Содержание

Юрисдикция арбитражных судов

Третейский суд

Третейский суд – это единоличный арбитр (третейский судья) или коллегия арбитров, избранные в согласованном порядке сторонами или назначенные Арбитражным учреждением для разрешения спора, возникшего из гражданско-правовых отношений.

Третейский суд рассматривает споры между юридическими лицами, юридическими лицами и гражданами, а также граждан между собой.

Виды третейских судов

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

общеевропейский третейский суд;

федеральный третейский суд;

местный третейский суд.

Какие дела рассматривает третейский суд

Третейские суды рассматривают те же дела, что и арбитражные суды и суды общей юрисдикции, но с некоторыми исключениями.

Стороны могут передать в третейский суд дела, связанные с:

— корпоративными спорами, то есть спорами о «внутренних делах» компании:

о принадлежности акций;

долей в уставном капитале;

об ущербе, причинённом компании действиями её руководства и т.д.

— договорами (подряда, поставки, купли-продажи, аренды, мены, перевозки и любыми другими договорами);

— финансовыми отношениями между компаниями;

— защитой деловой репутации.

Отличия третейского суда от арбитражного и суда общей юрисдикции

Главное отличие: третейские суды создаются компаниями, арбитражные суд и суды общей юрисдикции учреждаются государством.

Но есть и другие отличия:

— В возможности обратиться в суд:

в третейские суды стороны обращаются только по взаимному согласию. Требуется оформление арбитражного соглашения, в котором стороны указывают, что они обязуются обратиться в третейский суд при возникновении спора. Если стороны не договорятся, то придётся идти в арбитражный суд;

для обращения в арбитражные суды и суды общей юрисдикции никаких договорённостей ни о чем не нужно.

— В части назначения судей:

в третейских судах стороны сами определяют количество судей третейского суда (арбитров) и сами их выбирают;

в арбитражных судах и судах общей юрисдикции стороны никак не могут повлиять, какой судья или судьи будут разбирать их дело.

— В части оплаты работы судов:

в третейском разбирательстве стороны оплачивают работу арбитра и его расходы на производство по делу, в том числе расходы на проезд и подобные. Также стороны оплачивают работу переводчиков и экспертов и другие расходы третейского суда;

арбитражные суды и суды общей юрисдикции финансируются государством.

— В части полномочий судов:

третейский суд сам определяет пределы своих полномочий;

полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции определены законами, то есть государством.

Почему компании обращаются в третейские суды

Компании обращаются в третейские суды по следующим причинам:

разбирательство в третейских судах проходит, как правило, быстрее, чем в арбитражных;

третейские суды куда менее формальны, чем арбитражные суды;

участники спора могут выбирать арбитра сами, ориентируясь на профессиональные качества третейского судьи;

как правило, авторитет третейских судов более высокий по сравнению с арбитражными судами.

Третейское соглашение

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в разделе «Порядок разрешения споров» договора или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).

Третейская оговорка может быть трех видов:

альтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в , или в »;

безальтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в »;

конкретизирующая оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Споры, связанные с передаются на разрешение в . Все остальные споры передаются на разрешение в ».

Требования к третейскому судье

Арбитр (третейский судья) — это физическое лицо достигшее возраста 25 лет.

Если третейский судья председательствует в коллегии или рассматривает дело единолично, то он:

обязан иметь высшее юридическое образование;

не должен иметь не снятую или не погашенную судимость.

Также должны отсутствовать какие-либо компрометирующие сведения.

Порядок третейского судопроизводства

В третейский суд с иском может обратиться любое юридическое или физическое лицо.

Иск может быть в отношении любого юридического или физического лица.

Основание для принятия иска к рассмотрению третейским судом

Основанием для принятия иска к рассмотрению третейским судом является третейское соглашение — письменное соглашение сторон о передаче спора по заключенному между ними договору в конкретный третейский суд.

Истец уплачивает третейскому суду третейский сбор, в порядке и размере установленном регламентом.

Рассмотрение иска чаще всего проходит в одно судебное заседание.

Состав третейского суда для разрешения иска

Состав третейского суда для разрешения иска может определяться либо регламентом третейского суда, либо третейским соглашением.

Состав третейского суда может быть единоличным или коллегиальным. В первом случае судья выбирается сторонами либо назначается председателем суда. Во втором случае стороны предлагают своих арбитров, которые затем выбирают председательствующего третейского судью из списка судей третейского суда.

Результат третейского разбирательства

Результат третейского разбирательства оформляется судебным решением, которое незамедлительно становится обязательным, если в третейской записи стороны не предусмотрели иного.

Исполнение решения третейского суда

Решение третейского суда подлежит немедленному добровольному исполнению.

Если решение третейского суда не исполнено добровольно, то оно подлежит принудительному исполнению.

В этом случае государственный суд вызывает стороны третейского разбирательства и предлагает им заявить о наличии оснований для отказа в выдаче исполнительного листа. Если оснований нет, то выдаётся исполнительный лист, который взыскатель имеет право направить в Федеральную службу судебных приставов либо в определённых законом случаях осуществить принудительное взыскание самостоятельно.

Штрафные санкции за неисполнение решения третейского суда

За неисполнение решения третейского суда проигравшей стороной добровольно, третейским соглашением или регламентом может быть предусмотрен штраф.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Административная юрисдикция арбитражных судов

Арбитражные суды являются специализированными экономическими судами, и их подведомственность определена как подведомственность судов специализированных. Арбитражное рассмотрение дел, по существу, является правосудием хозяйственного суда, действующего в сфере экономики. Правосудие этого суда направлено на разрешение двух основных видов дел: гражданских и административных (возникающих из административных правоотношений). Отсюда необходимо говорить о двух видах юрисдикции этого хозяйственного суда: гражданской и административной — и соответственно, о двух формах судопроизводства: по гражданским и административным делам. Конституционный Суд РФ выделил в ряде своих постановлений административное судопроизводство как одну из форм осуществления судебной власти арбитражным судом 10 .
В соответствии с действующим законодательством арбитражные суды в порядке административного судопроизводства (ст. 29 АПК РФ) рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской или иной экономической деятельности.

· В подведомственность арбитражного суда входит четыре основных категории таких дел:

1. об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральный закон их рассмотрение относит к компетенции арбитражного суда;

2. об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных и муниципальных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности;

3. об административных правонарушениях, если федеральный закон их рассмотрение относит к компетенции арбитражного суда;

4. о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральный закон не предусматривает иной порядок их взыскания. Эти дела возбуждаются по искам государственных и муниципальных органов, наделенных контрольными полномочиями, к организациям и индивидуальным предприятиям о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей и санкций. Иск может быть предъявлен, если требование об уплате взыскиваемой суммы не исполнено ответчиком в добровольном порядке.

Этот перечень административных дел, входящих в подведомственность арбитражных судов, не является закрытым. Закон может относить к их ведению и иные дела из публично-правовых отношений, например:

· о возврате налогоплательщикам и налоговым агентам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов или излишне внесенных сумм налогов, сборов, пеней (гл. 12 Налогового кодекса РФ);

Читать еще:  Решение суда о

· о ликвидации юридических лиц (п. 16 ст. 31 Налогового кодекса и ст. 26 Закона «О государственной регистрации юридических лиц» 2001 г.);

· об аннулировании лицензий (ст. 13 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» 2001 г. и др.).

Параметры административной юрисдикции арбитражного суда определяются не только подведомственностью административных дел, но и их подсудностью. Для рассмотрения административных дел в Высшем арбитражном суде (ВАС) РФ в соответствии со ст. 11 ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации» и гл. 1-2 раздела II «Регламента арбитражных судов Российской Федерации» создаются специализированные органы — судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административно-правовых отношений, а также судебные составы по административным делам численностью не менее 5 судей, формируемые из членов данной коллегии. Судебная коллегия по административным делам ВАС РФ рассматривает в первой инстанции административные споры, которые ст. 34 АПК отнесены к компетенции ВАС РФ. Это — споры о признании недействующими (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан. К компетенции ВАС относятся также дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Критерием разграничения компетенции ВАС РФ и компетенции арбитражных судов является родовая подсудность дел, позволяющая методом исключения установить подсудность административных дел арбитражным судам субъектов РФ. Эти суды рассматривают в первой инстанции практически все дела, возникающие из административно-правовых отношений, за исключением тех, которые отнесены к ведению ВАС РФ. При этом ВАС РФ не может принять к своему производству и разрешить дело, подсудное арбитражному суду субъекта Федерации. Арбитражные суды субъектов Федерации являются основным звеном системы арбитражных судов, и в их структуре также образуются судебные коллегии и судебные составы по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Третье звено в системе арбитражных судов — федеральные арбитражные суды округов, которые не вправе рассматривать по первой инстанции никакие дела. Их назначение — проверка в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, а также рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам. В их структуре также действуют судебные коллегии по административным делам, а в рамках данной коллегии могут быть образованы соответствующие судебные составы.
Участники административного судопроизводства в арбитражном суде — это те субъекты, которые непосредственно заинтересованы в исходе административного дела. Они выступают в процессе от своего имени и способны влиять на его ход благодаря предоставленному им комплексу процессуальных прав.

· В состав участников административного судопроизводства в арбитражном суде входят:

o суд (судьи), непосредственно разрешающий конкретное административное дело;

o лица, участвующие в деле (стороны, третьи лица), защищающие свои либо чужие права и законные интересы и имеющие юридическую заинтересованность в исходе дела;

o представители, которые обеспечивают лицам, участвующим в деле, возможность их участия и представляют их интересы;

o иные участники процесса, содействующие осуществлению правосудия (свидетели, эксперты, переводчики и т.д.).

В любом административно-правовом споре, рассматриваемом арбитражными судами, имеются как минимум две стороны, одна из которых обязательно представлена государственным и иным органом. Эти органы могут выступать в двух качествах: либо в качестве заявителя, либо в качестве ответчика. В качестве заявителя они участвуют в процессе путем предъявления иска в защиту государственных и общественных интересов.
Право на обращение в арбитражный суд с заявлением в защиту интересов государства и общества государственные и иные органы имеют только в случаях, предусмотренных законом. Так, антимонопольные органы имеют право обращаться в суд с заявлением по делам, связанным с нарушением антимонопольного законодательства, с признанием недействительными актов органов управления (ст. 12 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). С исковым заявлением могут обращаться также налоговые органы (ст. 104 Налогового кодекса), таможенные органы (ст. 367 Таможенного кодекса) и др. Основанием вступления государственных и иных органов в судебный процесс является их заинтересованность в исходе дела, вытекающая из возложенных в силу компетенции обязанностей и властных полномочий.
Государственные органы, защищая публичные интересы, участвуют в деле в качестве стороны в силу императивности их компетенции. Иными словами, государственный орган не может не осуществлять возложенные на него юридическими нормами права и обязанности, поскольку они даны ему не для обслуживания собственных интересов, а для деятельности во благо общества. Так, налоговый орган, выявив налоговое правонарушение, не может не привлечь нарушителя к ответственности, т.е. обязан реализовать свои властные полномочия. Однако орган не может взыскать с него налоговую санкцию самостоятельно (денежный штраф), ибо закон обязывает сначала предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции с указанием срока и порядка ее уплаты. Если нарушитель отказывается в добровольном порядке уплатить штраф, то налоговый орган в силу своей компетенции обязан обратиться с иском в суд. В свою очередь, налогоплательщик вправе (ст.ст. 137 и 138 Налогового кодекса) оспорить в суде решение о привлечении к налоговой ответственности и требование об уплате налоговой санкции, положенных в основу предъявленного к нему иска. Отсутствие такого заявления со стороны нарушителя не дает налоговому органу права произвести взыскание штрафа в бесспорном порядке 11 .
Таким образом, предъявляя заявления в арбитражный суд, государственные органы не только обязаны реализовать возложенные на них полномочия, но и должны действовать в пределах своей компетенции.
В административном судопроизводстве государственный орган может выступать в роли ответчика по спорам, предусмотренным пп. 1, 2 ст. 29 АПК. На практике заявления организаций, граждан-предпринимателей к государственным органам сводятся чаще всего к требованию признать недействительными те или иные индивидуально-правовые акты этих органов. В основании таких заявлений лежат доказательства нарушения данными органами законов или иных нормативных актов посредством совершения неправомерных действий или принятия неправомерных индивидуально-правовых актов.
Государственные органы могут выступать в качестве ответчиков при предъявлении заявления не только организациями и гражданами-предпринимателями, но и другими государственными органами. В этом случае сторонами в судебном процессе выступают два государственных органа. Так, арбитражные суды рассматривают заявления, предъявляемые комитетами по управлению имуществом субъектов РФ к Госкомимуществу России. Эти споры чаще всего связаны с определением законности и обоснованности распорядительного акта органа по управлению имуществом. Государственные и иные органы могут выступать в качестве истцов и ответчиков как обычные субъекты гражданского оборота, например, по искам, связанным с использованием коммунальных услуг, причинением вреда имуществу и т.д. В таких случаях государственный орган занимает положение обычной стороны, и дело в арбитражном суде рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

Арбитражные суды: система судов, подведомственность и подсудность дел

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понятие » подведомственность арбитражного суда» заменяется понятием » компетенция арбитражного суда» (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Понятие арбитражных судов

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 4) и Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ст. 1) арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров , возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений.

Деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции. В этом плане арбитражные суды являются одновременно судами частного и публичного права , разрешая споры, возникающие из соответствующих правоотношений.

Арбитражные суды имеют:

    1. собственную подведомственность;
    2. специфику порядка судопроизводства (установленную АПК РФ).

Таким образом, арбитражные суды — это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральными законами.

Судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, признаются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации, а на основании международных договоров и федеральных законов — и за пределами России.

Система арбитражных судов

В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» система арбитражных судов в Российской Федерации включает:

    1. арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
    2. арбитражные апелляционные суды;
    3. арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
    4. специализированные арбитражные суды.
Читать еще:  Реализация имущество должников

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» не входит в систему арбитражных судов в РФ.

Арбитражные суды округов являются (ст. 24 ФКЗ):

  • судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции;
  • судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Кроме того, арбитражный суд округа пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты (ст. 26 ФКЗ).

Всего образовано 10 арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

  1. проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  2. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  3. осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами.

В настоящее время образован 21 арбитражный апелляционный суд.

В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

  1. рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;
  2. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Закон допускает также создание так называемых судебных присутствий арбитражных судов первой инстанции и арбитражных апелляционных судов (ч. 2 ст. 33.2 ФКЗ, ст. 35 ФКЗ), т.е. обособленных подразделений соответствующего арбитражного суда вне места постоянного пребывания этого суда для осуществления его полномочий. Они могут быть образованы для целей приближения правосудия к месту нахождения участников процесса, проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами. Создаются они по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Подведомственность дел арбитражному суду

Подведомственность — это свойство гражданских дел, благодаря которому они относятся к компетенции того или иного органа; иначе — это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на

Правила исключительной (специальной) подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного состава и других критериев. Использование этих правил позволяет разграничить предметы ведения арбитражных судов с судами общей юрисдикции.

Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным судам (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на:

    • договорную (определяемую взаимным соглашением сторон);
    • императивную (дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности);
    • альтернативную (по выбору лица, ищущего защиты своих прав).

Критерии подведомственности дел арбитражным судам:

1) Характер или предмет дела — спор либо иное дело должны:

    1. носить экономический характер и
    2. быть связаны с предпринимательской либо иной экономической деятельностью.

2) Субъектный состав сторон:

Согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:

    • организаций, являющихся юридическими лицами;
    • граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ИП);
    • РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане) — в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

3) Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора

Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи.

4) Спорность либо бесспорность права

Такой критерий, как спорность либо бесспорность права, разграничивает подведомственность юридических дел между арбитражными судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов.

5) Характер нормативного акта

При определении подведомственности дел в сфере нормоконтроля следует исходить из необходимости прямого указания закона о возможности оспаривания нормативных правовых актов. Кроме того, в целом подведомственность в сфере нормоконтроля может быть весьма сложна для определения, поскольку в данной сфере компетенцией наделены Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Подсудность дел арбитражным судам

Институт подсудности разграничивает подведомственные арбитражным судам дела между различными звеньями судебно-арбитражной системы.

Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности:

Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня .

По общему правилу все споры, подведомственные арбитражному суду, разрешаются арбитражными судами субъектов РФ, за исключением споров, отнесенных к подсудности (ст. 34 АПК РФ):

    • арбитражных судов округов;
    • Суда по интеллектуальным правам.

Кроме того, согласно ст. 10 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации.

Арбитражные суды округов рассматривают в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение (ст. 24 ФКЗ):

    • права на судопроизводство в разумный срок или
    • права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 3 ст. 34 АПК РФ).

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена , т.е. краевых, областных и приравненных к ним арбитражных судов субъектов РФ.

Территориальная подсудность может быть:

Общая подсудность

В соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ). Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Альтернативная подсудность

Правила альтернативной подсудности по выбору истца установлены ст. 36 АПК РФ:

    • иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в РФ;
    • иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков;
    • иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории РФ имущества ответчика;
    • иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора;
    • иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.

Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.

Исключительная подсудность

Исключительная подсудность характеризуется тем, что дело должно быть рассмотрено только строго определенным в АПК РФ арбитражным судом (ст. 38 АПК РФ), например:

    • иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества;
    • иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации;
    • иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика;
    • заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника, и т.д.
Читать еще:  Как проверить банкротство компании

Подсудность по связи дел

Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор .

Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ).

Договорная подсудность

В соответствии с правилами договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная в АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторон (пророгационные соглашения).

Подведомственность дел арбитражным судам.

Подведомственность – это относимость определенных категорий дел к ведению различных государственных или иных органов и организаций, которые в силу своей компетенции рассматривают соответствующие дела и разрешают их по существу.

Основная задача института подведомственности заключается в распределение видов споров между судами в Российской Федерации с учетом специализации отдельных звеньев судебной системы.

Подсудность — это совокупность правовых норм, которая регулирует относимость дел, подведомственных судам, к ведению конкретного суда судебной системы Российской Федерации для их рассмотрения по первой инстанции. Подробнее на странице подсудность.

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 АПК РФ, по соглашению сторон возникающий из гражданских правоотношений спор, подведомственный арбитражному суду, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, завершающего рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение в третейский суд.

Однако есть исключения: не может быть передано на рассмотрение в третейский суд дело о банкротстве (п. 3 ст. 33 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»), а также спор при наличии в договоре медиативной оговорки (пункт 5 статьи 5 Федерального закона № 102-ФЗ от 21.11.2011 г. «О третейских судах в РФ»).

Подведомственность дел арбитражным судам

Основными критериями для определения подведомственности споров арбитражным судам служат характер (предмет) правоотношений и субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений.

Так, в соответствии со статьей 27 АПК РФ:

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, а также другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности с участием:

— организаций, являющихся юридическими лицами;

— граждан, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеют статус индивидуального предпринимателя;

— Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований;

— государственных органов, органов местного самоуправления и иных, должностных лиц;

— образований, не имеющих статуса юридического лица;

— граждан, которые не имеют статуса индивидуального предпринимателя.

Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу в том числе, если в дальнейшем к участию в деле будет привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, гражданин, который не имеет статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных и международных организаций, с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Согласно характеру правоотношений и субъектному составу арбитражный суд разрешает:

1. В соответствии со статьей 28 АПК РФ экономические споры и другие дела, возникающие из гражданских правоотношений;

2. В соответствии со статьей 29 АПК РФ экономические споры, а также другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:

— об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации рассмотрение таких дел отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

— об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, а также организаций, наделенных в соответствии с законодательством отдельными государственными или другими публичными полномочиями, и должностных лиц;

— об административных правонарушениях, когда в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

— споры о взыскании с организаций и граждан, которые осуществляют предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, если действующим российским законодательством не предусмотрен другой порядок их взыскания;

— другие дела, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений, если российским законодательством их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Арбитражному суду также подведомственны:

  • дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав юридических и физических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 30 АПК РФ);
  • дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, которые возникают в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • дела о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, которые возникают в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 31 АПК РФ);
  • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, иностранных арбитражных решений по спорам, которые возникают в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 32 АПК РФ).

Специальная подведомственность

Независимо от того, кто является участниками правоотношений, порождающих спор или требование, организации, индивидуальные предприниматели или другие организации и граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, арбитражный суд рассматривает следующие дела (специальная подведомственность в соответствии со статьей 33 АПК РФ):

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по корпоративным спорам (статья 225.1 АПК РФ):

— споры, которые связаны с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц;

— споры, которые связаны с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ (товариществ), паев членов кооперативов, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав,

При этом исключение составляют споры, которые вытекают из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, а также споры, возникающие в связи с разделом наследственного имущества или разделом общего имущества супругов, включающего в себя акции, доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ (товариществ), паи членов кооперативов.

— споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий их недействительности;

— споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих (входивших) в состав органов управления и органов контроля организации, а также споры, возникающие из гражданских правоотношений, между указанными лицами и организацией в связи с осуществлением либо прекращением, приостановлением полномочий упомянутых лиц;

— споры, связанные с эмиссией ценных бумаг, а также с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов (органов местного самоуправления и других), должностных лиц, решений органов управления эмитента, с оспариванием сделок, совершенных во время размещения эмиссионных ценных бумаг, отчетов (уведомлений) об итогах выпуска либо дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг;

— споры, которые вытекают из деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг, связанной с учетом прав на акции, на другие ценные бумаги, с осуществлением держателем реестра владельцев ценных бумаг других прав и обязанностей, предусмотренных российским законодательством в связи с размещением и (или) обращением ценных бумаг;

— споры о созыве общего собрания учредителей, участников, членов юридического лица;

— споры об обжаловании решений органов управления юридических лиц;

— споры, которые вытекают из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью.

3) по спорам об отказе в госрегистрации, уклонении от госрегистрации юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и другие ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных российским законодательством иных прав и обязанностей;

5) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием (реорганизацией, ликвидацией), организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, которые входят в их органы;

6) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием юридических лиц, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, по спорам, которые отнесены к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с ч. 4 ст. 34 АПК РФ;

7) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности;

8) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, которые предусмотрены российским законодательством .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector