти специальное обучение на курсах подготовки внешних управляющих для получения профессиональных знаний о несостоятельности. После освоения программы и успешной сдачи квалификационного экзамена кандидату выдается свидетельство -документ, подтверждающий наличие специальных знаний о несостоятельности.

К особенностям внешнего управления можно отнести создание на предприятии определенных экономически-правовых условий, к ним можно отнести следующее:

  • действующие руководители приостанавливают свои полномочия, т.е. они не могут контролировать и управлять фирмой в этот период;
  • передача управления фирмой внешнему управляющему по решению суда;
  • в фирме вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов;
  • управляющий вправе отменить действие невыгодных сделок, которые еще не исполнены договором;
  • внешний управляющий вправе совершать крупные сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов.
Читать еще:  Оао транссигналстрой

Под крупными сделками понимаются сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более чем десять процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения такой сделки.

Внешнему управляющему необходимо составить план по восстановлению платежеспособности должника, т.е. разработать конкретные мероприятия, в течение месяца с момента утверждения его арбитражным судом, а также представить его собранию кредиторов.

При составлении плана управляющему стоит учитывать географическое положение фирмы, ее сферу деятельности, число конкурентов в данном секторе, размер долговых обязательств, объем производства и т.д.

План должен быть разработан таким образом, чтобы по истечении срока внешнего управления у должника не должно быть ни рубля долга, а также наличие минимальных средств для продолжения работы предприятия. Поэтому стоит провести анализ работы фирмы за последнее время, по максимуму учесть все возможные сложности, которые могут появиться во время внешнего управления.

Также в плане должен быть указан срок восстановления платежеспособности должника. Следовательно, при правильном составлении плана фирма-должник выйдет из кризисного положения.

По требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов внешний управляющий должен предоставлять им отчет о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления.

Окончанием процедуры внешнего управления является отчет о проведенных мероприятиях, который представляется собранию кредиторов и в последующем передается в арбитражный суд.

Для более полного представления процедуры внешнего управления автор предлагает рассмотреть его преимущества и недостатки.

Таблица 1 Преимущества и недостатки внешнего управления.

Из таблицы видно, что преимуществ внешнего управления больше, чем недостатков. Однако, чтобы добиться положительного результата, внешний управляющий должен обладать специальными знаниями, быть заинтересованным в улучшении экономического положения предприятия.

Если рассматривать внешнее управление со стороны кредитора, то при грамотном составлении плана внешним управляющим у кредитора появляется неплохой шанс возврата своих денежных средств, однако на практике это не всегда удается.

Стоит отметить, что кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Внешний управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора.

Для фирмы-должника представлен целый спектр преимуществ от внешнего управления.

Во-первых, это восстановление работоспособности предприятия. Человек с новым взглядом на ситуацию, с еще не исчерпавшимся запасом идей готов предложить несколько способов выведения предприятия из кризисного положения и реализовать один из них на практике. Это позволит не только расплатиться по своим денежным обязательствам, но и запустить рабочий «механизм» заново.

Во-вторых, одним из преимуществ внешнего управления является мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Он подразумевает приостановление должником выполнения своих денежных и имущественных обязательств перед кредиторами и в части налоговых платежей.

Мораторий на требования кредиторов действует только по тем обязательствам, сроки по которым наступили до начала реабилитационной процедуры. Однако данное ограничение не распространяется на долги по зарплате, авторским гонорарам, алиментам.

Таким образом, мораторий позволяет управляющему спокойно вывести компанию из кризисного состояния.

В-третьих, это реструктурирование предприятия. Здесь подразумевается возможность изменения организационной структуры, реорганизация некоторых департаментов, увольнение сотрудников, тянущих предприятие на «дно». Это позволит избежать лишних затрат, а также покрытие некоторых долгов.

При правильной постановке задачи внешний управляющий сможет найти оптимальные решения в сложившейся ситуации. Это позволит фирме не только расплатиться со своими долгами, но и выйти на новый уровень, повысить конкурентоспособность.

Однако у внешнего управления есть свои недостатки. Внешний управляющий не знает всех особенностей предприятия, полностью ее истории, а также как она «вела» себя в определенный период времени. В этом случае внешнему управляющему также приходится действовать интуитивно, и такие принятые решения не всегда оказываются верными.

Одним из недостатков является отсутствие 100%-ной гарантии возврата всех долгов и восстановления предприятия. Это может зависеть и от размера долгов, числа кредиторов, запущенности ситуации, а также от профессионализма самого внешнего управляющего.

Для анализа результативности внешнего управления автор предлагает рассмотреть статистику дел, в которых проводилось внешнее управление в 2016 году.

Таблица 2 Статистика дел, по которым проводится внешнее управление, представлена за 2016 г. [3;4].

Из данной таблицы видно, что в 2016 году внешнее управление проходило в 865 фирмах-должниках. Из них лишь в 380 случаях было принято решение. Таким образом, результативность внешнего управления составляет почти 44%, это удовлетворительный результат, однако это не всегда говорит о плохом и медленном внешнем управлении, здесь немаловажным является количество новых заявлений о признании фирмы несостоятельной (банкротом).

Для сравнения и более точного представления ситуации во внешнем управлении в России автор также предлагает проанализировать статистику дел в 2017 году.

Таблица 3 Статистика дел, по которым проводится внешнее управление, представлена за 6 месяцев 2017 г. [3;4].

Данная таблица показывает результаты внешнего управления. За 6 месяцев 2017 г. принято 166 решений, что составляет всего 25% из общего числа дел (659 дел). Если сравнить данные за весь 2016 год и 6 месяцев 2017 года, то можно отметить положительную тенденцию во внешнем управлении. Например, это остаток дел на конец отчетного периода: в 2016-м — 485 дел, в то время как в 2017-м за полгода этот показатель составляет уже 493, поэтому можно ожидать более положительного исхода дел во второй половине 2017 года.

Для анализа эффективности процедуры внешнего управления автор предлагает рассмотреть причины принятых решений по результатам внешнего управления в делах о банкротстве. Для анализа результативности внешнего управления автор предлагает рассмотреть статистику дел, в которых проводилось внешнее управление в 2016 году.

Таблица 4 Результаты проведения внешнего управления за 6 месяцев 2017 г. [3;4].

Данная таблица показывает, что положительный результат внешнего управления занимает чуть больше 20%. Это говорит о несовершенстве внешнего управления, поскольку одним из его преимуществ, как отмечалось выше, является восстановление работоспособности предприятия, но и также недостатком является отсутствие 100%-ной гарантии его восстановления.

Таблица 5 Причины прекращения производства по делу за 6 месяцев 2017 г. [3;4].

Из данной таблице видно, что из всех принятых решений о прекращении дела (35 дел) за 6 месяцев 2017 года мировое соглашение составляет более 77%, это свидетельствует о грамотном внешнем управлении, которое позволило расплатиться с кредиторами.

Таким образом, результативность внешнего управления зависит от [2]:

  • количества кредиторов и размера долговых обязательств фирмы должника;
  • длительности процедуры банкротства;
  • сферы деятельности, а также географического расположенияпредприятия;
  • привлечения руководства должника к административной или уголовной ответственности в связи с противоправными действиями;
  • полноты мер, предпринятых внешним управляющим при создании плана и его реализации;
  • взыскания внешним управляющим дебиторской задолженности с контрагентов должника.

На данный момент очень много предприятий сталкиваются с трудностями, об этом свидетельствует статистика внешнего управления.

В России, к сожалению, нельзя сказать, что внешнее управление находится на достойном уровне, поскольку число положительных исходов в период внешнего управления мало. Отчасти это связано как раз с экономической ситуацией в стране. Необходимо изучение международного опыта внешнего управления, а также адаптирование его к российской экономике.

Таким образом, для наиболее эффективной реализации внешнего управления внешнему управляющему необходимо производить мероприятия по устранению долговых обязательств фирмы-должника, усовершенствовать товар, внедрять технологии ноу-хау. Следует производить мониторинг рынка, это позволит изучить конкурентов. Грамотное составление плана и определение приоритетов позволит обеспечить достойный уровень конкурентоспособности.

Список литературы

1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О несостоятельности (банкротстве)»;

2. Проблема банкротства юридических лиц // научный журнал «Дискурс». 2017. №4(6). стр 122;

3. Рыбалка А. Сальников А. доклад «Банкротство юридических лиц в России: основные тенденции III квартал 2017 г.»;

4. Отчет о работе арбитражных судов субъектов Российской Федерации по рассмотрению дел о банкротстве за 2016 год и 6 месяцев 2017 года.

Читать еще:  Как разорить банк

Внешнее управление как процедура банкротства: характеристика, цель и последствия ее введения

Признание несостоятельности, или банкротство юридического лица, – сложный и трудоемкий процесс. Не менее сложная процедура банкротства — внешнее управление. Внешний управляющий является ответственным лицом при ее проведении. В чем смысл этого этапа банкротства, на какой период он может быть введен?

Кратко о банкротстве

Несостоятельность, или, другими словами, банкротство, – это признаваемый арбитражным судом статус должника, который освобождает его от уплаты денежных обязательств перед кредиторами в связи с неспособностью удовлетворить их в полном объеме. Согласно федеральному закону, банкротство можно признать, если обязательства перед кредиторами не выполнялись в 90-дневный период с того момента, как они должны были быть исполнены. Банкротство юридического лица включает в себя 5 процедур:

  • Наблюдение (анализируются финансовые возможности, имущество сохраняется за должником).
  • Финансовое оздоровление (составляется график погашения долга).
  • Внешнее управление (об этом этапе более подробно поговорим ниже).
  • Конкурсное производство (продажа имущественных объектов должника, применяется к банкротам, чтобы соразмерно удовлетворить требования кредитных организаций).
  • Мировое соглашение (может быть заключено на любом этапе процесса).

Внешнее управление: определение понятия

Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая должнику, которая вводится параллельно с финансовым оздоровлением организации. Эта процедура носит реабилитационный характер и позволяет предотвратить запуск конкурсного производства, которое, в свою очередь, направлено на ликвидацию предприятия, а не на возвращение фирмы в экономически стабильное состояние.

Внешнее управление как процедура банкротства вводится, если на то имеется решение арбитражного суда, принимаемое по согласованию с кредиторами и по итогам предыдущего этапа банкротства – наблюдения. Период внедрения мероприятий на данном этапе составляет не более 18 месяцев. В исключительных случаях срок может быть продлен еще на полгода. Таким образом, срок мероприятий внешнего управления может составлять не более двух лет.

Одно из важнейших отличий данной процедуры – отстранение от управления действующего руководства предприятия. Полномочия по управлению организацией передаются внешнему управляющему. По сути, управляющий является здесь ключевой фигурой и играет роль генерального директора, также он может распоряжаться по своему усмотрению активами предприятия. Однако действующее руководство только частично лишается своих полномочий. Некоторые функции технического характера сохраняются.

Внешнее управление как процедура банкротства: кратко о задачах

Этап процедуры банкротства под названием «внешнее управление» начинает реализовываться после передачи прав руководителя организации. Выбор управляющего и решение о необходимости процедуры принимается на общем собрании кредиторов, а затем утверждается в суде. Чтобы оно было принято, суд должен убедиться в том, что восстановить платежеспособность предприятия-банкрота вполне реально. Для этого необходимо представить соответствующие доказательства.

Цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в восстановлении платежеспособности и нормальной работы организации, а также последующем признании состоятельности. Еще одна важная задача – удовлетворение требований всех кредиторов.

Внешнее управление как процедура банкротства и последствия ее введения

Как и любой процесс, исполнение которого контролируется судом, внешнее управление имеет следующие последствия:

  • Руководитель организации практически полностью лишается контроля над ней, за исключением полномочий технического характера.
  • Органы управления предприятия прекращают осуществление своей деятельности, поскольку власть переходит к внешнему управляющему.
  • Мероприятия, направленные на удовлетворение запросов всех кредиторов и предпринимавшиеся до запуска данной процедуры, аннулируются и признаются недействительными.
  • Имущество организации не может быть арестовано, и на него не могут быть наложены ограничения, поскольку эти мероприятия проходят уже после признания в суде несостоятельности предприятия.
  • На требования всех кредиторов, касающиеся финансовых обязательств, устанавливают мораторий.

Мораторий не может быть установлен на те требования кредиторов, которые возникли уже после рассмотрения искового заявления арбитражным судом и признания банкротства компании. Более того, имеются такие исключения, как выплата заработной платы и вознаграждений работникам, алименты.

Обязанности внешнего управляющего

Главная характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в прекращении полномочий действующего руководства предприятия. При этом внешний управляющий имеет широкий спектр обязанностей, в которые входит распоряжение объектами имущества должника. Действующие органы управления предприятия лишены права принимать самостоятельные решения без согласования с внешним управляющим или оказывать влияние на принятие им решений. Также управляющий выполняет все функции управления организацией, контролирует процессы инвентаризации и распоряжения имуществом, ведет бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность, реестр кредиторских требований, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности. Более того, он занимается проведением оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности и осуществляемых в ходе ведения хозяйственной деятельности. С этой целью составляют план управления.

Права внешнего управляющего

Итак, цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в финансовом оздоровлении предприятия. Внешний управляющий имеет права:

  • На осуществление хозяйственной деятельности.
  • Распоряжением имуществом.
  • Заключение мирового соглашения от имени банкрота.
  • Заявление об отказе от исполнения обязательств по договорам предприятия.
  • Требование признания недействительности сделок, проведенных до процедуры внешнего управления.

План работы внешнего управляющего

Внешнее управление как процедура банкротства предполагает внедрение плана работ, который составляется в течение месяца. Внешний управляющий должен отразить в плане следующие моменты:

  • Порядок и условия реализации мероприятий, направленных на восстановление состоятельности предприятия.
  • Финансирование.
  • Планируемые ожидаемые расходы организации.
  • Срок, в течение которого запланировано восстановить платежеспособность.
  • Аргументирование выбранного периода восстановления.
  • Разделение полномочий комитетов и кредиторов.

Исполнение плана контролируется кредиторами, его необходимо четко соблюдать.

Какие меры могут быть приняты управляющим?

Внешнее управление как процедура банкротства предполагает применение к должнику следующих мер:

  • Изменение характера производственной деятельности.
  • Завершение работы подразделений и филиалов предприятия, которые признаны убыточными.
  • Взыскание дебиторской задолженности.
  • Реализация имущественных объектов организации.
  • Пополнение уставного фонда средствами от третьих лиц и учредителей.
  • Замещение активов и прочие мероприятия в рамках законодательства.

Меры могут приниматься как отдельно, так и в комплексе.

Оздоровительные мероприятия: особенности проведения

Внешнее управление как процедура банкротства имеет особенности осуществления оздоровительных мероприятий:

  • Период уведомления руководителя организации о внедрении внешнего управления составляет 1 день.
  • О процедуре уведомляются учредители.
  • В 10-дневный период с момента запуска процедуры направляют заявку на публикацию этой информации.
  • Управляющий получает распоряжение по передаче ему всей документации.
  • Документы передаются в течение 3 дней после вступления в должность управляющего.
  • Собрание кредиторов первый раз назначается в течение 31 дня после начала процедуры.
  • Об оздоровительных мероприятиях информируется ФССП, ФНС, банки.
  • В органы контроля направляются соответствующие запросы.
  • Организуется общее собрание всех работников предприятия.
  • К работе организации привлекается бухгалтер и аудитор.
  • Организуется инвентаризация.
  • Производится анализ финансового положения предприятия.
  • Имущество третьих лиц возвращается им.
  • Составляется и рассматривается перечень требований кредиторов.
  • Организуется собрание кредиторов.
  • Составляется промежуточный и итоговый отчет и оглашается на собрании кредиторов.
  • В арбитражный суд предоставляют план.
  • Реализуются имущественные объекты.

Завершающий этап

На завершающем этапе внешнего управления проводятся следующие мероприятия:

  • выплачивается задолженность, о чем уведомляется и руководство, и кредиторы;
  • производятся расчетные операции;
  • прекращается исполнение обязанностей управляющего;
  • составляется протокол по ликвидации.

Если всевозможные попытки вернуть предприятие в экономически стабильное состояние предприняты, управляющий составляет отчет о проделанной работе.

Результат процедуры

Внешнее управление как процедура банкротства, как показывает судебная практика, не всегда имеет хорошие результаты. Причиной тому служит невысокий уровень профессионализма внешнего управляющего. Все потому, что он является третьим лицом и не имеет необходимых навыков для использования законных мер по решению проблем организации.

Более того, на деятельность внешнего управляющего весьма значительно могут оказывать влияние внешние факторы – прямого (вступление в силу изменений в действующих законодательных актах, конкуренция, система налогообложения) и косвенного (политическая ситуация в стране, изменение тенденций международных отношений, стремительная инфляция, природные катаклизмы) характера. Нередко причиной низкой эффективности внешнего управления является желание кредиторов установить финансовый контроль над должником, разорить его, истребовать его движимое и недвижимое имущество.

Внешнее управление как процедура банкротства вводится с целью восстановления платежеспособности организации-должника. В ее ходе принимает непосредственное участие управляющий, который наделяется практически всеми полномочиями руководителя. Основная характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в том, что происходит не только взаимодействие с должниками, но и реорганизуется деятельность самого предприятия. Когда восстановить платежеспособность удалось, управляющий выполняет свои обязанности до прихода нового руководства. В противном случае объявляется начало конкурсного производства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector