Содержание

Принудительная ликвидация

Законность принудительной ликвидации ООО и особенности процедуры

Завершение деятельности хоз.субъекта окончательное и бесповоротное – распространенное и неизбежное явление при ведении современного бизнеса. Более того, все чаще инициатива прикрытия ЮЛ исходит от гос.органов и представителей власти, а это не что иное, как принудительная ликвидация ООО. Независимо от вида ликвидации требования по соблюдению законности в ее ходе в 2018 году не снимаются. Это означает подготовку и оформление всех документов, получение подтверждающих справок и т. д.

Отечественный ГК своей 61 статьей предусматривает возможность закрытия ООО в принудительном и добровольном порядке.

Когда решение принимается самостоятельно учредителями и уполномоченным органом – имеет место добровольная ликвидация. Основания такого волеизъявления могут быть самыми разными, например:

  • Истечение срока, на который общество создавалось.
  • Поставленные для ЮЛ цели и задачи выполнены и достигнуты.
  • С финансовой точки зрения, осуществляемая деятельность нецелесообразна (отсутствует прибыль, растут убытки, долги и т. д.).
  • Недопонимание и конфронтация между учредителями, что препятствует ведению бизнеса.
  • Деятельность приостановлена длительное время (работа не ведется, отчетность готовится и сдается нулевая и т. д.).
  • Учредители приняли решение переключиться на другой бизнес.

Данный перечень далеко не исчерпывающий, в основе такой ликвидации лежит воля владельцев бизнеса.

Что касается принудительного закрытия ООО, то оно осуществляется через суд и к этому должны быть основания, перечень которых прописан в п.3 ст.61 ГК РФ. Ими являются:

  • Регистрация общества произведена с нарушением действующего законодательства и такие нарушения носят неустранимый характер.
  • Бизнес осуществляется в отсутствии необходимой лицензии или же допуска к работе.
  • Фирма систематически допускала нарушения закона либо ее деятельность противоречит или напрямую запрещена по законодательству.
  • Иные случаи, предусмотренные отечественной правовой базой.

Кто попадает под категорию истцов

Если исходить из того, что принудительное прекращение существования общества или любого иного субъекта хоз.деятельности – это судебный процесс, который начинается с иска гос.органа, уполномоченного законодательством, и заканчивающийся соответствующим решением, то список самих истцов-гос.органов представлен в виде:

  • Службы, занимающейся регистрацией (например, неверный номер УСН и т. д.).
  • Вертикали ФНС (по причине нулевого баланса, нарушений действующего фискального законодательства и т. д.).
  • Генеральной прокуратуры и подразделений, если имеют место пренебрежения интересами общества, государства и граждан.
  • Антимонопольного органа, если будут установлены нарушения в сфере конкуренции.
  • ЦентрБанка РФ, когда некоммерческая организация или иная структура берет на себя без лицензии правомочия по осуществлению банковских трансакций.
  • Гос.структуры, которой подконтрольны негосударственные пенсионные фонды, если соответствующая деятельность осуществляется в отсутствие лицензии.
  • ФЛ или ЮЛ, который выступает дебитором по отношению к закрываемому субъекту. При этом размер задолженности должен быть достаточного размера.

Куда следует обратиться

Иск о ликвидации коммерческой организации подается в суд. Заявителем выступает орган, который в силу законодательства наделен правомочием осуществлять контроль за соблюдением нормативных условий осуществления деятельности при выявлении грубых нарушений.

Практика наглядно демонстрирует, что основной удельный вес всех разбирательств по делам такой категории начинается с подачи службы, осуществляющей сбор налогов и сборов. Ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции стартует по причине непредставления обязательных отчетных сведений по вопросам налогообложения или же установление несоответствия зарегистрированного по учредительным документам адреса с фактическим местом размещения.

На положительный исход дела по суду и принятии решения о закрытии субъекта можно рассчитывать только в том случае, если Фемида удостовериться, что нарушения не могут быть устранены никак. Если же дефекты исправимы и руководство общества привела деятельность в порядок, в том числе и в процессе рассмотрения иска, то постановлением суда в удовлетворении требований будет отказано.

После того как решение вынесено и вступило в силу, соответствующая отметка делается в ЕГРЮЛ. Данная информация носит открытый характер и может быть получена как по запросу через органы, так и через ряд интернет-порталов. Одновременно будет произведена печать в официальных СМИ. Администрации ликвидируемого субъекта направляется свидетельство формы Р50003 и выписка из реестра.

Дальше процесс идет в общем порядке, поскольку в ГК нет отдельной самостоятельной процедуры.

Законы, регулирующие процедуру

Манипуляции по созданию и закрытию юридического лица и, в частности ООО, урегулированы несколькими документами, в числе которых:

  • Отечественный Гражданский кодекс.
  • Закон «О гос. регистрации ЮЛ и ИП» от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
  • Закон «Об ООО» от 08.02.1998 №14-ФЗ с изменениями и дополнениями от 01.02.2018.

В этом направление встречается еще ряд пленарных постановлений ВС РФ, которые разъясняют и уточняют правоприменительную практику.

Особенности проведения ликвидации

Ликвидация ООО имеет разновидности. В зависимости от инициатора она бывает добровольной и принудительной. В первом случае процесс начинается самими учредителями по личным убеждениям, во втором – процесс начинается по требованию гос.органа или иного заинтересованного лица и процедура проходит в рамках арбитражного судопроизводства.

Пошаговая инструкция ликвидации ООО

Предприятие, организационно-правовая форма которого ООО (ТСЖ, банк и т. д. не имеет значения), может закрываться как по учредительскому решению, так и по судебному.

Основания инициации судебного процесса предусмотрены нормативно. Чаще всего к такому приводит ведение деятельности с нарушением законодательства (бизнес выходит за пределы, оговоренные в уставе, нарушается грубейшим образом законодательство по созданию и регистрации общества, дела ведутся без лицензии и т. д.).

Через суд территориальные ИФНС ликвидацию ООО чаще всего инициируют, а причины обращения к Фемиде:

  • Нарушение нормативных сроков предоставления деклараций и отчетов (по НК отчеты сдаются каждый квартал и год).
  • Имеется противоречие между зарегистрированным юридическим адресом и фактическим местом расположением объекта и прочее.

В начале процесса возлагаются обязанности по ликвидации ЮЛ на конкретное лицо или их группу, в том числе из числа участников. По закону принудительно прекратить существование можно только одного субъекта, даже если у этих же учредителей имеются иные организации, при наличии к тому оснований. Пошаговая инструкция общего порядка ликвидации ООО по решению суда схожа с добровольным и состоит из следующих этапов:

  • Определяется комиссия или ответственный.
  • Принимаются исчерпывающие меры по погашению обязательств перед кредиторами. Если остаются неисполненные обязательства и нет возможности закрыть долги полностью, придется пройти процедуру банкротства. После расчета осуществляется раздел оставшегося имущества общества между его учредителями.
  • Подготовка ликвидационного баланса. Промежуточный документ делает орган, который принял решение о ликвидации, а после согласовывает его с некоторыми гос.органами.
  • Оформление документов необходимых для предоставления в регистрационные и статистические органы. В обязательном порядке составляется спец.акт. От директора ООО требуется заполнить и сдать в архив кадровую документацию и личные дела штатных работников.

Перед получением свидетельства о ликвидации, требуется передать: устав, справки налоговиков, подтверждающие отсутствие претензий и снятие с учета, аналогичная бумага требуется от подразделения статистики, документ из банка, где прослеживается что счета общества закрыты, декларация об уничтожении имеющихся образцов печатей, штампов и т. д. Выдача свидетельства производится фискальной службой, но до этого инспекторами проводятся доп.проверки в ряде фондов: пенсионном и страховом.

Каждая из стадий ликвидации ООО ФНС занимает свой временной период, который составляет от пары-тройки недель до нескольких месяцев, а весь процесс до исключения ООО из федерального реестра может растянуться на год и дольше. Акт приема-передачи и баланс направляются в Федеральное агентство управления имуществом, Мин. Финн. РФ.

Действующее гражданское законодательство хоть и разграничивает ликвидацию на добровольную и принудительную, но специального порядка ее проведения не предусматривает. Единственным отличием является то что при принудительной процедуре, требуется инициатива гос. органа, удовлетворенная арбитражным судом. Если решение исходит от самого общества, то это оформляется решением его органа управления или учредительским.

Последствия ликвидации ООО по решению налогового органа для учредителей таковы же, как и при обычной ликвидации. Это закреплено нормативно с 28.06.2017. Исключением является только та ситуация, когда кредиторы даже после закрытия фирмы смогли по суду доказать наличие связи между действиями учредителей и последствиями в виде принудительной ликвидации. Т. е. что виновником прекращения функционирования общества стали именно они. Это дает право взыскать непогашенный к моменту ликвидации долг за счет самих хозяев фирмы.

Читать еще:  Решение о признании физического лица банкротом

О принудительной ликвидации можно узнать из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Принудительная ликвидация юридического лица: основания, особенности проведения процедуры

  • 21 Октября, 2018
  • Законодательство
  • Марина Лобачева

Ликвидация компании может осуществляться разными способами. Инициатором данного процесса может выступать руководитель предприятия, а также кредиторы, налоговая инспекция или другие заинтересованные лица. Если руководство фирмы не желает закрывать компанию, но на этом настаивают разные государственные инстанции, то осуществляется принудительная ликвидация юридического лица. На это должны иметься действительно веские основания.

Основные сведения

Принудительная ликвидация юридического лица представлена процессом, когда прекращается деятельность компании на основании решения суда. Инициатором процесса обычно выступают налоговые органы, контрагенты или другие организации. Для этого обязательно проводится судебное разбирательство. Истцом обычно выступают государственные органы, которые во время проверки нашли существенные нарушения в деятельности предприятия.

При таком процессе не учитывается мнение учредителей и руководства фирмы. Процедура не обладает какими-либо значимыми отличиями от добровольного закрытия организации. Но при этом невозможно воспользоваться упрощенной процедурой.

Требуются действительно значимые основания для принудительной ликвидации юридического лица. Наиболее часто процедура используется при следующих ситуациях:

  • выявляется, что документы о регистрации компании являются недействительными;
  • обнаруживаются нарушения в работе компании, которые не могут быть устранены обычными способами;
  • компания занимается ведением деятельности без обязательной лицензии, разрешения или иных документов;
  • совершаются фирмой незаконные операции;
  • нарушаются во время работы нормы действующего законодательства.

Иск во всех вышеуказанных ситуациях может подаваться представителями государственной власти, муниципальными органами власти или иными аналогичными учреждениями. Нередко вовсе истцами выступают контрагенты или общественные организации. Исковое заявление может составляться даже одним из учредителей, так как не были достигнуты задачи, поставленные перед регистрацией фирмы.

Кто может выступать истцом?

Обязательно осуществляется принудительная ликвидация юридического лица в суде, так как исключительно судья может принимать решение относительно закрытия компании. Поэтому первоначально инициаторы данного процесса должны составить грамотно иск в суд. В качестве истца могут выступать следующие лица:

  • надзорные органы, занимающиеся проверками компаний;
  • прокуратура;
  • налоговая служба;
  • ЦБ;
  • антимонопольная служба;
  • региональное отделение ПФ;
  • другие организации, выявляющие нарушения в процессе работы компании, а также заинтересованные в закрытии организации.

В иске непременно указывается основание для выполнения данного процесса. К заявлению прикладываются другие документы, выступающие доказательством правоты истца.

Отличия от добровольного закрытия фирмы

Ликвидация фирмы заключается в том, что она прекращает свое функционирование. При этом отсутствует возможность передать права и обязанности иным лицам.

Добровольная ликвидация проводится по инициативе непосредственных учредителей. Для этого они самостоятельно подают заявление в ФНС, подготавливают ликвидационный баланс, производят расчеты с контрагентами, а также выполняют другие обязательные действия. При таких условиях не требуется обращаться с иском в суд. Обычно основанием для такого процесса выступает отсутствие прибыли, достижение цели открытия фирмы или другие причины.

Требования к процессу

Принудительная ликвидация юридического лица выполняется по инициативе посторонних лиц, а также с обязательным проведением судебного разбирательства. Для этого должны иметься веские причины, представленные нарушениями со стороны компании.

Обычно иск связан с нарушением требований законодательства или работой без лицензии.

Этапы закрытия фирмы

Порядок ликвидации юридического лица в принудительном порядке предполагает выполнение последовательных действий. К ним относится:

  • первоначально обнаруживаются веские основания для проведения процесса каким-либо надзорным государственным органом, причем обычно это происходит в результате проверки компании;
  • направляется в суд исковое заявление, в котором указывается необходимость закрытия организации;
  • к иску прикладываются документы, подтверждающие обоснованность исковых требований;
  • проводится судебное заседание, на котором изучаются все доказательства;
  • принимается решение судом относительно необходимости закрытия фирмы в принудительном порядке;
  • о принятом решении оповещаются регистрирующие органы, для чего в течение трех дней они получают письменное уведомление, так как если налоговая инспекция не будет уведомлена, то ответственные лица суда будут привлечены к ответственности;
  • после этого процесса отсутствует возможность для внесения каких-либо корректировок в уставную документацию компании;
  • назначается ликвидационная комиссия, а также ее председатель;
  • именно члены данной комиссии занимаются управлением организации до окончательного момента ее закрытия;
  • подается уведомление о ликвидации фирмы в СМИ, что дает возможность каждому кредитору узнать о планируемом процессе;
  • работники компании уведомляются в письменном виде о закрытии предприятия, после чего они официально увольняются;
  • в течение следующих трех месяцев проводятся разные проверки компании, основной целью которых выступает выявление серьезных нарушений;
  • должностные лица фирмы при необходимости привлекаются к ответственности, которая может быть не только административной, но и уголовной;
  • производятся расчеты с кредиторами, причем если для этого не хватает наличных средств, то может продаваться имущество организации;
  • если остаются после продажи какие-либо средства, то они могут конфисковаться или распределяться между учредителями;
  • описывается все имущество, принадлежащее предприятию;
  • после выполнения всех обязательных процессов формируется окончательный ликвидационный баланс, в котором не допускается наличие задолженности;
  • вносятся сведения в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности компании.

Наиболее часто инициируется налоговым органом принудительная ликвидация юридического лица. Процедура выполняется после проведения выездной или камеральной проверки, по результатам которой выявляются многочисленные серьезные нарушения. В конце процесса выдается руководству фирмы уведомление о ликвидации юридического лица. Такой же документ отсылается в суд.

Какие требуются документы?

В зависимости от формы ликвидации юридического лица, подготавливаются необходимые документы, которые далее передаются в отделение ФНС по месту регистрации предприятия. Если процедура выполняется в принудительном порядке, то работники налоговой службы должны получить следующие документы:

  • постановление арбитражного суда, на основании которого начинается процесс закрытия компании;
  • уставная документация организации;
  • свидетельство о регистрации фирмы;
  • паспорта учредителей предприятия;
  • протокол, на основании которого назначаются члены ликвидационной комиссии;
  • опись имущества.

На основании сведений, полученных из этой документации, осуществляется принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом. Дополнительно могут запрашиваться другие документы при необходимости.

Можно ли предотвратить?

Принудительное закрытие фирмы выполняется на основании иска, поданного государственными организациями или контрагентами. Для этого должны иметься веские основания, но все компании могут предотвратить принудительную ликвидацию юр лица. Для этого выполняются следующие действия:

  • своевременно сдаются в ФНС все необходимые отчеты и декларации;
  • перед началом работы компания должна оформлять разрешения или лицензии;
  • во время функционирования не допускается каким-либо образом нарушать требования законодательства;
  • деятельность необходимо вести исключительно официально, поэтому не допускается скрывать какие-либо доходы от налоговой службы;
  • вся документация компании должна составляться грамотно и с учетом многочисленных требований;
  • для ведения деятельности у фирмы должно быть достаточное количество активов и имущества.

Все вышеуказанные действия позволят избежать негативных последствий, которые могут быть представлены даже принудительным закрытием компании по решению суда.

Какая уплачивается пошлина?

В налоговой ликвидация юридического лица является платным процессом. Размер пошлины зависит от того, как долго выполняются разные процессы в рамках закрытия, а также какое количество работников увольняется в результате процедуры.

Варьируется размер госпошлины от 30 до 100 тыс. руб.

Последствия

Если суд выносит решение о ликвидации юридического лица, то далее процедура выполняется непосредственными учредителями. Дополнительно может назначаться отдельный ликвидатор, но его работа должна оплачиваться средствами компании.

Если учредители не исполняют требования суда, то они привлекаются к ответственности. К основным негативным последствиям принудительного закрытия фирмы относят следующие:

  • прекращается деятельность организации;
  • при погашении долгов продается имущество фирмы;
  • при наличии доказательств учредители привлекаются к субсидиарной ответственности;
  • руководители организации отвечают за все выявленные нарушения;
  • отсутствует возможность для учредителей начать аналогичную работу в течение двух последующих лет.

Основным отрицательным последствием выступает то, что закрывается фирма в результате выявленных нарушений, за которые руководство привлекается к ответственности. Поэтому если такие нарушения являются действительно серьезными, то директор, главный бухгалтер или другие должностные лица могут не только столкнуться с необходимостью уплачивать значительные штрафы, но и даже с тюремным заключением.

Преимущества процесса

Судебная практика по принудительной ликвидации юридического лица показывает, что если действительно у заявителей, представленных государственными органами, имеются доказательства незаконной работы со стороны компании, то принимается положительное решение по иску. Фирмы могут подавать возражения, но только при наличии подтверждений, что их работа является законной.

Существуют даже положительные моменты принудительного закрытия фирмы. К ним относится следующие:

  • имеется возможность ликвидировать организацию, если достигаются цели ее открытия;
  • снижается в некоторых ситуациях размер государственной пошлины;
  • если принимается решение о принудительной ликвидации, то погашаются все долги предприятия за счет имеющихся средств и имущества, а если активов не хватает для выполнения данного процесса, то задолженность списывается;
  • не предъявляются какие-либо специфические и многочисленные требования к количеству подготавливаемых документов.
Читать еще:  Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда пример

Но эти плюсы считаются незначительными, по сравнению с недостатками.

Минусы процедуры

В любом случае принудительное закрытие фирмы обладает многими минусами. К ним относятся:

  • судом может приниматься решение о том, чтобы долги фирмы погашались за счет личного имущества учредителей, для чего они привлекаются к субсидиарной ответственности;
  • ухудшается кредитная история руководителей компании, поэтому в будущем у них будут возникать проблемы при сотрудничестве с банками, налоговыми органами или другими аналогичными учреждениями;
  • учредители теряют средства, вложенные ими в уставный капитал фирмы;
  • возникают в будущем сложности с открытием ИП или новой компании;
  • практически невозможно в течение 5 последующих лет получить лицензию на ведение специфического вида деятельности.

Поэтому руководители компании должны стараться вести деятельность честно и законно.

Заключение

Принудительное закрытие фирмы может проводиться разными государственными органами или даже контрагентами. При этом не учитывается мнение учредителей. Процесс требует принятия соответствующего решения судом.

Существуют как положительные, так и отрицательные последствия такой процедуры. Для ее предотвращения руководители компаний должны следить за тем, чтобы работа осуществлялась при наличии необходимых лицензий и разрешений.

Принудительная ликвидация ООО: порядок действий, особенности, последствия и рекомендации

Что такое принудительная ликвидация ООО? Каковы ее основания, условия и последствия? Данной теме и посвящена эта статья.

Принудительная ликвидация представляет собой процедуру, при которой деятельность предприятия заканчивается по решению суда, а не в добровольном порядке. Процедура инициируется при выявлении нарушений действующего законодательства. Процесс принудительной ликвидации ООО длится довольно долго и в целом не выгоден владельцам предприятия. Даже после этого кредиторы имеют право предъявить претензии по долговым обязательствам. Процедура выгодна только в той ситуации, если руководство организации желало её закрыть из-за отсутствия перспектив в развитии.

Для того чтобы начать процесс ликвидации, предприятие необходимо уведомить о том, что в его деятельности есть нарушения закона, которые повлекут за собой его ликвидацию. Если руководитель не реагирует и не пытается устранить нарушения, то дело поступает в арбитражный суд по заявлению заинтересованного лица. Например, если в принудительной ликвидации ООО заинтересована налоговая.

В арбитражный суд можно обратиться также и при следующих ситуациях: учредители по факту не ведут никакой деятельности и прописаны только в уставных документах или заявлены в розыск. Компания считается несуществующей. Весь процесс осуществляется за счёт организации, в отношении которой заведено дело. В случае, если учредители не имеют необходимых средств, то упразднение компании производится за счет государства.

Условия ликвидации в принудительном порядке

В принудительном порядке организация может быть ликвидирована на следующих условиях:

  • Были зафиксированы грубые нарушения законодательства.
  • Деятельность осуществлялась без лицензии (если она требуется по закону).
  • Предприятие нарушало закон, увеличивая собственную конкурентоспособность.
  • Отсутствие фактической деятельности. Доказательством служат операции, проводимые по расчетному счету. Если на нем не зафиксировано активности в течение предыдущих двенадцати месяцев, то это считается основанием для ликвидации компании.

Особенности проведения ликвидации

Процесс принудительной ликвидации ООО может быть инициирован следующими органами: природоохранными прокуратурами, органами федеральной и региональной исполнительной власти. Все структуры, которые возбуждают дело, должны быть наделены соответствующими полномочиями. Кроме того, обратиться с заявлением о ликвидации предприятия могут и его кредиторы, если реализуется процедура банкротства.

Каковы особенности ликвидация ООО с долгами? Кредиторы имеют право на это только в том случае, если долговые обязательства компании составляют более, чем сто тысяч рублей. В случае, если после принятия судебным органом соответствующего решения о ликвидации ООО, учредитель решает опротестовать его, то он имеет право подать жалобу (надзорную, апелляционную, кассационную).

Предварительная подготовка

Процедура принудительной ликвидации требует некоторой предварительной подготовки. Необходимо провести тщательный анализ платежеспособности организации, выяснить объём ее активов. После этого назначают ликвидационную комиссию, как и в остальных случаях. Но здесь есть свои нюансы.

При проведении ликвидации, так сказать, в классическом варианте, комиссия создается с учетом пожеланий учредителей. В случае с организацией этого процесса в принудительном порядке комиссия собирается в соответствии с решением суда. Выбирается ликвидатор, который отвечает за выполнение надлежащих действий. Осуществляет выполнение расчетов с кредиторами, отслеживает выплаты по заработной плате и выходных пособий увольняемым работникам и различных финансовых обязательств внебюджетным фондам. Также ликвидатор должен достичь договоренности с кредиторами предприятия и добиться выплат.

Обязательные действия при ликвидации

Ликвидация ООО требует также выполнения обязательных действий в установленном законом порядке:

  • Составляется и сдается промежуточный ликвидационный баланс, если он не сдавался за предыдущий отчётный период.
  • Производится оценка и распределение между учредителями частей уставного капитала.
  • Рассчитывается размер задолженности, которую нужно выплатить кредиторам.
  • В архив сдается документация, штампы и печати уничтожаются.

Принудительная ликвидация ООО порядок имеет определенный. Без выполнения этих процедур она не может быть закончена. Существует и альтернативный способ прекращения деятельности компании — через офшор. Но такой способ вызывает много нареканий у налоговиков и поэтому требует более тщательной юридической проработки.

Пошаговая инструкция ликвидации ООО

Причины могут быть самые разные, но этапы проведения всегда одни и те же.

Если заинтересованное подало лицо в судебные органы соответствующее исковое заявление, оно имеет право получить уведомление о начале процесса. Перед тем, как подать заявление в суд, необходимо собрать доказательную базу о фактах нарушения предприятием законодательства. Документы предъявляют вместе с иском. Если суд считает собранные доказательства достоверными и достаточными, то он принимает положительное решение о ликвидации. На следующем этапе, в соответствии с судебным решением, собирается ликвидационная комиссия, в чьи обязанности входит совершение некоторых действий. Комиссия выполняет необходимые действия по оформлению бухгалтерского учёта и выполнению аудита деятельности организации.

Кроме того, она принимает требования от кредиторов, составляет промежуточный баланс и закрывает расчетные счета в банковских учреждениях. Только после проведения всех этих мероприятий проводится ликвидация ООО. Для того чтобы процедура была проведена на законных основаниях, комиссия должна иметь следующие документы: решение судебных органов, доказательные документы, подтверждающие нарушения законодательства предприятием (например, результаты прокурорской проверки), исковое заявление, промежуточный и окончательный баланс. Учредителю необходимо заплатить пошлину, которая составляет 20% от пошлины, которая была уплачена при регистрации предприятия.

Процесс принудительной ликвидации ООО налоговым органом должен сопровождаться исключением ООО из ЕГРЮЛ. Налоговые органы вправе начать процесс упразднения в том случае, если не получали в течение 12 месяцев от ООО налоговой и бухгалтерской отчётности. А также тогда, когда по расчетному счету за предыдущие 12 месяцев не было никаких операций.

Налоговые органы в ситуации упразднения организации действуют по следующему алгоритму:

  1. Составляется внутренний документ, подтверждающий, что отчётность ООО не высылает и счета не использует в течение длительного времени.
  2. Издается постановление о дате проведения ликвидации.
  3. Публикуется сообщение в «Вестнике государственной регистрации» о том, что организацию планируют ликвидировать. Всех кредиторов предприятия необходимо уведомить о том, что оно закрывается. Они могут подать свои претензии в течение трёх месяцев. В сообщении требуется указать сроки и порядок, в соответствии с которыми предоставляются заявления с претензиями. Они могут быть оформлены не только кредиторами, но и участниками процесса ликвидации. В случае, если в течение трёх месяцев поступит хотя бы одно заявление, исключение организации ООО из ЕГРЮЛ не состоится.
  4. После того, как все дела с кредиторами улажены, предприятие будет выведено из ЕГРЮЛ.

По закону при поступлении претензий от кредиторов ликвидация приостанавливается. На практике, обычно процесс продолжается.

Что делать после принудительной ликвидации ООО?

Последствия ликвидации

Ликвидация предприятия означает, что оно не имеет права ведения какой-либо коммерческой или иной деятельности. Если задолженности ООО не были выплачены в процессе ликвидации, то происходит их списание. Поскольку после упразднения компании нет средств, из которых можно покрыть задолженности. Имущество учредителей при этом в расчет не берется. Собственность участников подлежит реализации только в случае, если имели место намеренные их действия, приведшие к развалу предприятия. В некоторых случаях ликвидации можно избежать. Для этого учредители должны признать исковое заявление по всем пунктам и обеспечить грамотное восстановление платежеспособности организации. Можно предупредить этот процесс при помощи получения лицензии, в соответствии с которой должна была осуществляться деятельность. Также учредители могут организовать работу предприятия не противоречащим закону образом.

Процедура проведения ликвидации считается самой крайней мерой, применяющейся к особенно злостным неплательщикам. Перед тем, как начать ее, организацию уведомляют о такой перспективе неоднократно и у руководства есть время для исправления ситуации. Если предприятием будут приняты меры к устранению нарушений и улучшению ситуации, то этого и не потребуется.

Какие последствия принудительной ликвидации ООО, теперь понятно.

Плюсы принудительной ликвидации

Как это ни странно, но в этом процессе есть и определенные преимущества. К таковым можно отнести то, что бухгалтер не должен в этом случае оформлять и сдавать бухгалтерскую отчетность, это делает ликвидационная комиссия. Нередко уменьшение штрафов происходит практически в два раза, если они начислены за отсутствие сданной отчетности.

Читать еще:  Как привлечь должника к уголовной ответственности

Минусы принудительной ликвидации

Но, в то же время, процесс может затянуться надолго. К тому же, если учредители хотят прекратить процесс, то им придется воспользоваться услугами адвоката и долго судиться с уполномоченными органами. Кроме того, не получившие своих денег кредиторы могут впоследствии предъявить претензии учредителям. Во многих ситуациях владельцы таких компаний остаются в выигрыше, если организация на протяжении определенного времени не приносила прибыль.

Срок ликвидации

Срок принудительной ликвидации ООО не может превышать полгода после даты вступления в силу решения судебных органов. Если этого времени недостаточно, то регистрирующий орган в десятидневный срок направляет заявление в судебные органы, где требуется применить штрафные санкции к нарушителям и предоставить новый срок.

В заключение

Таким образом, принудительная ликвидация является весьма специфическим процессом, инициировать который могут государственные органы, коммерческие организации или физические лица.

Мы рассмотрели последствия принудительной ликвидации ООО.

Принудительная ликвидация юридического лица

Ликвидация юридических лиц зачастую воспринимается предпринимателями как некий карательный акт, совершаемый государственными органами в отношении тех фирм, которые допускают существенные нарушения действующего законодательства. В целом, такое восприятие института ликвидации, хотя и является несколько односторонним, не противоречит положениям статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Согласно пункту 2 данной статьи юридическое лицо может быть ликвидировано по двум правовым основаниям:

  • по решению учредителей (участников) или органа юридического лица (добровольная ликвидация);
  • по решению суда в случае, если создание и (или) деятельность юридического лица связаны с неоднократными либо грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (принудительная ликвидация).

К сожалению, в нашей стране до сих пор не сложилась надлежащая практика добровольной ликвидации — цивилизованного прекращения деятельности юридического лица. Предприниматели предпочитают расставаться с «отработанным материалом» без соблюдения формальностей. Исследование причин этого явления — тема отдельного разговора. Сегодня нас интересуют не менее, а возможно и более, важные для предпринимателей ситуации, когда юридическое лицо ликвидируется в принудительном порядке по решению суда. Знание правовых основ института принудительной ликвидации позволит предпринимателям не только избежать неприятностей, но и даст им возможность правильно реагировать на периодически возникающие со стороны государственных органов угрозы ликвидировать фирму.

Кто вправе ставить вопрос о ликвидации?

Как видно из пункта 2 статьи 61 ГК РФ, основанием для принудительной ликвидации юридического лица является решение суда. Естественно, суд не может вынести такое решение по собственной инициативе. Соответствующий иск может быть предъявлен уполномоченным государственным органом, то есть тем государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Вопрос о том, кто вправе инициировать судебное разбирательство, вызывает естественный интерес со стороны предпринимателей. Учитывая, что наиболее часто им приходится иметь дело с органами МНС России, основную угрозу предъявления иска о ликвидации предприниматели видят именно со стороны налоговых органов.

Действительно, согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что НК РФ как акт законодательства о налогах и сборах регулирует отношения в сфере налогообложения и налогового контроля (статья 2 НК РФ). Следовательно, полномочия, предусмотренные подпунктом 16 пункта 1 статьи 31 НК РФ, могут использоваться налоговыми органами исключительно для решения возложенных на них задач в сфере налоговых правоотношений. В то же время не следует забывать, что компетенция налоговых органов не ограничивается сферой законодательства о налогах и сборах. На налоговые органы возложен целый ряд задач, вытекающих из «смежных» законодательных актов. Речь идет, в частности, о Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». В связи с этим не выглядит дублированием подпункта 16 пункта 1 статьи 31 НК РФ наделение налоговых органов правом инициировать принудительную ликвидацию юридических лиц, содержащееся в пункте 11 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». В любом случае, при оценке правомерности требования налогового органа о ликвидации юридического лица необходимо исходить из того, насколько такое требование соотносится с компетенцией налоговых органов, определенной конкретным актом законодательства. В целом ряде случаев иски о ликвидации юридических лиц могут предъявляться иными государственными органами (Центральным банком Российской Федерации, органами внутренних дел, таможенными органами, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее — органы госнаркоконтроля) и др.), а также органами местного самоуправления. При этом право государственного органа на иск о ликвидации юридического лица должно корреспондировать с компетенцией этого государственного органа. Универсальным правом на предъявление подобных исков обладают органы прокуратуры, выступающие в защиту государственных и общественных интересов.

В каких ситуациях может быть подан иск о ликвидации?

Как уже отмечено, пункт 2 статьи 61 ГК РФ определяет условия как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица. Норма, определяющая основания для принудительной ликвидации юридического лица, носит общий характер и, как правило, подлежит применению в системной связи с другими законодательными актами.

1. Непредставление в налоговые органы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций

Данное основание является, пожалуй, наиболее распространенным в спорах о ликвидации юридических лиц. От пресловутого «балласта» в виде огромного количества фирм, длительное время не представляющих отчетность, налоговые органы пытаются избавиться путем предъявления исков о ликвидации юридических лиц. Результаты этой работы трудно назвать удовлетворительными, в чем, правда, нет вины налоговых органов, которые вынуждены практически в каждом случае представлять суду значительный объем доказательств, подтверждающих фактическое прекращение деятельности юридического лица и отсутствие его органов либо подразделений по адресу, указанному в документах о государственной регистрации. На необходимость этого указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС РФ) в пункте 10 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций) (далее — Обзор), направленного информационным письмом от 13.01.2000 № 50.

Тем не менее, проблема ликвидации за непредставление отчетности волнует и многие работающие организации, опасающиеся, чтобы частное нарушение не послужило поводом для неприятных судебных процедур. Думается, что подобные опасения являются излишними. Законодательство предоставляет налоговым органам возможность реагировать на нарушения сроков представления отчетности, не прибегая к такой крайней мере, как ликвидация юридического лица. Показательным в этом смысле выглядит позиция, занятая Президиумом ВАС РФ при вынесении постановления от 27.02.2002 № 9216/01. При рассмотрении дела было установлено, что основанием для предъявления иска о ликвидации юридического лица послужил факт непредставления юридическим лицом бухгалтерской отчетности за 2000 год (срок — 02.04.2001), установленный актом камеральной проверки, проведенной 03.04.2001, то есть на следующий день после наступления указанного срока. Оставив в стороне этическую сторону поведения налогового органа, отметим главное: Президиум ВАС РФ, отменяя решение суда первой инстанции о ликвидации юридического лица, указал на необходимость оценки характера допущенных нарушений и вызванных ими последствий. Таким образом, можно говорить о том, что формальное нарушение юридическим лицом сроков представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций само по себе не является основанием для его ликвидации.

2. Неприменение ККТ

В отличие от ранее действовавшего Закона РФ от 18.06.1993 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ) не предусматривает возможности ликвидации юридического лица за повторное неприменение контрольно-кассовой техники. Тем не менее, в корреспонденции с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ Закон № 54-ФЗ не исключает возможности предъявления иска о ликвидации юридического лица, если нарушение им закона носит неоднократный или грубый характер. Правом предъявления таких исков обладают налоговые органы.

Следует особо подчеркнуть, что факт неоднократного или грубого нарушения юридическим лицом требований Закона № 54-ФЗ, являясь необходимым для предъявления иска о ликвидации, не является достаточным для удовлетворения такого иска судом. Так, Президиум ВАС РФ отмечает:

«Суд при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями законодательства может, но не обязан принять решение о принудительной ликвидации юридического лица»

п. 3 Обзора, доведенного информационным письмом от 13.01.2000 № 50

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector