План внешнего управления должен предусматривать

План внешнего управления

Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства.

План внешнего управления должен:

— соответствовать требованиям, установленным федеральными законами;
— предусматривать срок восстановления платежеспособности должника;
— содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.

План внешнего управления должен предусматривать разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или имеются основания для перераспределения компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов.

План внешнего управления в соответствии с основными требованиями утвержденной типовой формой должен иметь следующую структуру:

1. Общая характеристика предприятия – полное и сокращенное наименование предприятия, присвоенные коды, дата и регистрации, номер регистрационного свидетельства, форма предприятия, почтовый и юридические адреса, банковские реквизиты, организационная структура предприятия, характеристики менеджеров, отвечающих за результаты работы.
2. Краткие сведения по плану внешнего управления (резюме) – сроки реализации плана, сумма необходимых финансовых средств, финансовые результаты реализации плана.
3. Анализ финансового состояния предприятия – характеристика учетной политики предприятия (методики отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества), сводная таблица финансовых показателей с их динамикой за последние три года, комментарии к ней и основные выводы.
4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности – таблица с перечнем мероприятий по восстановлению платежеспособности. Каждое мероприятие должно характеризоваться: наименованием мероприятия, сроком реализации (завершения) мероприятия – квартал года, суммой необходимых для реализации средств, суммой поступлений средств от реализации на протяжении всего внешнего управления, сумма чистых поступлений средств от реализации мероприятия (разность сумм поступления средств и затрат на реализацию).
5. Рынок и конкуренция. Деятельности в сфере маркетинга.
6. План производства и реализации продукции. Итогом данного раздела плана должна быть поквартальная динамика на весь период внешнего управления следующих показателей: объем производства и реализации продукции, работ, услуг; себестоимость; результат от реализации; внереализационные операции (сальдо); балансовая прибыль; платежи из прибыли; чистая прибыль.
7. Финансовый план. Итоговая таблица финансового плана должна содержать поквартальную разбивку на весь период внешнего управления показателей, рассчитанных на основе результатов реализации мероприятий по восстановлению платежеспособности и итоговых показателей плана производства и реализации продукции.
8. Заключение. В данном разделе целесообразно отразить очередность и сроки погашения по очередям с кредиторами. Эта информация может быть приведена в виде графика выплаты средств.

Обоснованием возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок в процедуре внешнего управления являются результаты финансового плана, показывающие превышение поступлений средств над общей задолженностью предприятия на момент введения внешнего управления.

Рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана внешнего управления относится к исключительной компетенции собрания кредиторов.

План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через 2 месяца с даты утверждения внешнего управляющего. Внешний управляющий уведомляет конкурсных кредиторов и уполномоченные органы о дате, времени и месте проведения указанного собрания в порядке, предусмотренном законом, и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за 14 дней до даты проведения указанного собрания.

Собрание кредиторов имеет право принять одно из решений:

— об утверждении плана внешнего управления;
— об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
— об отклонении плана внешнего управления. Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать два месяца с даты принятия указанного решения;
— об отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего с одновременным утверждением саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и требований к кандидатуре внешнего управляющего. Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания кредиторов.

План внешнего управления может быть признан недействительным полностью или частично арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по ходатайству лица или лиц, права и законные интересы которых были нарушены. Определение о признании недействительным полностью или частично плана внешнего управления может быть обжаловано.

План внешнего управления может быть изменен в порядке, установленном для рассмотрения плана внешнего управления.

В обязанности внешнего управляющего входит:

— информирование комитета кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
— представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления.

Крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Сделки, влекущие за собой получение или выдачу займов, выдачу поручительств или гарантий, уступку прав требований, перевод долга, отчуждение или приобретение акций, долей хозяйственных товариществ и обществ, учреждение доверительного управления, совершаются внешним управляющим после согласования с собранием кредиторов (комитетом кредиторов) (если не предусмотрено иное планом внешнего управления).

В случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника, за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

— перепрофилирование производства;
— закрытие нерентабельных производств;
— взыскание дебиторской задолженности;
— продажа части имущества должника;
— уступка прав требования должника;
— исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
— увеличение уставного каптала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
— размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
— продажа предприятия должника;
— замещение активов должника;
— иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Оценка внутренних условий деятельности должника. Требования к анализу экономической политики и организационно-производственной структуры должника.

Цели экономической политики должника должны исходить из назначения соответствующей процедуры банкротства.

1) Всемерное снижение издержек производства (сокращение условно-постоянных накладных расходов, отказ от нерентабельных производств, сокращение персонала, режим экономии материальных ресурсов).
2) Минимизация затрат, связанных с налогообложением хозяйственной деятельности (консервация части мощностей, использование вексельных схем).
3) Выбор соответствующей учетной политики.
4) Поиск и привлечение внешнего инвестора для реструктуризации предприятия и перераспределения собственности.
5) Устранение излишних звеньев организационной структуры и дублирования.
6) Создание условий для реализации конкурсной массы.
7) Маркетинговый анализ рынка для выявления и сохранения потенциально жизнеспособной части бизнеса должника

Конкурсный управляющий
Финансовый управляющий
Внешний управляющий
Временный управляющий
Арбитражный управляющий
СРО

Назад | | Вверх

6.2. План внешнего управления

Мероприятия по восстановлению платежеспособности, включённые в план внешнего управления, должны соответствовать требованиям, установленным федеральным законом и предусматривать срок восстановления платежеспособности должника. Кроме того, в плане должно быть обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленные сроки.
На условном примере рассмотрим разработку плана внешнего управления. Организация в форме открытого акционерного общества находится в процессе банкротства. Арбитражным судом вводится внешнее управление сроком на 12 месяцев. Через месяц внешний управляющий в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» представил собранию кредиторов проект плана внешнего управления. План внешнего управления имуществом должника был рассчитан на 11 календарных месяцев и состоял из следующих разделов:
1. Общая характеристика предприятия-должника.
2. Анализ имущественного и финансового положения
предприятия-должника.
3. Реестр требований кредиторов.
4. Экономические и организационные мероприятия, на
правленные на восстановление платежеспособности должника.
5. Программа продажи активов должника.
6. План маркетинга, план производства и финансовый
план предприятия.
7. Дополнительная эмиссия акций предприятия-должника.
8. Финансовые результаты реализации плана внешнего
управления.
9. График погашения требований кредиторов по заверше
нии внешнего управления.
В первом разделе плана внешнего управления в краткой форме изложены основные направления деятельности организации-должника, обоснована значимость организации для региона и приведены доказательства необходимости проведения процедуры внешнего управления по отношению к должнику.
Во втором разделе плана представлены результаты детального анализа финансово-хозяйственной деятельности организации-должника за два года, предшествующие банкротству.

I Доведённый анализ позволил внешнему управляющему выявить факторы, под воздействием которых возникла неплатежеспособность должника. Основным фактором, обусловившим неплатежеспособность, по мнению внешнего управляющего, стая выпуск продукции, не подлежащей модернизации, спрос на которую резко снизился.
Проведённый внешним управляющим анализ показал, что:

  • балансовая стоимость активов должника значительно завышена по сравнению с рыночной оценкой проведённой специалистами;
  • степень ликвидности активов невысока;
  • значительная часть активов организации-должника обременена залогом;
  • имущества, принадлежащего должнику, достаточно для покрытия судебных расходов и выплаты вознаграждения управляющему.

В третьем разделе плана представлен перечень кредиторов должника, срок исполнения обязательств перед которыми наступил до введения внешнего управления, с указанием суммы признанных требований.

В четвёртом разделе содержатся меры по восстановлению платежеспособности должника. Среди них:

  • совершенствование организации труда и сокращение персонала с учётом компенсаций высвобождаемым работникам;
  • перепрофилирование производства;
  • рационализация ценовой политики и поиск дополнительных рынков сбыта выпускаемой продукции;
  • изменение организационной структуры с целью повышения эффективности управления производством и сбытом продукции.

В пятом разделе плана обоснована целесообразность продажи части активов должника, не обременённых залогом, указана их балансовая и рыночная стоимость и представлен график их подготовки к продаже.
В шестом разделе плана разработана программа частичного перепрофилирования производства и выхода организации на новые рынки, спрогнозирован объём продаж выпускаемой продукции. Рассчитанные в этом разделе потоки денежных средств

от предлагаемых мероприятий показывают, что реализация плана внешнего управления имуществом должника позволит к концу восьмого месяца получить растущий приток денежных средств,
В седьмом разделе плана обоснована целесообразность проведения дополнительной эмиссии акций, представлена информация о решении собрания акционеров открытого акционерного общества, а также даны основные сведения об объёмах дополнительной эмиссии и прогнозах финансовых результатов размещения эмитированных акций.
В восьмом разделе плана внешнего управления имуществом должника проведено сопоставление суммарной величины требований кредиторов, срок исполнения обязательств перед которыми наступил до введения внешнего управления, с учётом начисленных процентов, с суммой денежных средств, которые предполагается получить в результате реализации плана внешнего управления. Сопоставление этих сумм позволило внешнему управляющему сделать вывод о наличии возможности восстановления платежеспособности организации-должника.
В девятом разделе плана приведён график погашения обязательств, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, с учётом начисленных процентов. График составлен в соответствии с очерёдностью удовлетворения требований кредиторов, установленной ч. 1 ст. 64 Гражданского кодекса РФ и ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ.
Разработанный внешним управляющим план должен быть одобрен собранием кредиторов. Поэтому план должен содержать весомые для кредиторов аргументы, свидетельствующие о том, что в случае реализации плана внешнего управления их интересы защищены лучше, чем при принятии арбитражным судом решения о принудительной ликвидации организации-должника в процессе конкурсного производства.
Практика реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) показывает, что при разработке плана внешнего управления имуществом должника используются далеко не все имеющиеся возможности радикального финансового оздоровления организации. Чаще всего планы внешнего управления

представляют собой перечень слабо обоснованных, не увязанных между собой мероприятий. Основным недостатком разрабатываемых планов внешнего управления является отсутствие детально проработанного расчёта денежных потоков.
Сложность разработки плана внешнего управления имуществом должника заключается в жёстком ограничении периода времени, определённого законодательством для реализации программы финансового оздоровления. Поэтому разработка и реализация плана внешнего управления требуют высокой экономической и юридической квалификации разработчиков, в связи с чем внешний управляющий должен привлекать к разработке плана внешнего управления специалистов соответствующей квалификации.
Реструктуризация организаций применительно к решению вдач финансового оздоровления как в рамках судебных, так и внесудебных процедур банкротства является очень актуальной проблемой.

Компания Ребус

Бухналтерский учет и аудит на новом уровне

План внешнего управления должен

5. План внешнего управления

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: Тематический выпуск Как не допустить банкротства.rtf Скачиваний: 36 Добавлен: 22.03.2016 Размер: 1.62 Mб ☆

Так как в п. 2 ст. 99 Закона N 127-ФЗ установлено, что внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов, то ст. ст. 106 — 107 этого Закона установили требования к плану внешнего управления и его рассмотрению собранием кредиторов, в которых обусловлено следующее.

1. Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных ст. 3 Закона о банкротстве.

2. План внешнего управления должен:

— соответствовать требованиям, установленным федеральными законами;

— предусматривать срок восстановления платежеспособности должника;

— содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.

3. План внешнего управления должен предусматривать разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или имеются основания для перераспределения компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов.

4. Внешний управляющий по требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов отчитывается перед кредиторами о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления.

5. Рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана внешнего управления относится к исключительной компетенции собрания кредиторов.

6. План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через два месяца с даты утверждения внешнего управляющего. Внешний управляющий уведомляет конкурсных кредиторов и уполномоченные органы о дате, времени и месте проведения указанного собрания в порядке, предусмотренном настоящим Законом N 127-ФЗ, и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения указанного собрания.

7. Собрание кредиторов имеет право принять одно из решений:

— об утверждении плана внешнего управления;

— об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

— об отклонении плана внешнего управления.

Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать два месяца с даты принятия указанного решения;

— об отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего с одновременным утверждением саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и требований к кандидатуре внешнего управляющего.

8. Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов.

9. В случае если в течение четырех месяцев с даты введения внешнего управления в арбитражный суд не представлен план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, и собранием кредиторов не заявлено ходатайство, предусмотренное ст. 107 Закона о банкротстве, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В случае если внешнее управление было введено арбитражным судом в порядке, установленном ст. 93 Закона N 127-ФЗ, и в арбитражный суд в течение двух месяцев с даты введения внешнего управления не представлен план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

10. План внешнего управления может быть признан недействительным полностью или частично арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по ходатайству лица или лиц, права и законные интересы которых были нарушены. Определение о признании недействительным полностью или частично плана внешнего управления может быть обжаловано.

11. План внешнего управления может быть изменен в порядке, установленном для рассмотрения плана внешнего управления.

Действующий Закон о банкротстве дополнительно к ранее действующему порядку составления и рассмотрения плана внешнего управления установил, что:

— условия и порядок реализации мер по восстановлению платежеспособности должника, расходы на их реализацию и иные расходы должника должны присутствовать в плане внешнего управления;

— план внешнего управления должен также соответствовать требованиям Закона о банкротстве, содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок, предусматривать разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части сделок должника;

— внешний управляющий по требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов отчитывается перед кредиторами не только о ходе внешнего управления, но и о реализации внешнего управления;

— рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана внешнего управления относится только к исключительной компетенции собрания кредиторов, что соответствует ст. 99 Закона о банкротстве;

— план внешнего управления собранием кредиторов рассматривается при его созыве не позднее чем через 2 месяца не с момента введения внешнего управления, а с момента утверждения внешнего управляющего.

Кроме того, в ст. 107 Закона N 127-ФЗ дополнительно введен порядок рассмотрения плана внешнего управления.

Соседние файлы в предмете

  • # 22.03.201654.8 Кб10Статья Модель Альтмана на примере___.rtf
  • # 17.04.201512.07 Кб12Страховое дело ЗАЧЕТ.docx
  • # 17.04.2015187.02 Кб12Таблица по географии. (Чеполыга).docx
  • # 17.04.2015546.3 Кб8таможня -ответы.doc
  • # 17.04.2015333.31 Кб44тема 6 План счетов.doc
  • # 22.03.20161.62 Mб36Тематический выпуск Как не допустить банкротства.rtf
  • # 17.04.201543.52 Кб8Теория государства и права ЭКЗАМЕН.doc
  • # 17.04.2015456.12 Кб42Теория государства и права.DOC
  • # 17.04.2015192 Кб10термины по таможне.doc
  • # 17.04.201570.14 Кб72Тест ИСиТ (с ответами).doc
  • # 17.04.201528.63 Кб19Тест № 1.docx

Внешний управляющий утверждается

Внешнее управление вводится

  1. на срок не более чем 18 месяцев. который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.
  2. арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ),

По ходатайству собрания кредиторов или управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. Определение о сокращении срока управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Процедурой внешнего управления руководит управляющий.

Процедура внешнего управления

Внешнее – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности (глава VI Федерального закона от 26 октября 2002 г.

№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему.

(англ external manager) — в РФ лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения управления и осуществления др. полномочий, установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»**.

В.у. назначается одновременно с введением внешнего управления, а при отсутствии такой возможности арбитражный суд назначает В.у.

в месячный срок с момента введения управления.

О назначении В.у. выносится определение.

Внешнее управление

управление имуществом должника-предприятия является необязательной процедурой банкротства (вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника) и направлено на сохранение деятельности предприятия и его оздоровление . утверждении или изменении плана внешнего управления, в котором предусмотрен срок внешнего управления, превышающий первоначально установленный, но не более чем максимальный срок внешнего управления; обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении, но не более чем максимальный срок.

Обычно управлению предшествует процедура наблюде­ния, которая вводится на основании определения арбитражного суда.

Оно вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть про­длен, но не более чем на шесть месяцев.

С даты введения внешнего на сумму требований кон­курсных кредиторов и (или) уполномоченных, органов начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленный Цен­тральным банком РФ на дату введения внешнего управления.

управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном Законом, не более чем на шесть месяцев, если не установлено иное (п.2 ст.93 Закона).

управляющий вводит мораторий на удовлетворение требований кредиторов, который распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения.

управляющий, являясь арбитражным управляющим, обладает всеми правами и обязанностями, установленными Законом о банкротстве 2002 г для данного участника процесса о несостоятельности. Однако наряду с этим законодатель наделяет внешнего управляющего специальными правами и обязанностями с учетом специфики внешнего (ст.

99 Закона о банкротстве 2002 г.). — заключенных в ходе финансового оздоровления с согласия административного управляющего либо собрания кредиторов (при этом признается, что такие договоры должны быть заключены в соответствии с положениями Закона о банкротстве 2002г.

Права и обязанности внешнего управляющего

управляющий не является постоянным единоличным органом, осуществляющим руководство организацией, его полномочия временны и осуществляются исключительно на непостоянной основе. управляющий наделяется своими полномочиями в специальном порядке, он утверждается арбитражным судом одновременно с введением.

Об утверждении управляющего арбитражный суд выносит определение.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, на срок не более чем восемнадцать месяцев .

Срок продлевается по решению общего собрания кредиторов. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет, в случае если со дня введения финансового оздоровления прошло уже 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении.

Предпринимательское право России

Внешнее управление. Цели и основания введения внешнего управления

Внешнее управление — это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 2 Закона о несостоятельности). Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен, но по общему правилу не более чем на шесть месяцев (ст. 93 Закона).

Цель введения процедуры внешнего управления прямо обозначена в самом законодательном определении — организовать применение к неисправному должнику тех мер, которые привели бы к «излечению» финансовой составляющей его деятельности, восстановили бы его положение на рынке и привели бы к погашению требований всех кредиторов.

Таким образом, внешнее управление, как и процедура финансового оздоровления, представляет собой разновидность реабилитационных (реорганизационных) процедур банкротства, направленных на спасение бизнеса должника, а не на его ликвидацию. Принципиальное отличие между ними выражается в ответе на вопрос, кто, какой субъект будет выступать организующим финансовую реабилитацию предприятия должника: в случае с финансовым оздоровлением, как уже указывалось, им будет выступать сам должник, его менеджмент; в случае с рассматриваемой процедурой это будут «внешние» субъекты: кредиторы и, главным образом, внешний управляющий,

Как говорилось выше, формальными основаниями для введения процедуры внешнего управления являются решение первого собрания кредиторов и (или) определение арбитражного суда (ст. 75 Закона), Материальное основание выражается в реальной возможности восстановления платежеспособности, подтвержденной решением первого собрания кредиторов или наличием оснований полагать это, выявленных арбитражным судом самостоятельно (абз, 5 п. 2 ст. 75 Закона),

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Наряду с отстранением действующего руководства должника от ведения делами, о котором говорилось выше, еще одним, наиболее принципиальным последствием введения внешнего управления является мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

По своей правовой природе мораторий — один из типичных и в то же время наиболее остро проявляющихся выразителей публично-правового вмешательства в частноправовые отношения, каковое (вмешательство), как было показано в начале настоящей главы, буквально «напитывает» институт несостоятельности, включая и стадию внешнего управления. Последняя, к слову сказать, сама по себе вмешательство государства в гражданско-правовые связи.

В соответствии со ст. 95 Закона о несостоятельности мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. При этом неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются. Определенной компенсацией кредиторам в этом смысле служит предписание закона о начислении на «мораторные» суммы процентов по ставке рефинансирования, установленной Центральным банком РФ.

С точки зрения кредиторов по гражданско-правовым обязательствам такое начисление менее привлекательно, так как указанная ставка уже долгий период находится на уровне ниже 15% годовых, а вот с позиций бюджета это шаг вполне равноценный. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

В итоге внешний управляющий оказывается в ситуации, когда он может «спокойно» рассчитать и выполнить финансовый план выведения бизнеса должника из кризиса. Итак, основное предназначение института моратория состоит в том, чтобы определенным образом стабилизировать финансовое положение санируемого предприятия, дать внешнему управляющему и кредиторам возможность спрогнозировать его денежные потоки, спланировать ход восстановления платежеспособности.

План внешнего управления. Меры по восстановлению платежеспособности должника. Согласно ст. 106 Закона о несостоятельности не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Вопрос об утверждении плана внешнего управления относится к исключительной компетенции собрания кредиторов. План внешнего управления должен быть рассмотрен не позднее чем через два месяца с даты утверждения внешнего управляющего. Соответственно в эти же, а точнее, в более сжатые (с учетом верстки, рассылки и срока на ознакомление) сроки он должен быть и разработан (п. 1 и 2 ст. 107 Закона). Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов (п. 4 ст. 107 Закона).

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 109 Закона):

  1. перепрофилирование производства (когда, например, выпуск прежней продуктовой линейки является неконкурентоспособным, но имеется техническая возможность наладить изготовление и сбыт другой продукции);
  2. закрытие нерентабельных производств (зачастую это относится к обслуживающим производствам, например, литейному производству на машиностроительных заводах, когда заказы на литье выгоднее размещать «на стороне»);
  3. взыскание дебиторской задолженности (этот шаг во всех случаях является необходимым, так как со всей очевидностью приводит к «чистому» приросту денежной массы, находящейся в распоряжении должника);
  4. продажа части имущества должника (возможна в случае, когда единовременный доход от продажи более эффективен, чем сдача в аренду или собственная эксплуатация с целью извлечения дохода);
  5. уступка прав требования должника (поскольку таковая, как правило, подразумевает дисконт (скидку с номинала), каждый раз необходимо анализировать, будет ли цессия долга выгодной в сравнении с затратами на его реальное истребование);
  6. исполнение обязательств должника собственником имущества должника, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
  7. увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  8. размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
  9. продажа предприятия должника (причем продан может быть только один из действующих бизнесов, например один из заводов, принадлежащих должнику);
  10. замещение активов должника и, как указывает закон, «иные меры по восстановлению платежеспособности должника». В частности, сюда могут быть отнесены оспаривание «убыточных» сделок, сделок, направленных на «вывод активов», заключенных прежним руководством должника, а также расторжение невыгодных с точки зрения стоящих задач договоров (ст. 102, 103 Закона).

Окончание внешнего управления. Расчеты с кредиторами. Вполне логично, что порядок завершения внешнего управления разнится в зависимости от того, удалось ли по его ходу добиться восстановления платежеспособности должника или нет.

Если данная задача достигнута и средств должника достаточно для удовлетворения претензий его контрагентов, то после утверждения отчета внешнего управляющего собранием кредиторов (п. 1 ст. 118 Закона) он (отчет), сопровождаемый ходатайством собрания о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами, представляется в арбитражный суд, каковой, убедившись в восстановлении платежеспособности должника, выносит определение о переходе к расчетам с кредиторами (п. 6 ст. 119 Закона).

Далее следует стадия расчетов, которая в любом случае не может превышать шести месяцев. После окончания расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве (п. 2 ст. 120 Закона).

Если же платежеспособность по итогам проведения рассматриваемой процедуры банкротства не восстановлена, арбитражный суд отказывает в утверждении отчета управляющего (п. 5 ст. 119 Закона). В этом случае арбитражный суд может вынести решение об объявлении должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры — конкурсного производства (п. 7 ст. 119 Закона).

Читать еще:  Закон о коллекторах текст
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector