Упрощенное банкротство

Глава XI. Упрощенные процедуры банкротства

Глава XI. Упрощенные процедуры банкротства

Упрощенные процедуры банкротства применяются к таким особым категориям должников, как ликвидируемые и отсутствующие должники. Их статус определяется тем, что по общему правилу участие данных субъектов в обороте не предполагается, следовательно, применять к ним восстановительные процедуры не имеет никакого смысла.

Цель упрощенных процедур — скорейшая ликвидация названных юридических лиц и удовлетворение требований кредиторов из имущества, которое, возможно, у этих субъектов имеется.

Отметим, что ликвидируемый и отсутствующий должники объединены в одну главу практически произвольно, так как взаимного применения правовых норм Закон не предусматривает.

§ 1. Особенности банкротства ликвидируемого должника

Статья 224. Банкротство ликвидируемого должника

Статья определяет статус ликвидируемого должника, устанавливая, что, если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (очевидно, имеются в виду все требования), для данного юридического лица применяется особый порядок ликвидации, установленный §1 гл.XI Закона. Не имеет значения, была ли ликвидация добровольной либо принудительной (т.е. принято решение о ликвидации самим юридическим лицом либо судом).

По сути, к ликвидируемым юридическим лицам применяется критерий неоплатности (стоимость имущества менее стоимости обязательств). Кроме того, не имеют значения ни срок, ни размер задолженности, однако это актуально для случаев, когда речь идет о применении §1 гл.XI. Если ликвидируемый должник рассматривается как обычное юридическое лицо (а это возможно даже после принятия решения о ликвидации), все положения о признаках и критерии неплатежеспособности к нему применяются.

Итак, при выяснении факта превышения размером обязательств ликвидируемого должника размера его имущества дальнейшая ликвидация осуществляется в соответствии с нормами конкурсного права. Для этого необходимо возбуждение судом производства по делу о банкротстве должника.

Пункты 2 и 3 определяют, кто является субъектом обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника. Это зависит от того, была ли уже образована ликвидационная комиссия (назначен ликвидатор) или нет.

В первом случае субъектом обязанности в п.2 названа ликвидационная комиссия (ликвидатор). Однако возникает интересная ситуация: в силу п.1 ст.10 Закона ответственность за нарушение обязанности по обращению в арбитражный суд несут члены ликвидационной комиссии. Следовательно, любой из них заинтересован в подаче заявления при наличии указанных обстоятельств, т.е. суд обязан такое заявление принять. Такой вывод подтверждается еще и тем, что ликвидационная комиссия не является субъектом правоотношений, а потому нельзя говорить, что ее председатель действует от имени комиссии.

Во втором случае субъектом обязанности по обращению в суд является руководитель должника, любой из его учредителей (участников), собственник имущества унитарного предприятия.

Обращает на себя внимание важнейшее правило, установленное в п.3 ст.225, — в названных ситуациях к ликвидируемому должнику не применяется §1 гл.XI (см. комментарий к ст.225).

Статья 225. Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника

Статья определяет процессуальные особенности производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ликвидируемого должника.

Прежде всего следует отметить, что в силу п.1 при рассмотрении дела может быть вынесено только одно решение- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, одновременно утвердив конкурсного управляющего. Комментируемая статья не сохранила правило ч.2 п.1 ст.175 Закона 1998 г., в соответствии с которым полномочия конкурсного управляющего могли быть возложены на ликвидатора либо на председателя ликвидационной комиссии, хотя в ряде случаев это было бы целесообразно. Таким образом, теперь для назначения конкурсного управляющего необходимо будет соблюсти все требования ст.20-23 Закона.

Каких-либо особенностей конкурсного производства §1 гл.XI не устанавливает (кроме того, что кредиторы имеют право предъявить свои требования к должнику в течение месячного срока с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом), поэтому, надо полагать, подлежат применению нормы гл.VII Закона (хотя отсылки к ним в §1 гл.XI не содержится).

Признание должника банкротом — единственно возможное решение суда. Часть 2 п.1 комментируемой статьи специально подчеркивает, что наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

Следуя логике Закона, можно прийти к выводу, что не применяется и не упомянутое в статье мировое соглашение (хотя возможна аргументация и противоположной точки зрения).

Неприменение к ликвидируемому должнику восстановительных процедур не всегда обосновано. Банкротство должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, осуществляется в порядке упрощенной процедуры, независимо от того, принудительным либо добровольным было решение о ликвидации. Между тем в процессе добровольной ликвидации (в обычном порядке) учредители (участники), принявшие решение о ликвидации, имеют возможность передумать, приняв решение о продолжении деятельности юридического лица. Если же выясняется, что имущества должника недостаточно для исполнения всех требований, обязательно осуществляется переход к конкурсному процессу, исход которого- только ликвидация. Возможно, после возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) у учредителей (участников) может появиться желание продолжить деятельность, чтобы удовлетворить все требования кредиторов. Для примера можно привести такую ситуацию. При рассмотрении судом дела о банкротстве ликвидируемого должника (достаточно крупного юридического лица) один из учредителей заявил, что в случае введения внешнего управления юридическое лицо в течение восьми месяцев восстановит свою платежеспособность и сможет полностью рассчитаться со всеми кредиторами; при этом учредители готовы принять все необходимые решения. При всей очевидности целесообразности перехода к внешнему управлению суд принял единственное, соответствующее закону решение- о ликвидации должника, в ходе которой кредиторы получат только частичное удовлетворение своих требований.

Поэтому в Законе следовало бы установить, что если ликвидация была добровольной, то по решению учредителей (участников) юридического лица суд имеет право применить восстановительные процедуры (включая мировое соглашение), раз доказана целесообразность их применения в обычном порядке.

Интересно положение п.3 комментируемой статьи, в силу которого, если заявление о признании должника банкротом было подано в суд (и — соответственно производство по делу о несостоятельности возбуждено) до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных §1 гл.XI. Возможны два варианта толкования данной нормы. Первый — к указанным ликвидируемым должникам применяются только положения гл.VII Закона (т.е. ликвидация осуществляется по общим правилам); второй применяются положения гл.I-VIII, т.е. все возможные мероприятия конкурса (последний вариант более обоснован).

Обратим внимание, что в п.3 речь идет, очевидно, о любом ликвидируемом должнике, независимо от того, добровольной либо принудительной была ликвидация.

Статья 226. Последствия отказа от ликвидации должника в порядке банкротства

Статья определяет последствия несоблюдения порядка обращения в суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника. Если названные в Законе (в частности, в ст.224) лица не подали заявление о банкротстве, т.е. ликвидация была осуществлена в обычном, внеконкурсном порядке, окончание ликвидации будет невозможно, так как п.1 комментируемой статьи устанавливает, что нарушение указанных требований служит основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Норма вполне объяснимая, однако возникает вопрос о последствиях реальной ситуации, когда, например, без обращения к конкурсному праву была осуществлена ликвидация (в соответствии со ст.61-63 ГК РФ), удовлетворены требования кредиторов в определенной пропорции (в соответствии со ст.64 ГК РФ), после чего юридическому лицу совершенно обоснованно отказали в исключении из государственного реестра. Что делать после этого? Требовать у кредиторов возврата полученного, обращаться в суд и проводить конкурсное производство? Либо воспользоваться нормой п.2 комментируемой статьи, в соответствии с которой собственник имущества должника — унитарного предприятия, любой из учредителей (участников) должника — юридического лица, его руководитель, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), не обратившиеся в суд с заявлением о банкротстве должника, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования по обязательствам и обязательным платежам? В принципе, это, конечно, возможно, однако из Закона не следует, что юридическое лицо должно быть исключено из государственного реестра после ликвидации субсидиарной ответственности.

§ 2. Банкротство отсутствующего должника

Статья 227. Особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом

Статья устанавливает особенности инициирования конкурсного процесса в отношении отсутствующего должника.

Отсутствующий должник — должник-гражданин, местонахождение которого неизвестно, либо юридическое лицо, прекратившее свою деятельность, местонахождение руководителя которого установить невозможно (ст.230 Закона называет категории субъектов, которые не отвечают названным признакам, но к которым применяются положения о банкротстве отсутствующих должников). Регламентирующий банкротство отсутствующего должника §2 гл.XI исходит из того, что такой должник не имеет практически никакого имущества.

Читать еще:  Ликвидационная комиссия или ликвидатор в чем разница

Заявление о банкротстве отсутствующего должника может быть подано любым из кредиторов либо уполномоченным органом (сам должник этого сделать не может, хотя это иногда актуально, если речь идет о субъектах, названных в ст.230 Закона).

Важной особенностью банкротства отсутствующего должника является то, что при подаче заявления о его банкротстве не имеет значения размер задолженности. Закон не уточняет, обязательно ли соблюдение трехмесячного срока неисполнения обязательств. Поскольку об этом ничего не сказано, можно прийти к выводу о применении общих правил, однако в ряде случаев целесообразно было бы установить в Законе исключения и в отношении срока исполнения обязательств.

Уполномоченный орган может подать заявление о банкротстве отсутствующего должника, только если у этого должника есть средства, необходимые для финансирования процедур банкротства. Правительство РФ должно определить порядок и условия финансирования процедур в отношении отсутствующих должников.

Комментируемая статья не определяет, кто именно будет доказывать наличие минимальных средств у должника и имеет ли право кто-нибудь (например, учредитель юридического лица) представлять доказательства отсутствия этих средств.

Заметим, что кредитор может подать заявление о банкротстве и в тех случаях, когда у должника не хватает средств на финансирование процедур банкротства.

Статья 228. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника

Дела о банкротстве отсутствующих должников рассматриваются судьей арбитражного суда единолично (это установлено в п.4 комментируемой статьи) в течение сокращенного, по сравнению с общим, установленным ст.51 Закона, срока, который равен одному месяцу (общий срок — три месяца).

Рассматривая дело о банкротстве, арбитражный суд может принять только одно решение — о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Часть 2 п.1 устанавливает, что наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не проводятся. Очевидно, не заключается и мировое соглашение.

При вынесении решения о признании должника банкротом арбитражный суд назначает конкурсного управляющего (безусловно, возникнут проблемы, связанные с оплатой его деятельности, если средства у должника отсутствуют).

Конкурсный управляющий должен письменно уведомить всех известных ему кредиторов о признании должника банкротом, которым предоставляется месяц со дня получения уведомления на предъявление требований. Комментируемая статья не устанавливает последствия опоздания кредитора с заявлением требований, вследствие чего, очевидно, надлежит применять общие положения Закона.

Интерес вызывает положение п.3. Конкурсный управляющий, осуществляя ликвидационные мероприятия, может обнаружить имущество должника (это может быть как имущество, каким-то образом скрытое, что позволяет сделать вывод о неправомерных действиях руководителя должника либо иных лиц, так и имущество, поступившее должнику в рамках конкурса, например находившееся у третьих лиц без должных оснований). Если имущество у должника появилось, конкурсный управляющий может ходатайствовать в суд о прекращении упрощенной процедуры и переходе к процедурам банкротства, предусмотренным Законом. Из этого следует возможность применения всех, в том числе реабилитационных, процедур, хотя такое проблематично в силу наличия уже вынесенного решения о банкротстве должника.

Если у должника есть какое-либо имущество, оно реализуется (очевидно, реализация должна производиться по нормам гл.VII Закона с учетом особенностей статуса отсутствующего должника), после чего вырученные средства распределяются между кредиторами.

Не было необходимости давать в комментируемой статье отсылку к ст.134 Закона, в соответствии с которой осуществляется распределение средств, а также указание на то, что судебные расходы и расходы на выплату вознаграждения конкурсному управляющему осуществляются вне очереди. Очевидно, что при наличии других внеочередных кредиторов, названных в п.1 ст.134, их требования тоже будут удовлетворяться вне очереди.

Статья 230. Применение положений о банкротстве отсутствующего должника

Сопоставление положений комментируемой статьи с другими статьями §2 отчетливо выявляет затруднительное их применение на практике. Сам должник, как следует из п.1 ст.227, подать заявление о своем банкротстве не может; уполномоченные органы имеют такую возможность только при наличии у должника средств, достаточных для финансирования процедур банкротства (п.2 ст.227). Кредиторы, очевидно, не имеют никакой заинтересованности в заявлении о признании банкротом должника, у которого отсутствуют значительные (либо даже минимальные) средства.

Такое регулирование приводит к невозможности осуществления ликвидации отсутствующих должников (обычная ликвидация невозможна, так как у них не хватает средств для полного удовлетворения кредиторов, а заявлять о банкротстве при отсутствии у кредиторов такого желания будет некому). Возникнет крайне негативная ситуация, подобная существовавшей в связи с неурегулированностью данной проблемы Законом 1992 г. (Законом 1998 г. эта проблема была решена), — будут существовать юридические лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, но и не ликвидированные (у таких субъектов будут все реквизиты и регистрация в качестве юридического лица, что может быть использовано для различных злоупотреблений).

Упрощенная процедура несостоятельности

Пройти процедуру банкротства по упрощённой схеме может фирма с любой организационно-правовой формой. Однако этим правом не наделены индивидуальные предприниматели и физические лица. Этот способ признания несостоятельности подойдёт лишь тем юридическим лицам, которые уверены, что не смогут расплатиться по долговым обязательствам и готовы прекратить деятельность.

Упрощённая процедура позволяет миновать несколько этапов несостоятельности и, соответственно, сократить процесс банкротства. Помимо экономии времени, она ещё и сэкономит деньги компании. В таком случае дело обычно длится не более 7-8 месяцев (в обычном — в два раза дольше). Так, на закрытие реестра требований кредиторов в банкротстве выделяется 1 месяц.

В ходе процесса упрощенной системы к фирме не применяются:

  • наблюдение с целью определения финансового состояния организации;
  • внешнее управление;
  • финансовое оздоровление.

После обращения в суд сразу назначается конкурсное производство. Этот вид банкротства применяется в отношении (Гл. 11 Закона N127-ФЗ):

  • ликвидируемого должника;
  • отсутствующего должника;
  • специализированного общества и ипотечного агента.

В каждом случае есть свои особенности. Также инициация процесса банкротства бывает добровольной и принудительной (когда в суд обратились кредиторы или другие заинтересованные лица).

Порядок банкротства упрощенной процедуры

Все аспекты признания юрлица банкротом приведены в Федеральном законе РФ N127-ФЗ «О несостоятельности». Порядок и правила признания несостоятельности юридического лица в упрощённом режиме обозначены в Главе 11 Закона.

Особенности рассмотрения дела в случае подачи заявления уполномоченным представителем юридического лица или кредитором, в отношении ликвидируемого или отсутствующего будут различны. Во всех случаях упрощенной процедуры порядок действий примерно следующий:

  • обращение в Арбитражный суд с заявлением;
  • при наличии необходимых требований — инициация процесса признания юрлица неплатёжеспособным по упрощённой схеме;
  • привлечение управляющего для проведения конкурсного производства;
  • составление реестра кредиторов;
  • оценка и изъятие имущества фирмы;
  • реализация его на конкурсной основе;
  • распределение вырученных денег между кредиторами в установленном законом порядке очерёдности упрощенной процедуры банкротства;
  • по окончании конкурсного производства — ликвидация организации и списание оставшихся долгов.

Упрощенная процедура банкротства юридического лица

В случае, когда фирма не может платить по долгам, наиболее верным и быстрым будет начать упрощенную ликвидацию организации и заявить о несостоятельности. Причём последнее необходимо сделать не позднее 2 месяцев со дня публикации заметки о ликвидации. Самостоятельное заявление о банкротстве имеет ряд преимуществ:

  • выбор арбитражного управляющего;
  • контроль законности реализации активов во избежание недопустимых действий кредиторов;
  • юридическая защита при взыскании задолженностей;
  • возможность продолжать работать вплоть до момента ликвидации несостоятельной компании;
  • выбор покупателей активов фирмы.

Суть заявления заключается в признании несостоятельности и применения упрощенной процедуры банкротства фирмы. Для этого должны быть следующие обстоятельства:

  • присутствие уполномоченного человека (группы) для принятия решения о упрощенной ликвидации должника;
  • неимение серьёзных активов у фирмы (в ходе разбирательства проверят сделки юрлица на правомерность, при выявлении нарушений — оспорят);
  • наличие серьёзных долговых обязательств либо решений суда о взыскании;
  • неликвидный баланс (желательно).

Перечисленные пункты и запущенный процесс ликвидации — это обязательные условия применения упрощенной схемы несостоятельности.

После подачи заявления о банкротстве(по закону сделать это нужно в течение 10 дней с момента выявления признаков несостоятельности), назначенный арбитражный управляющий инициирует конкурсное производство. В ходе него будет произведены оценка и изъятие имущества фирмы, а затем оно будет распродано на конкурсной основе. Вырученные деньги будут переданы кредитору (или кредиторам).

Иными словами, происходит процедура банкротства в отношении ликвидируемого должника. Причины для признания организации банкротом и особенности рассмотрения дела обозначены в ст. 224-226 I параграфа ФЗ N 127-ФЗ.

Несостоятельность ликвидируемого должника

Процесс признания банкротства невозможно начать, если не начата ликвидация юридического лица. Для этого нужно:

  • выбрать ликвидатора либо собрать ликвидационную комиссию;
  • издать решение о ликвидации;
  • уведомить об этом ФНС;
  • опубликовать сообщение о ликвидации в следствии банкротства в «Вестнике государственной регистрации»;
  • произвести инвентаризацию имущества и сформировать промежуточный баланс.
Читать еще:  Соблюдение претензионного порядка

Отметим, что в случае выявления неплатёжеспособности до утверждения комиссии, упрощённая процедура несостоятельности невозможна. Однако если кредитор подаст заявление о признании организации банкротом после начала процедуры ликвидации, то она допускается.

Перед обращением в Арбитражный суд (не позднее, чем за 15 дней) ликвидируемый должник обязан опубликовать в официальном источнике уведомление об этом.

Если суд согласен с правомерностью банкротства, то начинается конкурсное производство. По закону оно может длиться не более 6 месяцев. В это время будет составлен реестр кредиторов, а управляющий займётся продажей активов фирмы, публикацией сведений об этом (ст. 128), удовлетворением требований кредиторов . После реализации всего имущества ликвидируемого должника, оставшиеся долги списываются.

На основании результатов упрощенной процедуры несостоятельности, а именно стадии конкурсного производства, суд вынесет постановление о ликвидации компании.

Банкротство отсутствующего должника

Ещё один случай, при котором применяется упрощённый способ банкротства, это отсутствие должника. Особенности такого дела закреплены в ст. 227-230 Закона.

Разбирательство инициируется по заявлению кредитора либо гос. органов (при наличии достаточных средств в активе отсутствующего юрлица для покрытия расходов). При этом размер задолженности не играет роли в случае:

  • должник отсутствует и где он находится — неизвестно;
  • активы не могут покрыть судебные издержки по делу о банкротстве;
  • по счетам организации не производились операции больше года;
  • другие доказательства отсутствия ведения бизнеса.

Заявление на переход к упрощённой схеме подаётся управляющим (п.3 ст.227)в процессе наблюдения или в процессе реструктуризации долгов. В таком случае дело о банкротстве продлится не более 3 месяцев. Но если в ходе разбирательства выяснится, что у юридического лица всё-таки есть активы, то будет проведена стандартная процедура банкротства (п.3 ст.228).

После её завершения, предприятие будет ликвидировано.

Упрощенная процедура банкротства физического лица

На сегодняшний день иного способа признания гражданина неплатёжеспособным, кроме как в общем порядке, действующим законодательством не предусмотрено. Однако соответствующие поправки в закон по поводу физлица рассматриваются в данный момент в Думе. Если законопроект не будет подвергнут большой переработке, то уже в следующем году физические лица смогут пройти процедуру признания их неплатёжеспособными по новой, более простой схеме. В соответствии с существующим законопроектом, воспользоваться процедурой банкротства можно будет при соответствии некоторым требованиям, среди которых:

  • долг в размере от 50 до 900 тысяч рублей;
  • кредиторов не больше 10;
  • заявитель не является предпринимателем.

Однако до утверждения законопроекта, сказать точно, как будет проходить дело по упрощённой схеме процедуры банкротства физического лица, нельзя.

Упрощенная процедура банкротства физического лица

Официально финансовую несостоятельность физического лица можно будет оформить в судебном учреждении в упрощенном порядке. Необходимо четко знать, какие выгоды несет упрощенная процедура банкротства физического лица, и какие недостатки у нее имеются.

Новости, касающиеся нового закона об упрощенной несостоятельности

Министерство развития нашей страны в области экономики предложило новый проект закона, в котором речь идет об упрощенном процессе признания физ. лица несостоятельным. Далее он был направлен в Госдуму на рассмотрение.

Доподлинно известно, что в Министерстве финансов он был одобрен, а значит, совсем не за горами то время, когда он будет окончательно принят.

Законопроекты разрабатывались сразу в нескольких важных инстанциях — Министерстве экономического развития и в Российском Союзе СРО. Естественно, между ними было много общего, но существовали и некоторые отличия. Именно они стали объектом критики двух этих организаций друг другом.

Чтобы прийти к общему мнению, нужно было исключить из обычной процедуры признания несостоятельности участие в деле арбитражных управляющих. Это предлагается сделать, но только тогда, когда денежных средств на это у заемщика нет.

В соответствие с существующим законодательством услуги арбитражного управляющего будут оценены в 100000-200000 рублей. Это становится главной причиной того, что должники все реже самостоятельно становятся инициаторами банкротства.

На данный момент доподлинно неизвестно, какая версия законопроекта станет окончательной. Что касается вопроса, когда вступит в силу данный закон, планируется, что его утвердят в конце 2018 года, а к середине 2019 он уже будет иметь полную силу.

В чем отличия упрощенного и обычного банкротства?

При упрощенном проведении процедуры будут продавать собственность, не пользуясь услугами арбитражного управляющего. Естественно, это далеко не все, чем отличается упрощенная процедура. Но данную особенность можно по праву назвать одной из наиболее важных.

Разберем более подробно возможные отличия упрощенного банкротства от привычной всем процедуры в случае принятия проекта закона.

  1. Величина задолженности при упрощенной системе должна колебаться в пределах 50000 — 700000 рублей, тогда как в обычной процедуре данный показатель начинается от 500000 рублей.
  2. Количество займодателей для упрощенной схемы не должно превышать 10, причем сюда входят банковские учреждения, налоговые службы и физические лица, а в обычном процессе их число может быть неограниченно.
  3. Что касается места проживания заемщика, то оно должно оставаться неизменным хотя бы 4 месяца до начала банкротства в случае с упрощенной процедурой, тогда как в обычной ограничений нет.
  4. Статус заемщика. При упрощенном банкротстве на заемщика накладываются ограничения. Так, он не должен быть предпринимателем либо учредителем компании. А вот при простом признании несостоятельности данные факты не помешают процессу.
  5. Инициатор процесса признания человека несостоятельным. При упрощенном банкротстве инициировать процедуру разрешается только самому заемщику, тогда как в обычном заявителем может стать любое заинтересованное лицо.
  6. Возможный результат банкротства. Только реализация собственности в упрощенном банкротстве, тогда как в обычном, кроме продажи имущества, предусмотрена реструктуризация задолженности.
  7. Величина заработной платы при упрощенном банкротстве вычисляется из уровня прожиточного минимума, причем он не должен превышать трех таких показателей ближайшие 6 месяцев до того, как началась процедура банкротства. При обычном банкротстве зарплата не имеет значения, однако решение о реструктуризации не примут, если оплата труда должника не превышает 30000 рублей. В данном случае сразу же начинается продажа собственности.
  8. Действия по отношению к собственности. В случае с упрощенным банкротством ее не заберут, если жилье является единственным у собственника, но когда оно оставлялось в залог по ипотеке, его, скорее всего, заберут. При обычном банкротстве действуют аналогичные условия.
  9. Заключение безвозмездных договоров. Три года, предшествующие процедуре упрощенного банкротства, отличаются тем, что собственник не имеет права заключать какие-либо сделки, особенно если это касается отчуждения недвижимости, стоимость которой превышает 200000 рублей. В противном случае несостоятельность будет признана фиктивной. Причем при обычном банкротстве предусмотрен такой же порядок.
  10. В обоих случаях должна отсутствовать судимость за экономические преступления.
  11. Услуги финансового управляющего. Воспользоваться услугами данного должностного лица во время упрощенного банкротства разрешается, если гражданин изъявит подобное желание. Принудить это сделать в данном случае нельзя. При обычном банкротстве арбитражный управляющий назначается в обязательном порядке в суде.
  12. Длительность процедуры составит примерно 4 месяца для упрощенной ситуации, и дойдет до полугода в общем случае.

Если говорить о порядке прохождения процедуры несостоятельности, то для двух способов банкротства он будет аналогичен. Физическое лицо должно подавать заявление в Арбитражный суд, имея на руках все необходимые документы и доказательства.

Несложно догадаться, что для гражданина предпочтительнее будет упрощенная процедура, ведь ему не нужно будет тратить лишние денежные средства на услуги арбитражного управляющего и оплачивать его работу в части продажи своей собственности.

Достоинства и недостатки упрощенного банкротства

Если спросить мнение юристов, то у них до сих пор нет общего мнения по поводу упрощенного банкротства. Кто-то считает, что оно спасает должников, кто-то имеет негативное мнение. Так или иначе, ясно одно — когда будет введен закон, многие люди смогут сообщить о своем финансовом неблагополучии, так как стоимость новой процедуры будет гораздо меньше. Это несомненный плюс, отметим еще некоторые достоинства данного процесса:

  • нет необходимости привлекать к процедуре финансового управляющего;
  • должнику предоставляется гораздо больше прав при признании несостоятельности в судебном порядке;
  • список займодателей не составляется;
  • будущий банкрот имеет право сам продать свою собственность.

Однако, несмотря на неоспоримые достоинства, у процедуры есть и недостатки:

  • физ.лицо должно доказать, что уровень его дохода действительно невысок, в противном случае процедура упрощенного банкротства будет недопустима;
  • займодателей должно быть не более 10. Если количество кредиторов превышает допустимый предел, об упрощенной процедуре не может быть и речи;
  • будущий банкрот должен проживать хотя бы 4 месяца на одном и том же месте до инициации процесса;
  • нет проверки на добросовестность заемщика, на фиктивность банкротства и на наличие у банкрота собственности;
  • физическое лицо не имеет право заключать никакие сделки с отчуждением собственности до того, как банкротство не будет оформлено;
  • кредитор вправе попробовать убедить представителей судебного учреждения в необходимости прохождения стандартной процедуры банкротства с привлечением услуг арбитражного управляющего. Если такое произойдет, право выбора данного должностного лица будет у займодателя, а не у дебитора;
  • отсутствует проверка займодателей, суд исходит из того списка, который предоставит должник. Здесь еще не решены все нюансы, ведь получается, что если дебитор кого-то специально не внесет в свой список, шансы вернуть денежные средства обратно у данного кредитора стремятся к нулю;
  • также окончательно не решен вопрос с продажей собственности. Предполагается, что этим вопросом будет заниматься банкрот, но в данном случае не установлен порядок контроля за ним;
  • при упрощенном банкротстве отсутствует процедура реструктуризации задолженности.
Читать еще:  Определение банкротства регулируется

Документы для упрощенного банкротства

Для упрощенного банкротства необходимо будет подготовить практически те же документы, что и для простого, а именно:

  • личные бумаги заемщика;
  • сведения о его задолженностях;
  • о его займодателях;
  • информация о доходах;
  • а также документация, подтверждающая его неплатежеспособность.

Процедура упрощенного банкротства

Предполагается, что для прохождения процедуры по упрощенной схеме нужно:

  1. собрать всю вышеперечисленную документацию;
  2. написать заявление в суд;
  3. составить список имеющейся собственности (можно включить данную информацию в исковое заявление либо написать отдельный документ);
  4. составить перечень кредиторов;
  5. передать всю документацию в Арбитражный суд;
  6. дождаться, когда подойдет очередь для заседания суда по данному вопросу (секретарь суда уведомляет о дате, на которую назначена процедура);
  7. получить на руки судебное решение;
  8. продать собственность.

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что упрощенное банкротство подойдет физическим лицам, не обладающим ценным имуществом, стоимость которого превышает 500000 рублей, а также людям с отличной кредитной историей.

Банкротство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника

Банкротство помогает взыскать неподъёмные для заёмщика долги с минимальным для него ущерба. Для кредитора признание должника банкротом — подчас единственный способ хотя бы частично вернуть долги в обозримом будущем, обеспечив финансовое оздоровление своего бизнеса. Однако этот процесс сам по себе требует существенных финансовых затрат — если осуществлять взыскание задолженности перед кредиторами по общепринятой схеме. Чтобы стороны могли сэкономить средства, предусмотрена упрощённая процедура банкротства.

Что такое упрощённое банкротство, и чем оно принципиально отличается от общего? Главное отличие состоит в том, что запустить её может лишь сам должник, а не кредиторы или государственные контролирующие органы. Если подача заявления о несостоятельности уже осуществлена кредиторами, то, согласно действующему законодательству, должник обязан полностью пройти все стадии банкротства в обычном порядке.

Преимуществом упрощённой схемы для кредиторов является, прежде всего, отсутствие у должников стимула затягивать процесс. Таким образом, заимодавцы получают возможность быстрее вернуть свои деньги.

Для заёмщика преимуществ гораздо больше:

  • отсутствие внешнего управления;
  • отсутствие кредиторского реестра;
  • отсутствуют наблюдение и финансовый анализ;
  • возможность для потенциального банкрота самостоятельно реализовать своё имущество в счёт уплаты долга;
  • возможность самостоятельного составления списка заимодавцев, которым требуется выплатить долг;
  • упрощённое банкротство обойдётся на 30–50% дешевле обычного.

Основанием для упрощённой процедуры признания финансовой несостоятельности служит параграф 1 главы 11 ФЗ «О банкротстве». Благодаря этому законодательному документу определяется порядок расчётов с кредиторами и т. п. 224-я статья этого закона определяет основную причину несостоятельности — более низкую оценочную стоимость имущественных объектов заёмщика по сравнению с суммарной величиной долга. Это является основанием для включения лица в реестр сведений о банкротстве, обращения в арбитраж с целью инициировать процедуру реализации активов ликвидируемого должника.

В соответствии с этой статьёй, обратиться в судебные инстанции предоставляется владельцам собственности, одному из учредивших юрлицо или руководителю с целью ликвидировать предприятие.

Статья 225 этого законодательного акта предусматривает специфику упрощённой процедуры финансового банкротства. Именно в соответствии с этой статьёй при ликвидации предприятия по упрощённой схеме не назначаются внешнее наблюдение и финансовый анализ.

Основные принципы

Упрощённая процедура банкротства является законным методом, позволяющим ликвидировать предприятие в результате инициативы одного из участников в соответствии с решением арбитража. Эта схема применима как к физическим, так и к юридическим лицам, если их основные средства, а также активы в финансовом эквиваленте существенно уступают сумме имеющегося долга.

Инициируется такое банкротство его участниками. После заявление о признании банкротства вместе с необходимыми документами подаётся на рассмотрение арбитражным судом.

Из-за того, что при упрощённой схеме отсутствуют наблюдение, какой бы то ни было финансовый анализ, и сроки, а также процедуры существенно сокращены:

  • время на подачу заявления о финансовой несостоятельности в судебную инстанцию — 10 дней;
  • для предъявления финансовых и иных требований кредиторов отводится не более месяца;
  • в РФ ликвидация по упрощённому порядку длится от полугода до года.

Несостоятельность физического лица предусматривает реализацию всех активов, задействованных в предпринимательстве для погашения финансовой задолженности всем кредиторам, в том числе продажу залогового имущества. Долги могут быть частично списаны, кроме задолженностей государственным органам и госфондам, осуществляющим обязательное страхование.

Если деятельность производилась физлицом не самостоятельно, а с привлечением наёмного труда, погашение задолженностей по оплате трудовой деятельности наёмных работников также становится обязательным.

Упрощённая форма признания финансовой несостоятельности существует также для юрлица. В случае финансовой несостоятельности юрлица это происходит на основании решения, принятого общим собранием, на котором составляют протокол для фиксации обсуждения, назначается ликвидатор, и определяется схема ликвидации.

Далее, упрощённый процесс включает в себя:

  • сбор всей необходимой документации, подающейся в арбитраж;
  • подачу необходимых документов в соответствующую судебную инстанцию;
  • рассмотрение документации судом, а после — признание банкротства;
  • проведение конкурсного производства с оповещением работников и центра занятости о массовом увольнении;
  • процедуру оценки имущества и реализации средств;
  • погашение долгов перед заимодавцами;
  • отчёт, который должен подаваться управляющим по арбитражу в судебную инстанцию;
  • списание задолженностей;
  • процедуру, в результате которой организацию исключают из ЕГР;
  • сдачу в архивы имеющейся у предприятия документации, аннулирование лицензии и уничтожение атрибутов.

У упрощённой процедуры финансового банкротства много общего с обычной, несмотря на то, что в целом она проще и завершить её можно гораздо быстрей.

При несостоятельности как юрлиц, так и физлиц возникают некоторые нюансы. И те и другие должны получить в судебной канцелярии бланк для заявления и заполнить его. Заявитель (должник или его доверенное лицо) обязан присутствовать во время подачи заявления.

Упрощённое банкротство юрлиц возможно при подаче следующих документов:

  • учредительной документации юрлица;
  • решения о назначении гендиректора;
  • личных документов учредителей;
  • ИНН;
  • выписки согласно реестру;
  • архивной, а также бухгалтерской документации за последние пять лет;
  • документации, которая подтверждает долговые обязательства.

Физическим лицам для упрощённой процедуры следует предоставить:

  • паспортные данные, ИНН;
  • подтверждения обязательств в виде кредитных договоров, различных расписок и т. д.;
  • документацию, подтверждающую, что судебные расходы оплачены;
  • подборку всех относящихся к делу квитанций, банковских и налоговых документов;
  • страховой полис (копию);
  • другую документацию, свидетельствующую о финансовой несостоятельности лица.

Говоря о реализации собственности должника, необходимо чётко знать, какие основные виды имущества подлежат или не подлежат продаже за долги. В частности, согласно закону о банкротстве граждан, невозможна реализация единственного жилья должника, если это единственное жильё, и оно не приобретено в залог. При этом не имеют значения ни общая площадь, ни число квадратных метров на человека. Реализовать жилплощадь могут лишь в случае, если за неё ещё не выплачен ипотечный кредит.

Сколько стоит

Банкротство, совершаемое по упрощённой схеме, стоит гораздо дешевле, чем по стандартной. Если последнее обходится приблизительно от 50 тысяч руб., то при упрощённой процедуре есть возможность сэкономить до половины этой суммы (т. е. от 25 тысяч), не привлекая финансового управляющего. Кроме того, расходы можно немного сократить за счёт отсутствия реструктуризации задолженности.

Минусы закона

Упрощённая процедура в нынешнем виде, помимо очевидных достоинств, имеет ряд существенных недостатков. Главная проблема в том, что при упрощённой схеме должник знакомит суд с тем списком кредиторов, который он формирует самостоятельно. Поэтому недобросовестному заёмщику всегда легко пропустить одного или нескольких заимодавцев при составлении списка. Причём в законе абсолютно не прописано, как должен действовать в такой ситуации арбитражный суд. Тем более что проверка заёмщика на добросовестность при упрощённом процессе банкротства полностью отсутствует.

Кроме того, в новом законе не указаны механизмы, способные выявлять фиктивную несостоятельность. При поступлении в собственность заёмщика какого-либо имущества он самостоятельно уведомляет арбитраж, но судебная инстанция не может это проконтролировать. А также не прописан порядок реализации собственности за долги.

Остаётся надеяться, что практика банкротства по упрощённой схеме чётко укажет законодателям, какие изменения в ФЗ следует внести в этом случае.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector