Содержание

Правила проведения собрания кредиторов

Правила проведения собрания кредиторов при банкротстве

Банкротство – явление, с которым могут столкнуться не только преуспевающие фирмы, но и рядовые граждане. Главным этапом в процессе разрешения этого вопроса является организация собрания кредиторов.

Что это такое

Собрание кредиторов – это мероприятие, в рамках которого участники решают текущие и стратегические вопросы касательно взыскания с должника денег. Созывать собрание могут следующие лица:

  • непосредственно сами кредиторы;
  • арбитражные управляющие;
  • органы, имеющие на это соответствующие полномочия, а также претензии к заемщику (при условии, что сумма их требований равна как минимум одной десятой части от общей величины).

Есть несколько законодательных норм, регулирующих этот процесс, а также определенный порядок проведения.

Регулирование осуществляется Федеральным законом №127, Постановлением Правительства РФ №56, ФЗ №154. В процессе принимают участие некоторые локальные акты, приказы, постановления местного уровня.

Компетенция собрания и права участников

Собрание кредиторов – ключевой институт процедуры банкротства и особый центр власти. Оно представляет интересы конкурсных кредиторов и выступает в качестве места разрешения основных вопросов. Исходя из предоставленного членам собрания набора полномочий, а также открытости проведения, возможности участия разнятся. Условно этот процесс может быть разделен на два основных этапа.

Первая часть — особая форма защиты со стороны кредиторов их гражданских прав и свобод. Законодательство наделяет эту группу лиц широким спектром полномочий, а некоторые из них и вовсе являются исключительными. Например, к исключительным правам собрания можно отнести:

  • выбор управляющего в арбитраже;
  • введение финансовой санации;
  • обеспечение внешнего управления;
  • формирование конкурсного производства;
  • утверждение планов;
  • составление комитета по кредитам.

Вторая часть предполагает управление со стороны финансового специалиста и исполнительных органов. Если будут обнаружены достаточные данные, подтверждающие событие правонарушения, есть вероятность составления соответствующего протокола.

Данная работа выступает в качестве основного направления контрольно-надзорной деятельности Российского реестра в области саморегулируемых компаний.

Правила организации и сроки

Ключевым регулировщиком правил является Порядок, утвержденный законодательно на базе решения Правительства. Документ содержит несколько ключевых пунктов и этапов:

  1. Положения общего характера. Здесь регулируется порядок проведения мероприятий, который определяет всю процедуру. Также отмечается, какие структурные подразделения обеспечивают функционирование данной нормы, как происходит финансирование всех издержек, кто принимает участие процессе.
  2. Решение о проведении мероприятия. Оно принимается только в том случае, если для этого процесса имеются соответствующие основания: возникновение обязательства, связанного с проведением собрания, у кредитной организации или у другого кредитора, необходимость в проведении согласно закону о несостоятельности, в целях принятия ключевых решений по текущим и перспективным вопросам и моментам, проведение повторного собрания, если в первый раз возникли обстоятельства, препятствующие принятию окончательного единогласного решения, получение права требования от других лиц, что требует срочного пересмотра в рамках нового собрания.
  3. Составление соответствующей повестки. Она определяется с принятием во внимание целевых задач, осуществляемых силами конкурсного управляющего, согласно федеральным законам. В рамках подготовки необходимо предусмотреть, чтобы был образован комитет и определение его состава, а также определение сроков, в которые будет предоставлен отчет.
  4. Решение вопроса с местом и временем. На этом этапе нужно четко и последовательно составить предположение о том, когда и где будет происходить собрание, проинформировать всех потенциальных участников.
  5. Уведомление участников. Для этого направляются соответствующие сообщения. Если число кредиторов более 500, публикуется сообщение и в рамках официального издания, которое определено правительственной стороной. В личном уведомлении указываются название, место пребывания организации, адрес, номер ящика абонента. Также фигурируют порядки проведения и взыскания долгов.
  6. Подготовка соответствующих материалов. Делает это представитель конкурсного управляющего наряду с департаментом по сопровождению этих процедур, ликвидации кредитных учреждений, фин. организаций, распоряжения активами и их реализации. Принимает участие в этих вопросах и экспертно-аналитическая сторона.
  7. Формирование перечня участников силами департамента. Он включает список кредиторов с голосовым правом, их требования, а также лиц, которые не наделены подобными правомочиями.
  8. Материально-техническая база. Для этого нужно обзавестись должным обеспечением и осуществить меры по разработке, применению и совершенствованию ПО, приобрести оборудование, добиться должного технического сопровождения.
  9. Регистрация. В день, когда задумано проводить собрание, все его участники должны быть зарегистрированы. Если это необходимо, процесс происходит заблаговременно, за несколько дней до дня проведения. Ведется специальный журнал с учетом всех норм и правил.
  10. Проведение голосования. Этот этап осуществляется силами всех участников, наделенных правом голоса. Затем все данные проверяются на предмет действительности, подводятся итоги.
  11. Формирование результатов. Это осуществляется на основании общего протокола, который составляется в законодательном порядке.
  12. Урегулирование спорных ситуаций. Если между сторонами сформировались какие-то разногласия, они подлежат регулированию. В некоторых случаях принятое решение может быть признано недействительным.
  13. Сведения о результатах проведения собрания. Они предоставляются департаментом и создаются в письменной или устной форме.

Решение, принятое в этом процессе, подлежит оспариванию, если оно не устраивает ни должника, ни другие стороны.

Первое и повторное собрание

Созыв первого собрания осуществляется в течение 3 недель с момента, когда кредиторы обратились в суд. В качестве инициатора традиционно выступает финансовый управляющий, который и занимается выбором места и временного интервала. Обычно сбор происходит в месте пребывания должника, но порой территория может быть другой. Вот ряд вопросов, которые решаются на первом съезде:

  • определение полного состава собрания;
  • разработка плана финансовой санации;
  • составление обращения в арбитраж;
  • выбор арбитражного управляющего;
  • решение прочих вопросов.

На этом же этапе происходит составление реестра кредиторов – перечня лиц, которые имеют к должнику определенные претензии. Далее формируются последующие собрания. На них решается перечень других вопросов, а также проводятся уточнения касательно решений, принятых впервые.

Образцы документов

Основным документом, регулирующим данный процесс, является протокол. Он выглядит следующим образом:

  1. Вверху по центру указывается наименование самого документа и его номер.
  2. Следующей строкой идут данные о должнике. Если это фирма, пишется ее название, если физическое лицо – ФИО.
  3. Адрес заемщика.
  4. Номер дела о банкротстве и дата, в которую было открыто конкурсное производство.
  5. Указывается перечень основания для собрания, инициатор.
  6. Предоставляются данные о месте и времени проведения.
  7. Отображается список участников.
  8. Проставляется подпись ответственного лица и печать.

Это не унифицированный, а частный образец, который может быть применен на практике. Чтобы протокол был составлен грамотно, нужно следовать всем правилам и нормам его заполнения, а также вносить все данные в полном и достоверном виде.

Организационные аспекты подготовки и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов, заседаний комитета кредиторов.

Наибольшее влияние на процесс проведения процедур банкротства кредиторы могут оказывать через собрание кредиторов. В целях обеспечения прав кредиторов имеется механизм, гарантирующих кредиторам участие в таком собрании. Основные положения о составе участников, об организации и проведении собрания, составлении документов регулируются статьими 12,13,14,15,17,18-1 закона о банкротстве ФЗ-127, в которых содержится детально проработанный правовой механизм, предоставляющий конкурсным кредиторам доступ к реализации права голоса на собрании кредиторов. Нормативое регулирование организации и проведения собраний кредиторов производится в соответсвии с Постановленим Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56″Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов». Собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием кредиторов. При невозможности проведения собрания кредиторов по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения собрания кредиторов определяется арбитражным управляющим. Важным условием проведения собраний аредиторов является механизм уведомления сторон о месте, времени и повестке в ст. 13 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Уведомление участников собрания кредиторов должно быть направлено по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или не позднее пяти дней иным способом — факсимильной связью, E-mail отправление, телеграмма с обязательной обратным подтверждением получения уведомления. Если количество кредиторов превышает девятьсот, то уведомление печатается в СМИ в уполномоченном правительством РФ печатном издании (в настоящее время газета «КоммерсантЪ»).Арбитражный управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов материалы о финансовом состоянии в ходе процедур банкротства должника и иные материалы, рассмотрение которых позволит обеспечить принятие собранием решений по вопросам повестки дня. Протокол собрания кредиторов составляется в 2 экземплярах и подписывается арбитражным управляющим. Один экземпляр протокола направляется арбитражным управляющим в суд в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. В случае проведения собрания кредиторов лицом, требующим его созыва, протокол собрания кредиторов составляется в 3 экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй — арбитражному управляющему не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания кредиторов, а третий экземпляр хранится у лица, проводившего собрание. В случае, если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет более пятидесяти, собрание кредиторов может принять решение об образовании комитета кредиторов с голосами членов-представителей, пропорциональными требованиям соответствующих кредиторов. Представители кредиторов выбирают председателя комитета, который подписывает протоколы собраний комитета кредиторов.

Читать еще:  Исполнительное производство поиск по номеру

Порядок проведения собраний кредиторов сосотит из нескольких пунктов. Регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации. При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий: проверяет полномочия участников собрания кредиторов, вносит в журнал регистрации участников собрания кредиторов необходимые сведения о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе, количестве принадлежащих ему голосов и его представителе, об участниках собрания кредиторов без права голоса, выдает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования, принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов. По окончании регистрации при наличии необходимого количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов арбитражный управляющий проводит собрание кредиторов. Он открывает собрание кредиторов и объявляет: об основаниях созыва собрания кредиторов; о результатах регистрации, в том числе о количестве зарегистрированных участников, размере установленных требований и количестве голосов участников собрания кредиторов; о правомочности собрания кредиторов, о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов, о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов, обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня, проводит в установленном порядке голосование, объявляет о закрытии собрания кредиторов. По окончании голосования арбитражный управляющий осуществляет подсчет голосов и объявляет результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, закрывает собрание кредиторв.

Цели управления деятельностью должника в различных процедурах банкротства. Обязанности арбитражного управляющего по организации управления деятельностью должника в различных процедурах банкротства.

Управление должником в процедурах банкротства регулируется статьями Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ходе проведения каждой из процедур банкротства, исходя из интересов кредиторов должника, вводится ряд ограничений на полномочия и деятельность органов управления юридического лица-должника: генерального директора (правление), совета директоров (наблюдательного совета), общего собрания участников (акционеров) должника.

Введение наблюдения и назначение временного управляющего не влекут за собой отстранения руководителя должника. В целях предотвращения злоупотреблений, ухудшающих положение кредиторов и финансовое состояние должника, полномочия руководителя и иных органов управления должника ограничиваются путем введения контроля временного управляющего. Контроль осуществляется в отношении сделок, совершаемых должником. Временный управляющий также следит, не принимают ли органы управления решения, запрещенные Законом о банкротстве.

Контроль над сделками, предусмотренными п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве, обеспечивается путем дачи согласия временного управляющего на их совершение. Сделки, совершенные без его согласия, — недействительны. В период наблюдения временный управляющий может запретить дополнительное обременение имущества либо передачу имущества другим юридическим лицам, если это не диктуется экономической целесообразностью, направленной на восстановление платежеспособности должника. Может быть запрещено также распоряжение имуществом должника в размерах, превышающих 5% балансовой стоимости его активов на дату введения наблюдения. Контроль со стороны временного управляющего над распоряжением имуществом не означает, что это препятствует нормальной хозяйственной деятельности должника.

Временный управляющий должен решить вопрос о целесообразности крупных и иных сделок и их последствий для имущества должника, а также учитывать, что последствием заключения таких сделок может стать невозможность восстановления платежеспособности должника. В связи с этим его согласие требуется также на получение и выдачу займов, выдачу поручительств и гарантий, уступку прав требований и перевода долга, учреждение доверительного управления. Требование о получении согласия на совершение таких сделок, так же, как и на совершение сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, не зависит от суммы сделок. На период наблюдения органы управления юридического лица-должника не вправе принимать решения, предусмотренные п. 3 ст. 64 Закона о банкротстве, которые в обычных условиях находятся в их компетенции: о реорганизации и ликвидации должника, о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах,о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками), о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций, о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций, об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц, о заключении договоров простого товарищества.

Введение финансового оздоровления и назначение административного управляющего также не влечет за собой отстранения руководителя должника. Однако в ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями. С введением финансового оздоровления продолжают действовать запреты, установленные при введении наблюдения, в отношении: удовлетворения требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников); выкупа должником размещенных акций или выплаты им действительной стоимости доли (пая); выплаты дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам. Последствия нарушения запрета, касающегося выдела доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), установлены п. 5 ст. 103 Закона о банкротстве и влекут ничтожность соответствующих сделок. Нарушение должником запрета, установленного для выкупа им размещенных акций или выплаты действительной стоимости доли (пая), а также запрета на выплату дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам также влекут ничтожность соответствующих сделок на основании п. 1 ст. 103 Закона о банкротстве и ст. 168 ГК РФ. Осуществляя свою деятельность в период финансового оздоровления, должник ограничивается в правах на совершение определенного круга сделок без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), а также на принятие некоторых корпоративных решений. Так, должник не вправе: — без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность; — совершать сделки, которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки; — совершать сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника; -совершать сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Основаниями для отстранения руководителя должника от должности являются: -ненадлежащее исполнение им плана финансового оздоровления; — совершение действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц.

Во внешнем управлении полномочия руководителя должника прекращаются с даты введения судом внешнего управления, а управление делами возлагается на внешнего управляющего. Данная норма корреспондирует со ст. 278 ТК РФ, предусматривающей возможность отстранения от должности руководителя должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве). Для создания условий исполнения внешним управляющим своих обязанностей по управлению и распоряжению имуществом должника органы управления должника, временный или административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу последнему бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей (п. 2 ст. 96 Закона о банкротстве). Органы управления должника не имеют права, за некоторыми исключениями, принимать какие-либо решения и совершать действия в отношении должника и его имущества. Большинство их полномочий переходит к внешнему управляющему. Однако законодатель в п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве в виде закрытого перечня сохранил за органами управления должника полномочия принимать отдельные решения, касающиеся главным образом серьезных изменений в имущественном положении должника, о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала, об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций, об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций, об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций, об определении порядка ведения общего собрания акционеров, об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника, о замещении активов должника, об избрании представителя учредителей (участников) должника, о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника, За органами управления должника сохраняется право в соответствии со ст. 110 Закона о банкротстве принять решение о продаже предприятия должника и об определении минимальной продажной цены, ниже которой предприятие не может быть продано. Это положение распространяется на все виды юридических лиц, в собственности которых находится предприятие как имущественный комплекс. Включить в план внешнего управления замещение активов должника — это процедура создания в ходе внешнего управления или конкурсного производства (ст. 141 Закона) на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ.

В конкурсном производствеполномочия органов управления в ходе его проведения наиболее ограниченны по сравнению с иными процедурами банкротства. Это объясняется невозможностью восстановления платежеспособности должника, вследствие чего на данном этапе происходит распродажа его активов. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства руководитель должника отстраняется от должности в том же порядке, что и при ликвидации организации. Также прекращаются полномочия иных органов управления должника, за исключением полномочий, связанных с принятием решений о заключении крупных сделок и о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом (третьими лицами) для исполнения обязательств должника. В течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего органы управления должника обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации конкурсному управляющему. Иногда указанные органы не совершают таких действий. В этом случае конкурсный управляющий вправе обратиться в порядке, установленном ст. 60 Закона о банкротстве, с заявлением по поводу их бездействия в арбитражный суд. И тот вправе выдать исполнительный лист в том случае, если данные органы в установленный арбитражным судом срок не совершили указанные действия. В случае непередачи органами управления должника бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему органы управления и руководитель должника несут ответственность в соответствии с действующим законодательством, в том числе уголовную (ст. 195 УК РФ).

Читать еще:  Устойчивость рубля это

Дата добавления: 2014-12-10 ; просмотров: 3885 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются

Какими правами наделяются участники?

В собрании могут принимать участие все кредиторы. При этом все участники делятся на две группы:

  • лица, обладающие правом голоса, поэтому они голосуют за принятие того или иного решения;
  • кредиторы, не имеющие полномочия для проведения голосования.

В первую группу входят конкурсные кредиторы и разные государственные органы. Их требования обязательно вносятся в реестр требований.

Не принимают участие в голосовании сотрудники закрываемой компании, контрольно-надзорные государственные органы и СРО, из которой выбирается арбитражный управляющий. Данные лица могут участвовать в обсуждениях, но не голосуют за те или иные решения.

Права собрания кредиторов являются многочисленными. Но к наиболее важным возможностям относится:

  • принимаются важные решения относительно финансового оздоровления, конкурсного производства или же составления мирового соглашения;
  • выбирается или заменяется арбитражный управляющий;
  • контролируется работа специалиста;
  • направляются разные ходатайства в суд;
  • оцениваются результаты принятых решений.

За счет участия кредиторов в процессе банкротства должника удается действительно удовлетворить требования всех заинтересованных лиц.

К первой группе относятся конкурсные кредиторы и уполномоченные органы (далее вместе — голосующие участники), чьи претензии к должнику вошли в реестр требований (далее по тексту — реестр) по состоянию на день проведения их.

голосующих уполномоченных органов; учредителей либо участников задолжавшего юридического лица по обязательствам, обусловленным этим участием; граждан, ожидающих от должника присужденных выплат за нанесение физического и (или) морального вреда и компенсации сверх его возмещения; а также перечислений по авторским договорам.

Повторное собрание кредиторов

Необходимость в их проведении возникает, если отсутствуют на первом собрании кредиторы в нужном количестве или же признаются принятые решения неправомочными по разным основаниям. На событии должно присутствовать не меньше 30% кредиторов, требования которых содержатся в реестре.

Все участники должны информироваться должным образом о назначенном собрании. Решения на повторном событии принимаются на основании голосования, для чего заполняются всеми присутствующими ранее полученные бюллетени.

Сроки, в течение которых проводятся дальнейшие встречи, не определяются на законодательном уровне, поэтому могут проводиться собрания при возникновении разных проблем или для решения тех или иных задач.

По общему правилу организация и проведение собрания должника осуществляются арбитражным управляющим. Он вправе проводить кредиторов, если на нем присутствуют конкурсные и уполномоченные органы, включенные в реестр требований и обладающие более чем половиной голосов от общего числа включенных в реестр требований голосов конкурсных и уполномоченных органов.

1. Арбитражный управляющий представляет на рассмотрение материалы о финансовом состоянии, ходе процедур банкротства должника и иные материалы, рассмотрение которых позволит обеспечить принятие решений по вопросам повестки дня.

г) составляет повестку дня собрания, созываемого по требованию комитета, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, в соответствии с представленной ими повесткой дня, а в случае созыва собрания по собственной инициативе составляет повестку дня собрания кредиторов самостоятельно;

Какие действия выполняются?

На собрании кредиторов принимается большое количество различных решений. Они позволяют восстановить платежеспособность должника или осуществить конкурсное производство. Каждое решение должно быть направлено на возвращение средств кредиторам. Во время проведения первого собрания кредиторов или последующих собраний могут приниматься разные решения:

  • введение процесса финансового оздоровления или внешнего управления, позволяющего улучшить финансовое положение должника, что нередко приводит к тому, что он самостоятельно справляется с долгами, поэтому не требуется проводить конкурсное производство;
  • утверждение проекта санации и графика, на основании которого будут погашаться задолженности должником;
  • принятие плана внешнего управление;
  • если имеются признаки того, что должник действительно без продажи имущества сможет справиться с долгами, то составляется мировое соглашение;
  • направление ходатайств в суд о том, чтобы признать должника банкротом и начать конкурсное производство;
  • составление дополнительного списка требований, предъявляемых к управляющим;
  • выбор СРО и арбитражного управляющего;
  • контроль над деятельностью управляющего;
  • назначение реестродержателя из списка СРО;
  • организация комитета кредиторов;
  • расширение полномочий данного собрания;
  • назначение представителя.

Если собрание кредиторов считает, что назначенный ранее управляющий не справляется со своими обязанностями, то имеется возможность сместить его с должности, после чего назначается новый специалист.

Подготовка и проведение собраний кредиторов в процессе банкротства предприятий

Для наиболее полного и эффективного управления имуществом должника в процессе банкротства необходимо грамотно и правильно проводить предусмотренные законодательством процедуры. Одной из таких процедур является подготовка и проведение собрания. В соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.

No. 6-ФЗ (далее — Закон),

Конкурсными признаются по денежным обязательствам.

за исключением уполномоченных органов, граждан. перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам. а также учредителей (участников) должника – юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Как созывается?

Именно назначенный арбитражный управляющий занимается подготовкой и проведением собраний. Дополнительно требование о проведении может выдвигаться комитетом кредиторов, голосующими участниками или остальными кредиторами, если их количество превышает треть от всех членов собрания.

При составлении требования обязательно указываются вопросы, которые будут обсуждаться. Если инициатором выступает комитет или сами участники, то арбитражный управляющий не обладает правом изменять вопросы. После получения уведомления от кредиторов, управляющий должен в течение трех недель подготовиться к собранию кредиторов. Сроки могут увеличиваться при наличии веских оснований.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются

Отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания недействительным. Временный управляющий на первом собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления его платежеспособности.

Выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются для кредиторов обязательными.

Закон РБ Об Экономической Несостоятельности (Банкротстве) Статья 55.

Собрание Ст. 55 Закон РБ О Банкротстве 415-З от 13.07.2012г.

В процедуре конкурсного производства кредиторов представляет интересы всех кредиторов и осуществляет от имени все действия в отношении должника.

С момента открытия хозяйственным судом конкурсного производства вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований только в порядке, установленном настоящим Законом.

Как уведомляются?

Общее собрание кредиторов требует наличия как можно большего количества участников, включенных в реестр. Поэтому все эти лица получают специальные уведомления. Они отсылаются по почте за две недели до непосредственного заседания. Допускается пользоваться для оповещения другими способами, но информация должна быть получена адресатом за пять рабочих дней до назначенного события.

Если отсутствует возможность уведомить каждого кредитора или число участников превышает 500 человек, то информация о мероприятии публикуется в открытых источниках.

Уведомление обязательно содержит следующую информацию:

  • наименование и адрес должника;
  • дата и место проведения собрания, причем не должно создаваться никаких препятствий для его посещения;
  • повестка дня;
  • порядок регистрации каждого участника;
  • правила, на основании которых будут знакомиться участники с подготовленными материалами.

Информация о событии вносится в реестр сведений о банкротстве за 2 недели до назначенной даты.

Собрание конкурсных кредиторов

Участниками кредиторов с правом голоса являются конкурсные и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания.

Подведение итогов

Собрание кредиторов должника считается правомочным исключительно при условии, что на нем присутствует не меньше половины всех кредиторов, находящихся в реестре. Число голосов зависит от количества финансовых претензий. Сюда входят не только непосредственные долги, но и разные неустойки, проценты за просрочку и иные санкции, которые подлежат возмещению наряду с обычной задолженностью.

Нередко в деле о банкротстве должника имеется только один кредитор. Он единолично принимает все решения по этому делу. Принятые решения могут отменяться судом, если они нарушают права других участников или неправильно оформляются итоги мероприятия.

Сроки проведения

Первое собрание проводится за 10 дней до окончания периода наблюдения.

В будущем такие предприятия проводятся обычно раз в три месяца, но при возникновении срочных вопросов разрешается выполнять процесс намного чаще. Если требуется внеочередное собрание, то требование составляется кредиторами, после чего реагирует на него управляющий в течение трех недель.

Какие рассматриваются вопросы на первом заседании?

Первое собрание кредиторов считается наиболее важным во всей процедуре банкротства какого-либо должника. К его особенностям относится:

  • созывом и проведением занимается только временно назначенный управляющий, поэтому процесс выполняется в процессе наблюдения;
  • имеются определенные временные рамки для такого события, поэтому оно должно проводиться за 10 дней до завершения процедуры наблюдения;
  • протокол собрания с отчетом управляющего направляется в суд в течение 5 дней после события.
Читать еще:  Скачать образец претензии на некачественный товар

Не созывается первое собрание кредиторов, если в реестр включаются исключительно требования от сотрудников компании по зарплате или выходным пособиям. При таких условиях только суд решает, будет ли использоваться собрание или нет.

Первое собрание кредиторов считается наиболее важным событием во всей процедуре банкротства. Это обусловлено тем, что на нем решаются многочисленные существенные вопросы. К ним относится:

  • составление ходатайства в суд об использовании какого-либо этапа банкротства;
  • формирование комитета кредиторов;
  • составление графика санации и сокращения долга;
  • выявление основных требований, предъявляемых к управляющему;
  • выбор кандидатуры и СРО;
  • определение реестродержателя;
  • формирование мирового соглашение;
  • принятия решения о реструктуризации долга.

Многие кредиторы уверены, что на первом собрании дополнительно устанавливается очередность, на основании которой погашаются долги. Но на самом деле данная процедура выполняется по требованиям законодательства, а не по желанию кредиторов.

Кто может участвовать?

Участие в собрании кредиторов допускается только для ограниченного количества лиц, определенных законодательством. К ним относятся конкурсные кредиторы, организации, обладающие правом голоса, а также государственные органы и частные лица, которые не могут голосовать, но могут требовать определенные денежные средства у должника.

Присутствие должника не является обязательными. Правомочность собрания зависит от количества участников, наделенных правом голоса.

Можно ли проводить заочно?

Допускается по закону проводить собрания заочно, поэтому не требуется личное присутствие кредиторов. Для этого выполняется электронное голосование через особые каналы связи. Операторы гарантируют, что голосование будет конфиденциальным.

Протокол собрания подписывается управляющим или организатором. При составлении уведомлений включается ссылка на сайт, где имеются данные о планируемом событии. Уведомления направляются кредиторам за 30 дней до установленной даты.

Когда признается собрание недействительным?

За правильностью и правомерностью банкротства должны следить арбитражные управляющие. Собрание кредиторов может признаваться недействительным в ситуациях:

  • ущемляются права участников мероприятия или третьих лиц;
  • участников меньше половины;
  • кредитор, имеющий 10 % требований, не получил уведомление о проведении мероприятия, причем у него имеются доказательства данного факта.

Обжаловать решения, принятые на собрании, могут не только сами кредиторы, но и должник или его представители. Любое решение может пересматриваться судом, а особенно это касается процедуры конкурсного производства или внешнего управления. При таких условиях обычно экстренно собирается новое собрание, где оцениваются все изменения, внесенные судом или управляющим.

Заключение

Банкротство любого должника, представленного компанией или частным лицом, считается сложным процессом. За ним следят все кредиторы, желающие получить свои средства. Поэтому ими проводятся специальные собрания, на которых принимаются важные решения относительно признания должника несостоятельным.

Самым важным считается первое собрание, причем именно кредиторы могут определять требования, предъявляемые к арбитражному управляющему. Они могут изменять его решения или влиять на должника. Не всегда решения, принятые кредиторами, удовлетворяются судом. Сроки проведения мероприятия зависят от обстоятельств конкретного дела о банкротстве.

Правила проведения собрания кредиторов при банкротстве

Банкротство – явление, с которым могут столкнуться не только преуспевающие фирмы, но и рядовые граждане. Главным этапом в процессе разрешения этого вопроса является организация собрания кредиторов.

Что это такое

Собрание кредиторов – это мероприятие, в рамках которого участники решают текущие и стратегические вопросы касательно взыскания с должника денег. Созывать собрание могут следующие лица:

  • непосредственно сами кредиторы;
  • арбитражные управляющие;
  • органы, имеющие на это соответствующие полномочия, а также претензии к заемщику (при условии, что сумма их требований равна как минимум одной десятой части от общей величины).

Есть несколько законодательных норм, регулирующих этот процесс, а также определенный порядок проведения.

Регулирование осуществляется Федеральным законом №127, Постановлением Правительства РФ №56, ФЗ №154. В процессе принимают участие некоторые локальные акты, приказы, постановления местного уровня.

Компетенция собрания и права участников

Собрание кредиторов – ключевой институт процедуры банкротства и особый центр власти. Оно представляет интересы конкурсных кредиторов и выступает в качестве места разрешения основных вопросов. Исходя из предоставленного членам собрания набора полномочий, а также открытости проведения, возможности участия разнятся. Условно этот процесс может быть разделен на два основных этапа.

Первая часть — особая форма защиты со стороны кредиторов их гражданских прав и свобод. Законодательство наделяет эту группу лиц широким спектром полномочий, а некоторые из них и вовсе являются исключительными. Например, к исключительным правам собрания можно отнести:

  • выбор управляющего в арбитраже;
  • введение финансовой санации;
  • обеспечение внешнего управления;
  • формирование конкурсного производства;
  • утверждение планов;
  • составление комитета по кредитам.

Вторая часть предполагает управление со стороны финансового специалиста и исполнительных органов. Если будут обнаружены достаточные данные, подтверждающие событие правонарушения, есть вероятность составления соответствующего протокола.

Данная работа выступает в качестве основного направления контрольно-надзорной деятельности Российского реестра в области саморегулируемых компаний.

Правила организации и сроки

Ключевым регулировщиком правил является Порядок, утвержденный законодательно на базе решения Правительства. Документ содержит несколько ключевых пунктов и этапов:

  1. Положения общего характера. Здесь регулируется порядок проведения мероприятий, который определяет всю процедуру. Также отмечается, какие структурные подразделения обеспечивают функционирование данной нормы, как происходит финансирование всех издержек, кто принимает участие процессе.
  2. Решение о проведении мероприятия. Оно принимается только в том случае, если для этого процесса имеются соответствующие основания: возникновение обязательства, связанного с проведением собрания, у кредитной организации или у другого кредитора, необходимость в проведении согласно закону о несостоятельности, в целях принятия ключевых решений по текущим и перспективным вопросам и моментам, проведение повторного собрания, если в первый раз возникли обстоятельства, препятствующие принятию окончательного единогласного решения, получение права требования от других лиц, что требует срочного пересмотра в рамках нового собрания.
  3. Составление соответствующей повестки. Она определяется с принятием во внимание целевых задач, осуществляемых силами конкурсного управляющего, согласно федеральным законам. В рамках подготовки необходимо предусмотреть, чтобы был образован комитет и определение его состава, а также определение сроков, в которые будет предоставлен отчет.
  4. Решение вопроса с местом и временем. На этом этапе нужно четко и последовательно составить предположение о том, когда и где будет происходить собрание, проинформировать всех потенциальных участников.
  5. Уведомление участников. Для этого направляются соответствующие сообщения. Если число кредиторов более 500, публикуется сообщение и в рамках официального издания, которое определено правительственной стороной. В личном уведомлении указываются название, место пребывания организации, адрес, номер ящика абонента. Также фигурируют порядки проведения и взыскания долгов.
  6. Подготовка соответствующих материалов. Делает это представитель конкурсного управляющего наряду с департаментом по сопровождению этих процедур, ликвидации кредитных учреждений, фин. организаций, распоряжения активами и их реализации. Принимает участие в этих вопросах и экспертно-аналитическая сторона.
  7. Формирование перечня участников силами департамента. Он включает список кредиторов с голосовым правом, их требования, а также лиц, которые не наделены подобными правомочиями.
  8. Материально-техническая база. Для этого нужно обзавестись должным обеспечением и осуществить меры по разработке, применению и совершенствованию ПО, приобрести оборудование, добиться должного технического сопровождения.
  9. Регистрация. В день, когда задумано проводить собрание, все его участники должны быть зарегистрированы. Если это необходимо, процесс происходит заблаговременно, за несколько дней до дня проведения. Ведется специальный журнал с учетом всех норм и правил.
  10. Проведение голосования. Этот этап осуществляется силами всех участников, наделенных правом голоса. Затем все данные проверяются на предмет действительности, подводятся итоги.
  11. Формирование результатов. Это осуществляется на основании общего протокола, который составляется в законодательном порядке.
  12. Урегулирование спорных ситуаций. Если между сторонами сформировались какие-то разногласия, они подлежат регулированию. В некоторых случаях принятое решение может быть признано недействительным.
  13. Сведения о результатах проведения собрания. Они предоставляются департаментом и создаются в письменной или устной форме.

Решение, принятое в этом процессе, подлежит оспариванию, если оно не устраивает ни должника, ни другие стороны.

Первое и повторное собрание

Созыв первого собрания осуществляется в течение 3 недель с момента, когда кредиторы обратились в суд. В качестве инициатора традиционно выступает финансовый управляющий, который и занимается выбором места и временного интервала. Обычно сбор происходит в месте пребывания должника, но порой территория может быть другой. Вот ряд вопросов, которые решаются на первом съезде:

  • определение полного состава собрания;
  • разработка плана финансовой санации;
  • составление обращения в арбитраж;
  • выбор арбитражного управляющего;
  • решение прочих вопросов.

На этом же этапе происходит составление реестра кредиторов – перечня лиц, которые имеют к должнику определенные претензии. Далее формируются последующие собрания. На них решается перечень других вопросов, а также проводятся уточнения касательно решений, принятых впервые.

Образцы документов

Основным документом, регулирующим данный процесс, является протокол. Он выглядит следующим образом:

  1. Вверху по центру указывается наименование самого документа и его номер.
  2. Следующей строкой идут данные о должнике. Если это фирма, пишется ее название, если физическое лицо – ФИО.
  3. Адрес заемщика.
  4. Номер дела о банкротстве и дата, в которую было открыто конкурсное производство.
  5. Указывается перечень основания для собрания, инициатор.
  6. Предоставляются данные о месте и времени проведения.
  7. Отображается список участников.
  8. Проставляется подпись ответственного лица и печать.

Это не унифицированный, а частный образец, который может быть применен на практике. Чтобы протокол был составлен грамотно, нужно следовать всем правилам и нормам его заполнения, а также вносить все данные в полном и достоверном виде.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector