Цель конкурсного производства

Цель конкурсного производства

Конкурсное производство в российском праве регулируется как ликвидационная процедура, хотя и в ходе этой процедуры возможен переход к внешнему управлению, если для этого имеются соответствующие основания (ст. 146 закона о банкротстве).

Легальное определение конкурсного производства содержится в абз. 16 статьи 2 закона о банкротстве:

конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

По статистике, конкурсное производство является наиболее распространенной процедурой несостоятельности.

Конкурсное производство – самостоятельная судебная процедура. Признаки, цели конкурса

В процедуре конкурсного производства должна быть достигнута цель — соразмерное распределение имущества несостоятельного должника между его кредиторами.

В действующем законодательстве РФ конкурсное производство является самостоятельным производством, отличным от исполнительного производства. Нормы о процедурах несостоятельности помещены в АПК РФ, а не в закон об исполнительном производстве. В АПК РФ нормы о производстве по делам о несостоятельности (банкротстве) расположены в главе 28 раздела IV «Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел».

Таким образом, конкурсное производство в российском законодательстве — самостоятельная судебная процедура, имеющая собственные цели и задачи, отличные от исполнительного производства.

«..Конкурсное производство является завершающей стадией банкротства и его целью является формирование конкурсной массы, ее реализация и осуществление расчетов с кредиторами.

Учитывая, что целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов (статья 2 Закона о банкротстве), полное погашение требований кредиторов указывает на достижение названной цели и отсутствие оснований для продолжения какой-либо процедуры банкротства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 149 Закона о банкротстве определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ» (извлечение из постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 N 07АП-9978/2012 по делу N А45-22677/2012).

Основными признаками конкурсного производства являются недостаточность имущества должника; наличие нескольких кредиторов; определенный порядок удовлетворения требований кредиторов.

К второстепенным признакам ряд ученых относит образование конкурсной массы; управление имуществом несостоятельного должника; избрание органов управления имуществом должника.

Условия возбуждения процедуры банкротства отсутствующего должника по заявлению уполномоченного органа

Возбуждение процедуры банкротства отсутствующего должника в отсутствие вероятности обнаружения имущества, позволяющего частично погасить кредиторскую задолженность

В соответствии с пунктом 2 статьи 227 закона о банкротстве заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством РФ.

В силу пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.

Кроме того, ВАС РФ в пунктах 4, 5 Постановления Пленума от 20.12.2006 N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» разъяснил, что одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.

В качестве доказательств, рассматриваются сведения компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган доказывает, что оно принадлежит должнику, и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.

Кроме того, уполномоченный орган может представлять доказательства вероятности поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника. Уполномоченный орган должен обосновать наличие оснований и реальную возможность привлечения конкретных лиц (единоличного исполнительного органа, членов коллегиальных органов управления и иных лиц, указанных в статьях 9, 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» к такой ответственности.

Согласно ст. 2 закона о банкротстве целью конкурсного производства (в том числе, в случае его открытия в отношении отсутствующего должника) является соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Таким образом, возбуждение процедуры банкротства (включая упрощенную) при наличии финансирования процедур банкротства отсутствующего должника, но в отсутствие вероятности обнаружения имущества, позволяющего частично погасить кредиторскую задолженность, не отвечает задачам производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, а также влечет необоснованное расходование бюджетных средств.

Исходя из положений абзаца 8 пункта 1 статьи 57 закона о банкротстве при отсутствии средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.

Согласно пункта 8 части 1 статьи 57 закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.

Также в Постановлении Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» указано на необходимость прекращения производства по делу в случае недостаточности имущества должника и отсутствия доказательств финансирования процедуры банкротства.

Кроме того, при обращении с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника уполномоченный орган обязан представить суду соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке.

Как следует из правовой позиции Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67, в соответствии со статьей 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Законом, то есть по решению регистрирующего органа.

Читать еще:  Сроки исполнения исполнительного листа банком

В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

Конкурсный управляющий в конкурсном производстве

Согласно пункту 2 статьи 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя и иных органов управления должника.

Целью процедуры конкурсного производства является наиболее полное удовлетворение требований кредиторов должника. Закон о банкротстве возлагает достижение данной цели на конкурсного управляющего.

С даты утверждения конкурсного управляющего полномочия руководителя должника и иных органов управления осуществляет конкурсный управляющий в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом N 127-ФЗ (пункт 1 статьи 129 Закона N 127-ФЗ).

Из содержания пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве следует, что конкурсный управляющий обязан:

— принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию;
— провести оценку имущества должника;
— принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
— принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
— уведомлять работников должника о предстоящем увольнении;
— предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании, исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом N 127-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан провести инвентаризацию имущества должника.

Конкретные сроки проведения такой инвентаризации Законом о банкротстве не предусмотрены. Вместе с тем, конкурсный управляющий при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Таким образом, процедура конкурсного производства, как указывалось выше, имеет ликвидационную направленность. Продолжение хозяйственной деятельности не входит в задачи указанной процедуры.

Следовательно, хозяйствующий субъект фактически лишен возможности по управлению предприятием и распоряжению имуществом.

В конкурсном производстве все имущество, в том числе имущественные права, включенные в конкурсную массу, подлежат продаже в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Жалобы на действия (бездействие) конкурсного управляющего

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) арбитражного управляющего бремя доказывания должно распределяться следующим образом:

кредитор обязан доказать наличие незаконного, недобросовестного или неразумного поведения арбитражного управляющего и то, что такое поведение нарушает права и законные интересы кредитора,

а арбитражный управляющий обязан представить доказательства отсутствия его вины в этом поведении или обосновать соответствие его действий требованиям закона, добросовестности и разумности.

Конкурсное производство при банкротстве

Согласно действующим на территории Российской Федерации законодательным актам, потеря платежеспособности дает право как юридическому, так и физическому лицу признать свое банкротство, что приводит к ликвидации и списанию имеющейся задолженности перед кредиторами. Однако следует иметь представление о том, что банкротство представляет собой многоступенчатую процедуру, в процессе реализации которой в первую очередь усилия направляются на восстановление финансового благополучия, вследствие чего станет возможным погасить все долги. В том случае если предпринятые меры не привели к желаемому результату, наступает завершающий этап — конкурсное производство при банкротстве. В данной статье речь пойдет о том, какие условия должны иметь место для перехода на эту стадию и какие действия она предполагает.

Что представляет собой конкурсное производство при банкротстве?

Если все предварительные этапы, которые проводятся путем назначения независимого управляющего активами организации и составлением плана восстановления платежеспособности, не помогли достигнуть поставленной цели, то по соответствующей инициативе судебной инстанции начинается конкурсное производство, являющейся финальной стадией присвоения статуса банкрота. Целью данного этапа является погашение в максимально возможной мере задолженности перед кредиторами путем реализации имеющегося имущества, в результате чего происходит ликвидация предприятия.

Комплекс мер, который предпринимается в рамках осуществления конкурсного производства, обладает рядом особых характеристик, среди которых можно выделить следующие:

  • привлечение судом независимого управляющего, которому поручается распоряжение всеми активами банкрота (при этом с имущества снимается арест);
  • недопущение должника к распоряжению своими активами;
  • временное непринятие требований, которые в индивидуальном порядке выставляют контрагенты-кредиторы;
  • право отказа от сделок, которые были заключены должником до объявления данной стадии;
  • организация инвентаризации и полной оценки имущества с целью его последующей реализации;
  • прекращение начисления штрафов, пеней, неустоек и других финансовых санкций.

После оглашения факта того, что начинается реализация конкурсного производства, информация о том, что представляет собой финансовое положение банкрота, перестает являться коммерческой тайной.

Когда проводится конкурсное производство при банкротстве?

Факт того, что осуществляется переход к данной стадии, подтверждается решением арбитражного суда. Ее длительность по закону составляет один год. Однако в некоторых случаях суд использует свое полномочие продлить его еще на полгода. Законом не запрещается еще большее увеличение длительного данного процесса при наличии достаточно веских для этого обстоятельств, среди которых те, которые обусловлены необходимостью в дополнительном времени для осуществления завершающего этапа сделки по продаже имущества и расчетов с кредиторами. Таким образом, согласно установленным правилам, данная процедура может длиться от года до полутора лет, однако на практике ответ на вопрос, сколько длится конкурсное производство при банкротстве, не всегда является таким однозначным.

Если речь идет о банкротстве индивидуального предпринимателя, то в течение проведения соответствующей процедуры к нему должны быть предъявлены требования по всем имеющимся обязательствам, в том числе к нему как к физическому лицу (в отношении коммунальных платежей, выплаты алиментов на несовершеннолетних детей и так далее). Индивидуальный предприниматель, который признан банкротом, лишается своей регистрации и выданных лицензий. Возобновить свою деятельность в данном случае возможность только через год.

Также отметим, что по заявлению гражданина дело о банкротстве может возбуждаться не чаще, чем один раз в пять лет.

Задачи и возможности конкурсного управляющего

Одной из ключевых особенностей данного этапа является то, что судом назначается конкурсный управляющий по банкротству. Именно он получает все полномочия по управлению дел должника. В первую очередь это отражается в приобретении права на распоряжение имущества, которое находится в собственности банкрота.

Спектр задач конкурсного управляющего достаточно широкий. В него включены даже такие мелкие обязанности как размещение информации в официальных публицистических изданиях. Также в круг обязанностей конкурсного управляющего входят следующие функции:

  • принятие и последующее ведение имеющегося имущества;
  • организация инвентаризации;
  • инициирование проведения оценки имущества с привлечением профессионального оценщика;
  • осуществление возврата имущества должника, которое по тем или иным причинам находится у третьих лиц;
  • принятие мер по сохранности имущества;
  • извещение работником о последующем увольнении в течение месяца с момента начала процедуры;
  • предъявление требования к должникам банкрота при их наличии;
  • контроль над правомерностью требований, которые выставляются кредиторами, а также ведение их реестра;
  • реализация требуемого документооборота;
  • получение согласия кредиторов на заключение той или иной сделки.

На этом перечень обязанностей управляющего не заканчивается, их полный перечень представлен в соответствующем федеральном законе.

Конкурсное производство в Беларуси

Что такое конкурсное производство

Конкурсное производство – это процедура банкротства, которая применяется ко всем банкротам: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Отсутствующие и ликвидируемые должники начинают свое банкротство именно с открытия процедуры конкурсного производства.

Конкурсное производство включает в себя завершение процедуры подготовки дела к судебному разбирательству, непосредственно конкурсное производство, санацию или ликвидационное производство.

Конкурсное производство — процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной законодательством очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения — в процессе ликвидации должника — юридического лица или прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.

Читать еще:  Арбитраж москва юрист

Для проведения процедуры конкурсного производства суд назначает антикризисного управляющего. Три кандидатуры антикризисного управляющего должны быть предложены лицом, подающим заявление об экономической несостоятельности (банкротстве). К заявлению также прилагается согласие управляющих на их назначение в конкретное производство о банкротстве.

Антикризисный управляющий приступает к осуществлению своих полномочий с момента получения определения суда об открытии конкурсного производства. Руководитель предприятия, учредители, собственники имущества отстраняются от управления предприятием – должником.

В рамках конкурсного производства управляющий обязан

  • установить кредиторов и дебиторов должника
  • определить возможность взыскания дебиторской задолженности
  • предпринять меры ко взысканию дебиторской задолженности
  • выявить имущество должника, на которое может быть обращено взыскание
  • рассмотреть требования кредиторов и составить реестр требований
  • провести анализ финансово-хозяйственной деятельности
  • установить причины наступления экономической несостоятельности (банкротства)
  • проверить наличие признаков ложного, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства, срыва возмещения убытков кредиторам.

Этапы конкурсного производства

Конкурсное производство можно разделить на два этапа: подготовительный и основной. На первом этапе конкурсного производства управляющий формирует конкурсную массу, т.е. максимально концентрирует и выявляет все имущество должника, за счет которого потом будет удовлетворять требования кредиторов. Также на подготовительном этапе конкурсного производства антикризисный управляющий должен установить кредиторов должника, рассмотреть предъявленные требования кредиторов, составить реестр требований кредиторов.

Для установления кредиторов антикризисный управляющий размещает в СМИ информацию о том, что в отношении конкретного должника открыто конкурсное производство. Сообщение об открытии конкурсного производства должно содержать сведения о сроке приемки требований кредиторов, адреса для корреспонденции, времени и месте проведения первого собрания кредиторов.

Первое собрание кредиторов должно быть проведено не позднее 75 дней с момента открытия конкурсного производства. На собрании кредиторов имеют право голосовать по вопросам повестки дня только конкурсные кредиторы.

Как стать конкурсным кредитором

В течение двух месяцев с момента публикации объявления об открытии конкурсного производства необходимо направить антикризисному управляющему или в суд, рассматривающий дело требование кредитора. К требованию кредитора необходимо приложить документы, на основании которых возникла задолженность. Документы к требованию должны прилагаться или в оригинале, или в виде надлежаще заверенных копий.

Управляющий обязан в течение 7 дней с момента получения рассмотреть требование кредитора и направить ему извещение о принятии или отклонении требований кредитора. Если представленных документов не достаточно либо они оформлены ненадлежащим образом, управляющий обязан предоставить кредитору 7 рабочих дней для устранения недостатков.

Принятые требования включаются в реестр требований кредиторов в порядке очередности, установленной законодательством.

  • В первую очередь включаются требования о причинении вреда жизни, здоровью.
  • Во вторую очередь — требования по заработной плате, авторским договорам.
  • В третью очередь — задолженность перед бюджетом.
  • В четвертую очередь — обязательства, обеспеченные залогом.
  • В пятую очередь — требования прочих кредиторов.

Требования кредиторов, заявленные по истечении срока для предъявления требований кредиторов, включаются в реестр требований кредиторов после пятой очереди.

В конкурсном производстве антикризисный управляющий на основании проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности принимает решение о санации или ликвидации должника. Свой вывод управляющий обосновывает в заключении о факте банкротства. Также в конкурсном производстве антикризисный управляющий готовит план санации и (или) план ликвидации должника.

Собрание кредиторов

Собрание кредиторов утверждает отчет антикризисного управляющего о ходе конкурсного производства, рассматривает заключение о факте банкротства, утверждает план санации или ликвидации должника. Утвержденный план санации или ликвидации, отчет о ходе конкурсного производства, заключение о факте банкротства предоставляется в суд. Суд выносит решение об открытии в отношении должника процедуры банкротства с санацией должника или банкротства с ликвидацией должника. На этом условно подготовительный этап конкурсного производства завершается. Управляющий переходит к основному этапу конкурсного производства: санации или ликвидации должника.

Конкурсное производство не всегда завершается санацией или открытием ликвидационного производства, суд может вынести определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Производство по делу о банкротстве может быть прекращено если:

  • восстановлена платежеспособность должника в процессе санации
  • заключено мировое соглашение
  • до принятия судом решения по делу о банкротстве удовлетворены все предъявленные требования кредиторов
  • установлено ложное банкротство
  • неплатежеспособности должника не носит и не приобретает устойчивый характер
  • третье лицо выдало поручительство в полном удовлетворении требований кредиторов, а кредиторы дал

Приглашаем на консультации адвоката по процедуре банкротства

Адвокаты Минской городской коллегии адвокатов, осуществляющие деятельность индивидуально , Минск, Республика Беларусь — Конкурсное производство в Беларуси
220004, Республика Беларусь, г. Минск, улица Максима Танка, дом 20, комната 340, телефон +375 (29) 639-34-37, +375 (29) 630-56-07, +375 (17) 203-58-31

Конкурсное производство

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства, основными признаками которого являются:

— назначение специального лица (как правило, судом) для управления имуществом должника;

— отстранение должника от управления своим имуществом;

— приостановление индивидуальных требований кредиторов;

— возможность отказа в судебном порядке специальным лицом от сделок, совершенных должником до начала конкурсного производства;

— формирование конкурсной массы за счет всего имущества, принадлежащего должнику;

— удовлетворение претензий кредиторов за счет имущества, составляющего конкурсную массу в соответствии с установленным приоритетом.

Сроки конкурсного производства. Процедура конкурсного производства открывается принятием арбитражным судом решения о признании должника банкротом и вводится сроком на один год, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. При необходимости срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом сверх этих сроков. Основанием для продления срока могут служить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости завершить продажу имущества должника и расчеты с кредиторами.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

— срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

— прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

— сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

— прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства;

— исполнительные документы подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;

— снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.

Конкурсный управляющий. Конкурсный управляющий действует с момента его утверждения арбитражным судом до даты завершения конкурсного производства. К нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

В течение 5 дней с даты своего утверждения конкурсный управляющий обязан направить сообщение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальное издание, определенной Правительством РФ, в настоящее время изданием является «Российская Газета».

Контроль за деятельностью конкурсного управляющего осуществляют:

— комитет кредиторов или собрание кредиторов, которым конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию;

Читать еще:  Зачем вызывает пристав

— арбитражный суд, по требованию которого конкурсный управляющий обязан предоставлять все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.

Конкурсная масса — все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. В составе имущества должника отдельно учитывается имущество, являющееся предметом залога.

В конкурсную массу не входит:

— Имущество, изъятое из оборота.

— Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности.

— Социально значимые объекты (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения). Они продаются путем проведения торгов в форме конкурса в таком же порядке, как и остальное имущество.

Ценные бумаги и иное имущество клиентов, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, поскольку с момента введения внешнего управления или конкурсного производства оставшиеся ценные бумаги клиентов подлежат возврату клиентам, если другое не предусмотрено соглашением арбитражного управляющего с клиентами. Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество этих ценных бумаг, находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, их возврат клиентам осуществляется пропорционально требованиям клиентов. Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами и удовлетворяются в рамках процедур банкротства.

В целях правильного ведения учета имущества должника, составляющего конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.

Удовлетворение требований кредиторов. Требования кредиторов удовлетворяются не за счет непосредственно имущества, составляющего конкурсную массу (имущества и имущественных прав), а за счет денежных средств, вырученных от продажи этого имущества на торгах. При этом используется только один расчетный счет должника, остальные счета подлежат закрытию.

После продажи с торгов имущества должника, конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований в порядке очередности. Следует заметить, что до этого погашаются все внеочередные расходы:

— судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений о банкротстве;

— расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника; требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;

— задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, в том числе и в ходе конкурсного производства;

— иные связанные с проведением процедур банкротства расходы;

В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда (кредиторы первой очереди);

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам (кредиторы второй очереди);

В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами (кредиторы третьей очереди).

Реестр требований кредиторов

Конкурсный управляющий (собственник, учредитель — если они исполняют обязательства должника) производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов, который закрывается по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Реестр требований кредиторов — документ, представляющий из себя перечень кредиторов, содержащий информацию об очередности удовлетворения и размере их требований. В соответствии с реестром требований кредиторов проходит голосование на собраниях кредиторов, а также расчеты с кредиторами. Ведет реестр арбитражный управляющий или реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг).

Особенности расчетов с кредиторами

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Если после завершения расчетов с кредиторами осталось имущество, а кредиторы отказались от него для погашения своих требований и отсутствуют заявления собственника, учредителей (участников) о правах на него, то это имущество передается органам местного самоуправления по месту нахождения должника.

При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

В случае невозможности перечисления денежных средств на счет кредитора причитающиеся ему суммы вносятся конкурсным управляющим в депозит нотариуса по месту нахождения должника. Если кредитор не забирает эти средства в течение трех лет, то они поступают в федеральный бюджет.

Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.

Требования кредиторов первой и второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реестра требований кредиторов, подлежат удовлетворению независимо от того, когда они были заявлены.

В качестве отступного может быть предоставлено только имущество, не обремененное залогом. Зачет требования и погашение требования предоставлением отступного допускаются только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Не допускается погашение требований с помощью новации обязательства.

Конкурсный управляющий вносит в реестр требований кредиторов сведения о погашении требований кредиторов.

Кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право предъявить требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника, в течение 10 лет после окончания производства по делу о банкротстве.

После завершения расчетов по заявленным требованиям гражданин освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью, независимо от того, были, заявлены такие обязательства или нет. Что касается обязательств, не связанных с его предпринимательской деятельностью, то погашаются лишь заявленные и учтенные требования. Особенность последствия признания банкротом индивидуального предпринимателя, в отличие от банкротства юридического лица, состоит в том, что кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые не предъявили свои требования до признания его банкротом, сохраняют право на их предъявление и после завершения процедуры банкротства.

Кроме того, не погашаются требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также другие требования личного характера независимо от того, были они заявлены при процедуре банкротства или нет.

Если в отношении должника не вводилось ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена и у него есть имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности, то арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Если по обязательствам расплатились учредитель, собственники, то арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу.

Если этого не произошло и не было заключено мировое соглашение, то после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий в течение десяти дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства представляет это определение в орган, в который должны представляться необходимые документы для осуществления государственной регистрации предприятия-должника в связи с его ликвидацией.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а предприятие-должник — ликвидированным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector